Традиций в сотрудничестве со школой и родителями. Сотрудничество детского сада и семьи: от традиций к инновациям

Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения

Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики Беларусь

Тема: сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели :
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат: выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.

Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.

Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.

Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:

Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.

Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.

Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.

Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.

Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап - 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.

Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.

Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.

Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:

1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.

2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.

3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.

Сотрудничество семьи и школы в современных условиях.

Большакова М. П.

Краснова С. Б.

МОУ НОШ № 1

Наше сообщение хочется начать со слов В.А. Сухомлин­ского, который со свойственной ему восторженностью и правотой утверждал: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992).
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011).

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как изменения социально-политических, социально-экономических отношений повлекли за собой социально-психологические изменения в межличностных отношениях.

Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Это порождает проблемы и во взаимоотношениях семьи и школы. Изменились и сами образовательные учреждения и общая ментальная составляющая семьи. Произошла резкая дифференциация семей по экономическому критерию, по социальному статусу, по предъявляемым требованиям к образовательному учреждению. Традиционно характер взаимодействия семьи и школы описывался как консультирующе - контрольный и касался в основном вопросов успеваемости и посещаемости ребёнка в школе. Сегодня спектр сторон взаимодействия значительно расширился: это и вопросы успеваемости и воспитания детей, вопросы профессионального определения и профильной подготовки, вопросы помощи школе и вопросы управления школой через государственно-общественную структуру.

Таким образом, налицо ряд противоречий, требующих решения:

Между новыми требованиями семьи с учётом их дифференциации к образовательному учреждению и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов;

Между проблемой в воспитании коммуникативной, толерантной, самостоятельной личности школьника и её успешной социализации и недостаточной интеграцией семьи и школы.

В этих условиях, когда реализуется принцип общественно-гражданского управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» школы.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка , играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо , поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.

Без помощи друг друга невозможно обеспечить высокие результаты в воспитании.

Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

    Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

    Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);

    Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;

    Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать

Основы личностного развития человека закладываются в семье в раннем детстве.

Семейное воспитание имеет ряд преимуществ:

    оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность;

    любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка;

    семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности

Обязанности и права семьи

Из конституции и семейного кодекса РФ:

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны:

    воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

    подготавливать их к общественно полезной деятельности,

    приучать к дисциплине,

    заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

    стимулировать к осознанному выбору профессии.

Обязанности и права школы

Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)

Организует учебно-воспитательный процесс в школе

Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим (по объективным и уважительным причинам) учебную программу.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других.

Часто забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.

Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать, с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих школьных обязанностей и помощи по дому.

Издавна школа являлась центром формирования педагогической культуры родителей, а в широком смысле - общества в целом, поскольку каждый член общества прямо или косвенно, в полном объеме или частично осуществляет воспитательные функции.

В настоящее время у нас сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей; общешкольные и классные мероприятия с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных экскурсионных поездок и т.д. Помощь родителей играет важную роль в развитии учебной деятельности детей, воспитании познавательных интересов. Регулярно проводятся выставки поделок детей из различных материалов, выполненных при участии родителей. Взрослые члены семьи помогают нашим ученикам подобрать и оформить информацию для сообщений и проектов на уроках окружающего мира и других, а также во внеклассной и во внеурочной деятельности. Особого внимания заслуживают проекты «Моя родословная» и «Традиции моей семьи», которые реализуются в 1 и 4 классах.

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи .

Школа – дом второй, семья вторая,

Поэтому и связаны они.

Ведь семье в учебе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Эта связь все крепче и сильнее,

И растет, и крепнет с каждым днем.

И учиться проще, веселее

Если в тесной дружбе мы живем.

Литература:

    Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

    Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

    Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

    Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

    Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

    Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.

    Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.

    Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.семье и школе Минск, «Современное слово», 2003 г. – 280 стр. Аннотация... сила взаимного тяготения, закон-условие добровольного единения и сотрудничества ), осно­ва созидания и гармоничного...

  1. Общие основы взаимодействия семьи и школы

    Документ

    Детей, сколько может сделать семья . В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций... великое из всех дел человеческих. Сотрудничество семьи и школы . Работа школы с родителями в последнее время значительно...

  2. Нашего собрания звучит «Семья и школа – партнёры в воспитании». По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Какие бы проблемы не терзали ребёнка, родители

    Документ

    Неполных и имеющих одного ребенка семей . В этих сложных современных условиях растут наши дети, и им... , которые проводит школа , а выявление проблем и разработка мероприятий по организации сотрудничества педагогов и родителей...

  3. Педсовет "Пути и средства взаимодействия семьи и школы в развитии личности ребенка" слайд 1 I. Вступительное слово

    Документ

    Этого необходимой психолого-педагогической информации. Семья в современных условиях не всегда может выйти из... к гармонии и целостности. СЛАЙД 6 Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы...

НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ НОВЫЕ ТРАДИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ МОУ Карьерская основная общеобразовательная школа 2007 г г. Авторы: Белкина К.В. – классный руководитель Иванова А.Н. – учитель начальных классов



ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья Параметры семьи Определение Социально-культурный Образовательный уровень родителей и их участие в жизни обществ Социально-экономический Имущественные характеристики и занятость родителей на работе Технико-гигиенический Условия проживания, особенности образа жизни Демографический Структура семьи




Ожидаемые результаты - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - Повышенный интерес родителей к проблемам школы; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - стимулирование положительной мотивации детей к учению; - активность родителей в школьных делах; - активность родителей в школьных делах; - более конкретное решение воспитательных проблем. - более конкретное решение воспитательных проблем.


Обоснование Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше уделяют внимания проблемам воспитания детей. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берет своё начало в детстве.


Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы. Исходя из интересов учащихся, их склонностей, потребностей и стремления к самореализации, мы отошли от традиционного проведения родительских собраний и нашли оригинальную форму сотрудничества семьи и школы.




День первый (г.) «Посиделки с бабушками»







День второй (г.) День открытых дверей – посещение уроков родителями




День третий (г.) Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!»






День четвертый (г.) Круглый стол «Школа в жизни моей семьи»







День пятый (г.) Подведение итогов «Родительской недели» - Праздник в дошкольной группе «В гости осень к нам пришла!» - Концертная программа - Доклад «Роль семьи в жизни школы» - Встречи с классными руководителями


В зеркале прессы ЗаметкаЗаметка о проведении «Родительской недели» была опубликована в газете «Ростовский вестник» от г. Заметка


Итог Родительской недели Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах. Мнения родителей и учеников доказывают, что такая форма работы выбрана удачно. Это подтверждается активностью родителей. Воспитательные проблемы решаются более конкретно. Интерес родителей к проблемам школы стимулирует положительную мотивацию детей к учению, их активность в школьных делах.



Слово – Дело Великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики .

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, к этому нужно привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

  • Физиологические особенности младших школьников.
  • Особенности адаптации ребенка в школе.
  • Значение режима дня в жизни школьника.
  • Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
  • Права и обязанности ребенка в семье.
  • Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
  • Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, и др.

Считаю, что следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему так происходит и кто в этом виноват? Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство должно начинаться с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию. Это поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.

Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши, их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребенку непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями.

Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, Кл руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Формы взаимодействия

.

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с семьей можно отнести родительские собрания, вечера вопросов и ответов.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Наиболее распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание .

Если подбор родителей класса таков, что это люди, которые уже имеют старших детей, то в таком случае они многое знают и практически, и теоретически о том, что означает иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний. Это дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

  1. Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому . Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета .

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе (организация праздников, экскурсий, походов).

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе (ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой).

Классный руководитель, вовлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, изготовление сувениров самими учащихся, и много-много различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

ФИО: Кайгородова Татьяна Павловна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край Карагайский район

Должность: учитель начальных классов

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ »

ПРОЕКТ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

в начальной школе

Длительность проекта: 4 года.

Ребёнка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо нравственность достигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам.

Соловейчик В.

Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся приносит положительный воспитательный и образовательный результат.

Идеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего. Учащиеся, родители и классный руководитель – коллектив единомышленников. Это сплоченный, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах самоуправления.

На период с 2012 по 2016 учебный год мною разработана программа воспитания «Вместе – дружная семья». Для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании я составила данный проект. Совместно с родителями мы наметили план деятельности, рассчитанный на 4 года по направлениям. На первом родительском собрании выбран родительский комитет. Все родители распределены по инициативным творческим группам: «Культура и творчество», «Спорт и здоровье», «Информация», «Труд и хозяйство», «Туризм и экскурсии». По желанию родители выбирали вид деятельности, в котором они могут оказать содействие, помощь. Члены родительского комитета становятся не только инициаторами дел в классе, но и полноправными партнерами в реализации воспитательной системы класса. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большое желание его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Не могу не отметить, что на первом году взаимодействия необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для детей. Поэтому с первых дней я начинаю изучать каждого ребенка: его подготовленность к школе , уровень тревожности , развития интеллекта, мотивации , эмоциональный фон («Десять моих я», «Краски», «Мое настроение» и т.д.). Начинаю изучать семью каждого из учеников. После этого я налаживаю взаимоотношения с родителями, с бабушками, дедушками и другими ближайшими родственниками своих учеников. Перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Практически в каждом классном коллективе формируется активная творческая группа родителей, которая помогает мне заинтересовать других родителей разного рода деятельностью, направленной на достижение желаемого результата. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.

В течение многих лет работы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.

Срок реализации проекта : 4 года.

Участники проекта :

    родители учащихся

    классный руководитель

    педагог-психолог

    учителя-предметники

Цель:

Создание условий для активизации процесса воспитания и создание условий для совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной социализации и самореализации.

Задачи:

1.Создать условия для конструктивного взаимодействия: родитель — учащийся учитель;

2.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

3.Организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и прочего характера;

4.Привлекать родителей к управленческой деятельности школы (Совет школы, Совет профилактики, родительский комитет).

5.Создать условия для формирования у родителей положительного отношения к школе.

Предполагаемые результаты

    Участие родителей в управлении ОУ (Совет школы ОУ, Совет профилактики, родительский комитет);

    Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы);

    Сближение взрослых и детей через совместное переживание положительных эмоций в ходе сотрудничества;

    Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

    Формирование положительного отношения к школе.

Показатели результативности:

    Сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и в конце реализации проекта;

    Степень активности учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

    Степень активности родителей в реализации проекта;

    Степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;

    Эмоциональный настрой учащихся и их родителей;

    Презентация результатов проекта.

Механизмы реализации проекта

    Создание системы отношений: организация традиционных, тематических и творческих совместных мероприятий.

    Использование приемов и форм в работе, направленных на демонстрацию семейного передового опыта воспитания, опору на семейные традиции.

    Использование в деятельности приемов КТД, применение различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

    Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

    Способствовать положительной мотивации родителей и учащихся и возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

    Диагностика участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Семья и школа – это два социальных института, и от согласованности их деятельности зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.

Основные направления в работе с родителями

Диагностическое

    Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (беседы, посещение семьи).

    Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе. (Наличие огромного количества разработанных анкет и диагностик позволяют отследить не только динамику развития взаимоотношений, но и другие моменты при сотрудничестве с родителями).

Просветительское

    Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, социального педагога, библиотекаря, учителей-предметников.

    Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

    Оформление буклетов-памяток для родителей по взаимодействию с детьми.

Коррекционное:

    Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций.

    Индивидуально-профилактическая работа с родителями слабоуспевающих и одаренных детей.

    Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

Консультативное:

    Индивидуальные беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка;

    Посещение семьи.

Организационное:

    Проведение совместных традиционных творческих и тематических мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения учащихся, родителей и педагогов школы).

    Проведение родительских собраний, конференций, диспутов, встреч с администрацией учебного заведения.

    Дни коллективного отдыха родителей и детей, коллективно-творческая деятельность.

Этапы реализации проекта

Организационный – сбор информации о семьях учащихся (диагностики): изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, изучение воспитательного потенциала семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.), выявление положения детей в системе семейных отношений.

Составление социального паспорта класса: составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей и др.

Основной создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы: организация работы родительского комитета класса, общешкольного родительского комитета, работа лектория психолого-педагогического просвещения родителей, проведение дня открытых дверей в классе, в ОУ. Организация совместного досуга: формирование системы массовых мероприятий с родителями, организация совместной общественно — значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Заключительный – рефлексия, анализ результатов проекта, выводы мониторинговых исследований.

Основные идеи взаимодействия

Наиболее эффективными формами работы с родителями считаю родительские собрания и мероприятия . Именно они дают толчок для работы, позволяют спланировать основную деятельность с родителями, а также скорректировать её. Совместное обсуждение целей и задач учебно-воспитательного процесса в классе, позволяет определить планы сотрудничества, решить проблемы классного коллектива, подвести итоги работы за год. Разнообразные формы деятельности помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Творческие формы собраний позволяют привлечь наибольшее число родителей к разнообразной внеурочной деятельности. Пример родителей — неоценимый образец для детей.

Примерная тематика классных родительских собраний

1 класс

1.Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников. Встреча за круглым столом.

2. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Лекция психолога о результатах диагностики детей, поступающих в первый класс.

3. Игра и игрушка в жизни младшего школьника. Родительская конференция.

4. Перелистывая страницы учебного года. Подведение итогов года за чашкой чая.

2 класс

1. Поощрения и наказания детей в семье. Семейные традиции. Круглый стол.

2. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. Игра. Тренинг.

3. О разумной родительской любви. Совместный праздник с детьми.

4. Как взрастить в ребенке нравственность? Из опыта семейного воспитания.

3 класс

1.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе. Лекция психолога.

2. Эстетическое воспитание в семье — школа высококультурного человека.

3. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения. Презентация опыта.

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

5. Поощрение и наказание как методы воспитания. Дискуссия.

4 класс

1.О памяти и интеллектуальном развитии школьника. Лекция психолога.

2. О родных и близких с любовью. Семейная гостиная.

3.Как научить своего ребенка жить в мире людей? Круглый стол.

4. «Прощай, начальная школа»! Праздник.

В плане улучшения качества семейного воспитания особое внимание уделяю системе педагогического всеобуча родителей , который начинается до поступления ребенка в школу. Цель работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе, успешному обучению, а также достижению желаемых результатов в воспитании в течение всего срока обучения в школе.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система мер по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

    совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

    сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

    педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

    поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

    содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

    опора на положительный опыт семейного воспитания.

Ключевые мероприятия 2012-2013 учебного года

Диагностические:

    Лекция педагога-психолога об итогах психологического обследования учащихся, поступающих в первый класс.

    Анкетирование и мониторинг: «Вы и ваши дети», «Общественная оценка и поддержка школы родителями», «Школа глазами родителей», «Изучение характера отношений между педагогами и родителями» и др.

    Педагогические практикумы: «Какие вы родители?», «Во что играют наши дети?»

Просветительские:

    Родительское собрание «Игра и игрушка в жизни младшего школьника». Родительская конференция.

    Школьная научно-практическая конференция исследовательских работ младших школьников (Приглашение родителей).

    Изготовление и распространение буклетов-памяток на темы воспитания и обучения.

    Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Коррекционные:

    Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года». Подведение итогов года за чашкой чая.

    Тренинги: «Грубость и агрессивность», «Ошибки в воспитании».

    Круглые столы, собрания, родительские комитеты по обмену и распространению передового опыта воспитания.

    Индивидуально-профилактическая работа.

Консультативные:

    Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».

    Регулярные индивидуальные консультации для родителей («О преодолении трудностей адаптации первоклассников в школе», «Оказание необходимой помощи и поддержки одаренным учащимся и учащимся, имеющим затруднения в обучении», «О корректном поведении в школе и вне школы», «Злость и агрессия», «Построение конструктивных взаимоотношений со сверстниками» и другие).

    Консультации для родителей «Как подготовить проектно-исследовательскую работу».

Организационные:

    Родительское собрание «Первые дни ребенка в школе. Трудности адаптации первоклассников». Встреча за круглым столом.

    Рейды: «К уроку готов!», «Обложка», «Сменка», и другие (организация и проведение силами родителей).

    Тематические мероприятия: литературная гостиная «В гостях у сказки», математический турнир «Веселые звездочеты», семейная игра «Пословица недаром молвится», «Вечер отдыха для первоклассников» (помощь в организации и проведении, а также участие родителей).

    Ремонт класса, его озеленение, помощь при генеральных уборках.

    Организация экскурсии в районный краеведческий музей;

    Совместный отдых на природе.

    Посещение театрализованных представлений.

    Подготовка художественных номеров для праздника «Посвящение в первоклассники» и участия в концерте, посвященному Дню Победы.

    Участие в разнообразных творческих конкурсах: «Жизнь леса и судьбы людей», «Экоёлочка», «Вода – бесценный дар природы», «Зелёная планета», в акции «Птицы за моим окном» (при содействии родителей).

Классное руководство – это не работа, это образ жизни . Считаю, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, на работу с родителями никогда не будут потрачены напрасно . В течение многих лет работы веду наблюдения за деятельностью учащихся и их родителей. Листы активности родителей и учащихся помогают увидеть результаты моего труда, что позволяет своевременно корректировать работу с учащимися и их родителями и с учетом возникающих проблем составлять планирование на следующий учебный год. Необходимо отметить , что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказываем пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, менялось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались по запросам участников воспитательного процесса.

В данном проекте отражена только деятельность с родителями.