Балерина малика сабирова была визитной карточкой советского таджикистана. «Пусть говорят»: Восток – дело тонкое

Гражданство:

СССР СССР

Профессия: Карьера:

1965 - наст. время

Награды:

Мазол (Малика) Яшуваевна Колонтарова (Каландарова) (тадж. Малика Қаландарова ; род. 2 сентября , Сталинабад , СССР) - советская таджикская танцовщица , актриса , педагог . Народная артистка СССР ().

Биография

Гастролировала с ансамблями по городам СССР и за рубежом: Афганистан , Япония , Испания , Турция , Индия и др.

Снималась в кино.

С 1993 года живёт и работает в Нью-Йорке (США). Продолжила свою танцевальную карьеру, открыв «Международную Школу танцев Малики» («Malika’s International Dance School»), где учит молодых девушек танцам.

Семья

Награды и звания

  • Заслуженная артистка Таджикской ССР ()
  • Народная артистка Таджикской ССР ()
  • Народная артистка СССР ()
  • Государственная премия Таджикской ССР им. Рудаки ()

Фильмография

  • - Зумрад - эпизод
  • - Жених и невеста - Гульнора
  • - Сказание о Рустаме - эпизод
  • - Ураган в долине - Гульчехра
  • - И еще одна ночь Шахерезады… - эпизод
  • - Новые сказки Шахерезады - эпизод
  • - Последняя ночь Шахерезады - эпизод
  • - Шерали и Ойбарчин - эпизод

Напишите отзыв о статье "Колонтарова, Мазол Яшуваевна"

Примечания

Ссылки

  • (тадж.)
  • (тадж.)
  • (тадж.)

Отрывок, характеризующий Колонтарова, Мазол Яшуваевна

Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.

"Малика была визиткой Таджикистана". В Душанбе вспомнили выдающуюся советскую балерину
Манижа Курбанова

22 мая - день рождения выдающейся балерины, народной артистки СССР Малика Сабировой, чье имя вписано золотыми буквами в историю таджикского балета. В этот день, по уже состоявшейся традиции, в театре оперы и балета им. Айни прошел концерт мастеров балета в ее честь, а также в Музее выдающихся женщин Таджикистана 26 мая состоялся творческий вечер, куда собрались почитатели ее таланта.

Станцевать в честь балерины

В Академическом театре оперы и балета им. С. Айни прошел праздничный концерт солистов театра, посвященный памяти Малики Сабировой. Среди гостей были представители дипломатического корпуса и международных организаций, которые пришли насладиться изящным балетным искусством.

Молодые и талантливые артисты Фарангис Касымова, Мухаммад Азимзода, Асель Нилобекова, Умед Сангализода исполнили па-де-де из балета "Жизель" и "Дон Кихот", а также показали отрывки из балета "Лейли и Меджнун", которые в свое время исполняли Малика Сабирова и Музаффар Бурханов.

Между выступлениями артистов, на белом полотне были показаны отрывки из документального фильма Заура Дахте о Малике Сабировой, где она выступила в нескольких образах. Также был продемонстрирован отрывок из передачи телеканала "Культура" российского телевидения о жизни и творчестве балерины.

Билета на балет было не достать…

Вторым мероприятием, посвященным памяти звезды таджикского балета, стал творческий вечер Малики Сабировой, который прошел в минувшую субботу в Музее выдающихся женщин Таджикистана. Там собрались друзья, коллеги и почитатели таланта балерины, которые поделились своими воспоминаниями.

Заслуженная артистка Таджикистана, экс-министр культуры республики в советское время Тамара Абдушукурова рассказала о жизни и творчестве Малики Сабировой. А свое выступление она начала с известного стихотворения недавно ушедшего из жизни Народного поэта Таджикистана Мумина Каноата, для которого великая балерина была Музой:

"О лебедь белая, помедли, не прерывай чудесный стон,
Ведь ты уйдешь и только он, останется, как ослеп бледный…"

"Что может быть искреннее этих слов, в которых поэт передал свои переживания по поводу смерти балерины, ушедшей в расцвете сил, в неполные 40 лет?", - отметила Абдушукурова.

"Малика была очень трудолюбивой, она не могла отдыхать. Даже когда ездила в какой-нибудь санаторий или дом отдыха, она всегда умудрялась создавать там рабочую обстановку и репетировать. И даже когда будучи довольно известной, покорив весь мир своим талантом, она не переставала работать над собой", - отметила Тамара Махсумовна.

По ее словам, видя такое усердие балерины, труппа театра сконцентрировалась вокруг нее, стараясь дотянутся до планки, которую она представляла. И поэтому в период, когда балерина являлась примой таджикского балета, было не достать билет на тот или иной спектакль, так как зал театра был всегда полон.

Также Абдушукурова вспомнила последнее выступление балерины киноконцертного зале "Россия" в Москве.

"Там, в ноябре 1980 года собрались все звезды балета, - рассказала Тамара Абдушукурова. - Артисты выступали два вечера подряд, на этот концерт были приглашены иностранные гости и последний, завершающий номер организаторы решили отдать Малике, чтобы ее выступлением завершить вечера балета. И хотя в то время балерина уже болела, она блестяще выступила на сцене, не предназначенной для балетного танца, так как в Большом театре или в любом другом балетном, сцена была немного покатой. Малика понимала, что она должна выступить блестяще перед высокими гостями и хотя, ей было очень трудно, она это сделала. Кто мог подумать, что это был последний выход Малики на концерте такого масштаба?".

"Когда говорят о совершенстве, то вспоминают Малику Сабирову, ведь она смогла стать идеалом для многих танцовщиц. Она пришла из страны гор и унесла всех в поэтический мир прекрасного", - процитировала Абдушукурова цитату о великой балерине.

"Малика была визиткой Таджикистана"

Известный государственный и общественный деятель Гулджахон Бабасадыкова также поделилась своими личными воспоминаниями о Малике Сабировой. Она рассказала о человеческих качествах балерины.

"Я счастлива, что знала Малику Сабирову лично, что мы прожили те счастливые времена, когда она была рядом с нами, и мы могли видеть ее выступления воочию, а не на пленке. Через нее наши люди полюбили балет, и по праву, Малика была визиткой Таджикистана", – отметила Гулджахон Бабаевна, рассказывая о вкладе балерины в искусство Таджикистана.

Также Бабасадыкова вспомнила последние годы балерины, когда она решила уехать из Душанбе.

"Многие считают, что руководитель республики Джаббор Расулов занимался исключительно вопросами сельского хозяйства, не обращая внимания на искусство и культуру, - сказала она, - Но это не так. У Расулова был особый подход к каждой творческой личности. И когда он узнал, что Сабирова хочет навсегда уехать из республики, а ее приглашали на работу в Киргизию, Узбекистан, Россию, он вызвал ее на личную беседу, чтобы разобраться в проблемах, с которыми столкнулась балерина".

О Малике Сабировой рассказала и общественный деятель Майсара Калонова. Она вспомнила о времени, когда будучи секретарем райкома комсомола Центрального района, она однажды пригласила балерину на открытие молодежного клуба.

"Несмотря на свою занятость, Малика пришла на встречу с комсомольцами. Нашей радости не было предела. "Труд - это гений. Не все - гении, но мастером своего дела может стать каждый", отметила тогда Малика. И эти ее слова я вспоминаю до сих пор", - отметила Майсара Юлдашевна.

Земфира Казакова, заведующая кафедрой хореографии Таджикского института искусств им. М. Турсунзаде, которая работала и дружила с Маликой Сабировой, также поделилась своими воспоминаниями.

По ее словам, Малика имела много регалий, но никогда не проявляла высокомерия и была очень скромной. Она также вспомнила, что в ее доме можно было увидеть всех: знаменитых артистов, высоких чиновников и простых людей.

"Однажды Малика попросила занять беседой молодого человека, который пришел к ней в гости, - рассказала Земфира Закирджановна, - Позже я узнала, что это был Павел Слободкин, основатель и руководитель известного в то время ансамбля "Веселые ребята", в котором пела Пугачева. Казалось, Малику знали все".

"Когда она пришла на очередную встречу с избирателями в институт искусств, которым я руководила в то время, то никто не решался выступить первым перед нею, хотя готовились давно. Тогда великий мастер слова, непревзойденный актер Махмуджон Вахидов, вышел на сцену, где стояла Сабирова и, упав на колени прямо перед балериной, процитировал стихи "Ты и Вы" Пушкина:

"Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как Вы милы!
И мыслю: как тебя… мы любим", - изменив после небольшой паузы концовку, сказал он, и весь зал зааплодировал! В протоколе мы все так и записали", - рассказала Тамара Абдушукурова.

Воспоминаний о великой артистке было много. В конце вечера известный кинооператор и фотохудожник Заур Дахте поделился своими видеозаписями.

Оказывается, он сопровождал артистку во многих ее гастролях по стране, снимая ее выступления на пленку. Своим богатым архивом кинодокументалист поделился с музеем и продемонстрировал собравшимся отрывки из концертов балерины, ее личные фотографии и кадры из фильма "Малика".

На творческом вечере с небольшим концертом выступили также студенты Национальной консерватории им. Талабшо Саттторова, которые исполнили классические музыкальные произведения, под сопровождения которых Малика Сабирова танцевала на сцене.

Собравшиеся еще раз подчеркнули выдающийся вклад балерины в таджикское искусство, тут также прозвучали предложения о том, чтобы найти средства на проведение международного конкурса или фестиваля балетного искусства имени Малики Сабировой, который бы в дальнейшем поднял престиж Таджикистана на международном уровне.

В этом выпуске речь пойдет о советской артистке из Таджикистана Малике Калантаровой — танцовщица блистала на различных концертах во времена СССР. Ее имя звучало везде, во всех союзных республиках. Однако мы поговорим не только о биографии женщины, а также и о непростой ситуации, которая сложилась однажды с ее ребенком. У Малики есть двое взрослых сыновей, одного из которых она потеряла…зато вскоре обрела дочь!

В 34 года Малика Каландарова получила звание «Народный артист СССР». Это был небывалый успех для танцовщицы из далекого Таджикистана. Она гастролировала по всему миру и представляла Советский Союз. Ее супруг — известный в те годы музыкант Исхак Гулькаров, который аккомпанировал ей во время танцев и всюду сопровождал ее. После того, как Советского Союза не стало и началась перестройка, Малика Каландарова эмигрировала из Таджикистана в Штаты. Поводом переезда послужила и гражданская война среди таджиков в 1992 году.

Малика Калантарова в молодости

В Америке было нелегко — женщине приходилось торговать посудой. «У меня двое сыновей. Старший — Марик, а второй — Артур. Марик был очень смелым и мужественным с самого детства, а вот Артур в отличие от брата, рос совершенно другим…», — начинает свой рассказ Калантарова.

Семейное фото

Артур Гулькаров

Впрочем, даже в США Малика смогла продолжить свою карьеру танцовщицы. Ее ансамбль имел большой успех среди американцев. Младший сын Артур, будучи еще небольшим мальчиком, стал проявлять интерес к танцам, и в юности парень уже танцевал в труппе, которой руководила мать. Гулькаров очень мечтал стать всемирно известной звездой танцпола.

Танцор Артур Гулькаров

В 2005 году Гулькаров переехал в Москву и сделал в российской столице карьеру танцора. Он познакомился с Иосифом Кобзоном, и другими творческими знаменитостями.

Артур Гулькаров и Иосиф Кобзон

Но спустя небольшое время мужчина вернулся в Нью-Йорк. Стали ходить неприятные слухи о дальнейшей жизни танцора, но, самое главное, никто не знал, куда пропал Артур Гулькаров. Он исчез!

Сын стал дочерью

Малика Калантарова: «Мой младший сынок никогда не играл с мальчишками во дворе. А в школе над ним постоянно смеялись и дразнили девочкой. Ему было очень тяжело жить с этим. Всегда крутился вокруг девочек. А позже я заметила, что он пользуется моей помадой и примеряет женскую одежду. Все больше и больше он стал похожим на девушку…Меня осуждали за то, что я позволяю своему сыну такое, но я теперь отношусь с пониманием к нему…то есть, к Самире. Тем более, я всегда хотела, чтобы у меня была дочь».

Уже в 34 года танцовщица Малика Колонтарова становится народной артисткой, гастролирует по всему миру. Но после распада СССР на ее родине в Таджикистане начинается гражданская война, и Царица Востока, как называли ее поклонники, уезжает с мужем и двумя сыновьями в США. За океаном Малика начинает все с нуля и в результате добивается признания. Так совсем коротко можно рассказать об этой удивительной артистке, которая могла «грациозной ланью взлететь над сценой и так же стремительно приземлиться на колени». Но есть в истории Малики поворот, который доказывает, помимо сильного характера и таланта, природа наградила ее невероятным зарядом материнской любви.

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

С первого дня жизни младшего сына женщина замечала, как резко отличаются ее дети. Старший Марик рос сорвиголовой, а вот Артур… «Он никогда не играл с мальчишками, признавал лишь общество девочек. Часто я заставала его перед зеркалом, примеряющим мои украшения и костюмы. Конечно, я объясняла, что нельзя, так делают лишь девочки, но, глядя, как грациозно танцует маленький Артур, даже соседи отмечали: «Господи, Малика, ты же дочку родила». Я на эти слова обижалась, а муж часто кричал на Артура, мол, ведешь себя, как баба, стань мужиком. Сын подрастал, и как-то мне сообщили, что видели его на Манхэттене в платье. А уж когда 25-летний Артур, глядя мне в глаза, с мольбой произнес: «Я девушка, услышь меня, мама, прошу», я просто остолбенела. Пойми, Андрей, мы жили в Америке нашей диаспорой, я знаменитая артистка, меня все знают, и вдруг людиначинают шептаться по углам. В результате Артур уехал из дома… Как ему было тяжело, я только догадывалась, но однажды он позвонил и сказал, что хочет уйти из жизни. Когда твой ребенок говорит такое… Я приняла решение.

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Чем потерять сына, лучше я буду рядом, помогу – и оплатила ему операцию. Муж, особенно первое время, не мог это принять. Страдал, сидел в углу комнаты и молчал. Избегал людей, тем более когда подходили со словами: «Мы тут прочитали, у вас, оказывается, дочь!» Ильяс ведь всегда гордился: «У меня два крыла, мои дети, мои сыновья».

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Но через какое-то время друзья сына насильно остановили мужа на улице и стали показывать сегодняшние фотографии Артура. И он прослезился, даже подумал сначала, что это я в молодости. Понемножку, когда сын приходил в гости, стал с ним общаться. Причем воспринимая его, как Самиру. Они могут вместе гулять, зайти в ресторан. Правда, появляться с дочкой на соседских вечеринках Ильяс пока не готов, говорит: «Я люблю ее, но не для общества». Самым непреклонным в семье Колонтаровой-Гулькарова оказался старший брат Марк. Даже спустя два года после операции он не хочет видеть и признавать Артура-Самиру, старается отгородить от него своих четверых детей, с горечью вспоминая, как в школе одноклассники, издеваясь, кричали брату: «Телка! Вон смотри, телка идет».

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой

Отношения с Марком для самого Артура-Самиры очень болезненные, а еще он удивляется реакции мужчин на его появление. «Я прихожу во двор, где вырос, и всех знаю. Женщины подходят, разговаривают, а их мужья ведут себя как трусы. Даже не здороваются». Артур-Самира, разумеется, понимает, что с ним бы сделали представители сильного пола, окажись он не в толерантной Америке, а на родине, в Таджикистане. Кстати, будучи еще Артуром, он приезжал в Россию, выступал на разных сценах и везде с большим успехом. Чарующая пластика и артистизм у него от знаменитой мамы. Возможно, кто-то скажет, что это не русская история, но вся она построена на любви. А любовь, как известно, мы, русские, и придумали.

// Фото: Личный архив Малики Колонтаровой