Эссе на тему изобретения время эпохи просвещения. Величайшие достижения эпохи просвещения

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия выходят на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. В начале этого столетия в Европе не было романов — их не существовало в нашем, современном понимании этого слова. Широко были популярными рыцарские романы с фантастикой, необыкновенными приключениями. Этот жанр гениально высмеял Сервантес в своем «Дон Кихоте». Позднее появляются так называемые романы-отчеты Даниэля Дефо и Джонатана Свифта — это произведения о выдуманных и не совсем выдуманных путешествиях. Именно от этих писателей и началась просветительская работа: писатели хотели вложить в свои книги как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах.

Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо… Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. И именно на такое благородное дело были направлены мысли писателей. Так, Руссо напишет свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», Вольтер создает произведения в виде дневников, мемуаров. Писателей интересует сам человек, его психология, его физические возможности, естественные наклонности и взаимодействие всего этого человеческого субъекта с жизнью в обществе.

Писателем первой величины этого периода есть Вольтер. Именно о нем сказал Виктор Гюго, который это не человек, это ЭПОХА. Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Человек должен была пользоваться собственным умом, а не полагаться на фатум или волю Божью, так как иначе пришлось бы признать, что от человека ничего не зависит, все в руках Божьих. Нет! — утверждали просветители. Человек должен быть активным, мыслящим существом и собственными руками строить судьбу. Хотя в «Простаке» Вольтер все — таки показал Геркулеса, которого подчинила себе цивилизация. Здравый смысл настоящего человека не смог победить таких «достижений цивилизации», как бесчестие, кощунство, лицемерие.

«Ум сформировал человека, но в жизни им руководит чувство», — твердил Жан Жак Руссо. Что же важнее — ум или чувства? Об этом спорили выдающиеся умы эпохи. Замечательным ответом на вопрос «Что такое Просвещение?» являются слова Канта: «Просвещение — это выход человека из несовершеннолетнего возраста». До определенному времени человек находится под влиянием своих воспитателей, учителей. Но приходит время — и он должен стать самостоятельным и в дальнейшем свободно и публично пользоваться собственным умом. Правда, для этого ему придется сразиться с двумя врагами: леностью и трусливостью. К чему же, в конце концов, приводит человека свобода слова, развитие воображения и ума? Правильно. К революции. Ведь свободное проявление мыслей дает возможность развивать себя, стремиться совершенствоваться во всем, и человек не хочет жить по-старому, он, стремится к новому, лучшему. Возникает исторический конфликт — революция. Просветители хотели достучаться к человеческому сознанию и растолковать, что умом можно решить все конфликты. Но энергия масс была высвобождена и часто становилась неуправляемой, поэтому приводила к насильственным методам изменения социального устройства. Гете и Шиллер иллюзорно мечтали, что общество можно переработать с помощью искусства… Идея прекрасная, но на практике не реализовалась.

В завершение хотелось бы обратиться к эпохальному произведению Вольфганга Гете — «Фауст». Это величайшее произведение мировой литературы о значении человека и смысле его существования на земле. У человека всегда были свои особенности — он часто недоволен тем, что имеет, всегда стремится в поиски идеала. И Фауст готов заложить душу, лишь бы еще раз пройти жизненным путем. К чему это приводит? Найден ли идеал? Можно ли достичь счастья, не принося кому-то несчастье? Много вопросы поставлены философом перед человечеством, и ответа на них человек ищет уже не одно тысячелетие. В «Фаусте» заложен целый комплекс политических, социальных, теософских, философских проблем. В этом произведении автору удалось показать и изменение исторических формаций на земле, и модель мира.

Большое значение имела малая эпоха Просвещения для развития человечества, для его самопознания. Просветители приблизились к интересам человека, поставили ее в центр Вселенной.

Величайшие достижения эпохи Просвещения

Другие сочинения по теме:

  1. Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под пробным...
  2. Форма урока: комбинированный урок. Цель: сформировать у учащихся понимание значения творчества Шардена во французском искусстве XVIII века. Задачи: 1. Формирование...
  3. Выяснить понятие «Просвещение» и ведущие идеи этой эпохи; раскрыть их отголосок в творчестве Свифта, Дефо, Вольтера, Руссо, Шиллера; подать основные...
  4. Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается...
  5. ХІХ ст. в истории человечества было эпохой настолько же судьбоносной, настолько динамической и противоречивой. Начиналось оно под грохот наполеоновской артиллерии,...
  6. Литература XVIII века, вдохновленная идеями Просвещения, представляет собой замечательное явление. Писатели Просвещения обогатили классическую эстетику идеалом «естественного человека», который руководствуется...
  7. Но никто не поможет, когда перед тобой чистый лист бумаги. Особенно, когда, кажется, что начинаешь повторяться и все давно написанное...
  8. Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств,...
  9. Тысячелетия, которые отделяет Древний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют «Средними веками». Понятие «средние века» ввели в...
  10. Перевод — одна из форм выражения взаимосвязей между литературами. Ему принадлежит важная роль в восприятии одной литературой наследия другой. Украинская...
  11. Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по...
  12. Заслугой Лоэнштейна является разработка характеров, особенно женских. В трагедиях «Ибрагим Паша» (1653), «Клеопатра» (1663), «Софонисба» (1680) Лоэнштейн дал ряд выразительных...
  13. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность...
  14. Роман «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века,...

Вступление

Нашинтерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что этафилософия является одним из важных этапов в развитии западноевропейскойфилософской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений вXIX веке.

Философияэпохи Просвещения привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ееориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение,в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мыбыли захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеифилософии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическомдетерминизме» XX века. Как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями рядафилософов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса длячеловека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойствои та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом истолкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.

Принаписании использовались различные методы написания работы, например,исторический.

Контрольнаяработа состоит из введения, двух теоретических вопросов, заключения и спискаиспользованных источников.


1.Философия эпохи Просвещения

XVIIи XVIII века – это время особых исторических изменений в странах ЗападнойЕвропы. В этот период наблюдается становление и развитие промышленногопроизводства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новыеприродные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемныемашины для шахт и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевиднуюпотребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII векемногие полагают, что «знание – сила» (Ф.Бэкон), что именно «практическаяфилософия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладетьприродой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р.Декарт).

ВXVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Длямногих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать какнеобходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческойсвободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось,что все наши действия, все поступки лишь тогда могут быть гарантированноуспешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться надостижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялосьвсеобщее просвещение людей.

Многиемыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главнойобязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является«просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшимдостижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс сталанастолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, чтовпоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первойв эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд,М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием,которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке иобществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII векастановится деизм. Деизм не отвергает бога как творца всей живой и неживойприроды, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира ужесвершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперьприрода ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всехсобытий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственныхзакономерностях.

Английскоепросвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическуюэлиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этогодемократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, илитолкового словаря наук, искусств и ремесел», энциклопедии, которая бы в простойи доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей сважнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейнымвождем этого начинания выступает Д. Дидро, а его ближайшим соратником – Д. Аламбер.По замыслу Д. Дидро в «Энциклопедии» должны были отражаться не толькодостижения конкретных наук, но и многие новые философские концепцииотносительно природы материи, сознания, познания и т.д. в «Энциклопедии» сталипомещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционнойрелигиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все этоопределило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высшихгосударственных чиновников к изданию «Энциклопедии».

ВГермании движение Просвещения связано с деятельностью Х. Вольфа, И. Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний,то здесь особую роль играет деятельность Х. Вольфа. Его заслуги отмечаливпоследствии и И.Кант, и Гегель.

Философиядля Х. Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мираи построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научныхзнаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. Ихарактеризуется он часто как отец систематического изложения философии вГермании (И. Кант). Работы свои писал Х. Вольф на простом и доходчивом языке.Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластическиесредневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем ив Москве). Х. Вольф был избран членом многих академий Европы.

УХ. Вольфа учились М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович и другие наши соотечественники,проходившие учебу в Германии. Он не отвергал бога как творца мира, и туцелесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей,он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и всепредусмотрел. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х. Вольфоставался сторонником деизма, что несомненно предопределило в последующем деизмМ.В. Ломоносова.

Подводяитоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важныемоменты в ее общей характеристике:

1. получаетзаметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познаниимира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещенияидеи Ф. Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р. Декарта (овозможностях математики в естественнонаучном познании);

/>Французские материалисты создают научную картину мира, в которойнет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела,подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретныеформы ее существования. По Гольбаху, материя есть «все то, что воздействуеткаким-нибудь образом на наши чувства…» Вместе с тем, будучи тесно связанными сестественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, чтоматерия – это не только собирательное понятие, охватывающее все реальносуществующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечноеколичество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела. Французскиематериалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всегоматериального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени,но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение.Движение определялось ими как способ существования материи, необходимовытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идутдальше Б. Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна. Ониутверждали, что человек как биологический вид имеет свою историю становления(Д. Дидро). Развитие французские материалисты связывали прежде всего сусложнением организации материальных объектов. В частности, с этих позиций онираскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляликак свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К. Гельвеций,Д. Дидро).

Французскиематериалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания онирассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализмаи эмпиризма XVII века (Ф. Бэкон, Д. Локк и др.). Познание они определяли какпроцесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явленийдействительности.

Утверждениематериалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикойрелигии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорностьидеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они,дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Французскиематериалисты доказывали, что история определяется прежде всего сознанием иволей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правлениеобществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из нихпредставлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимостьпсихического и морального склада человека от особенностей той среды, в которойчеловек воспитывается.

Французскийматериализм XVIII века отражал особенности естественных наук этого столетия. Онбыл механистическим, ибо в XVIII веке именно механика выделялась своимиуспехами в описании природы. В нем не было еще развернутых учений о развитии,ибо наука этого периода лишь подходила к основательному исследованию этойстороны природной действительности (Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк и др.). Впоследующем многие философы, и в частности представители диалектическогоматериализма, отмечали как недостаток французского материализма его «идеализм»в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они, мол, иобщественную жизнь и историю объясняют сознанием и волей людей. В последнеевремя такое понимание общественных явлений оценивается все большим числомфилософов не как недостаток, а как определенное приближение к истине –приближение, столь же правомерное как и другой односторонний подход кобщественным явлениям, который реализован в историческом материализме К. Марксаи Ф. Энгельса и в соответствии с которым основой всех общественных явленийрассматривается общественное бытие./>

Развитиематериалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалосьнезамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого времени.Традиционные идеалистические школы, имеющие свои корни в средневековомхристианстве, с трудом сдерживали этот дух новаторства, вступающего в прямоепротиворечие с основными догмами религии. Как следствие этого в философиипоявляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящиематериализму. Так появляется в Англии в начале XVIII века «субъективныйидеализм» Д. Беркли (1684-1753).

Усматриваяосновную опору материализма в понятии материи как объективной реальности,стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д. Беркли развивает философию, вкоторой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что этопонятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеии наши ощущения. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы статьпопулярной. Сторонников у нее было мало. Но именно в силу этой своейоригинальности она и получила известность в философской литературе. Впоследующем делались попытки вернуться к ней в той или иной форме, но все ониоказывались не очень удачными. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, развиваясвои взгляды, Д. Беркли справедливо критикует механистические увлеченияматериалистов. В частности, он отмечает отсутствие должного обоснованияиспользования метода бесконечно малых величин, переменных функций в физике иматематике. Его аргументы здесь оказались настолько серьезными, что привлекливнимание Г. Лейбница, и Г. Лейбниц был вынужден заняться этими обоснованиями.Так что критика наук даже со стороны самых больших оригиналов в философии можетбыть тоже полезной для научного прогресса.

Другойфилософской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себяматериализму, является «философия здравого смысла». Её родиной являетсяШотландия, а основатель её – Т. Рид. Согласно этой философии исходнымиоснованиями и для науки, и для религии, и для морали являются «непреложныеистины здравого смысла». Эти истины отличаются своей непосредственнойвнутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. Наэтом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективноесуществование природных вещей и явлений. Здесь они расходились с основнымположением философии Дж. Беркли. Они неоднократно подчеркивали, что человекнепосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), атвердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а самосолнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж. Беркли, объявлялось имипротивоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла. Вместе с темеще более решительно Т.Рид и его последователи выступали против материализма,причем не только против того, который развивался в самой Англии, но и противтого, который сформировался во Франции. Они настойчиво доказывали, что из техже непреложных истин здравого смысла следует объективное существование нетолько материи, природы, но и бога. Атеизм казался им ложным учением, какпротивоестественный для «здравого смысла» нормального человека. Не принималисторонники философии «здравого смысла» и тот сенсуализм, основы которого былизаложены в работах Ф. Бэкона и Д. Локка и который стал органической частьюфранцузского материализма XVIII века. И Рид, и его последователи доказывали,что фундаментом науки должны быть не результаты наблюдений, экспериментов(опытов), а все те же очевидности здравого смысла.

/>Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросамсоциально-политического характера. Были восприняты многие идеи Д.Локка:«естественное право» с его принципами, правовое равенство индивидов и др.Вольтер, подвергая резкой критике феодальные порядки, доказывал вслед за Д. Локком,что человека никто не имеет право лишить ни жизни, ни свободы, нисобственности. Частную собственность он рассматривал как необходимое условийсвободы гражданина.

Отвергаядобуржуазные формы общности (и прежде всего феодальные), философы XVIII векапредлагают новую – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны.Вольтер во Франции, Лессинг в Германии выступают с критикой религиозной,национальной и сословной нетерпимости. Юридическая всеобщность должнаобеспечить необходимое согласование интересов индивидов с интересом, общим длявсех граждан. Судьбу общности, его развитие они уверенно связывали с развитиемпросвещения. Это убеждение в конечном итоге определило становление «философииистории» XVIII века. Виднейшими представителями ее выступают Кондорсе воФранции и Гердер в Германии.

Болееразвернутую картину общественного прогресса дал Гердер (1744-1803). Историюобщества он рассматривал как продолжение истории природы. Прогресс он связывалс возрастанием гуманности. Он отмечал, что гуманность как сочувствие,сострадание другим есть и в природе, у животных. Это как бы естественное, природноеоснование нашей (человеческой) гуманности. Это «бутон будущего цветка», которыйнеобходимо раскрывается с прогрессом общества. Движущей же силой этогопрогресса он рассматривал развитие наук и изобретения. По его глубокомуубеждению истинными «богами нашими», которые все определяют в нашем будущем,являются ученые и изобретатели.

Гердеротмечал исключительную роль преемственности в развитии общества. Этупреемственность он рассматривая как необходимое условие прогресса, необходимоеусловие достижения идеала гуманности. А этот идеал гуманности он связывал сдостижением богоподобного человека: доброго, бескорыстного, любящего труд изнание и т.д.

/>XVIII век – это век поклонения разуму, науке, век больших надеждна науку в плане содействия общественному прогрессу. Это поклонение разуму инауке имело в том же веке и своих противников, что были философы, которые вXVIII веке предостерегали человека от чрезмерных упований на возможности наукии в познании природы, и в преобразовании общества.

Однимиз этих философов был Д. Юм. Указывая на то, что и в философии, и вестествознании шли бурные споры о материи (есть ли она, и если есть, то что онасобой представляет), Д. Юм заявлял, что все эти споры доказывают лишь одно:вопрос о существовании вещей, материальных объектов не имеет строго научногорешения. Д. Юм полагал, что в отличие от материи ощущения обладаютпреимуществом непосредственной очевидности. Иллюзорными считал Д. Юм и все нашисуждения об объективных причинно-следственных связях. Из того, что одно явлениеустойчиво (неизменно) предшествует другому, нельзя выводить будтопредшествующее явление порождает другое. Нам в ощущениях дано лишь следованиеявлений друг за другом, а порождают ли они одно другое – это нам выяснить недано, это не для науки. Д. Юм не допускает в науку не только суждения оматерии, но и суждения о боге. Он допускает причиной порядка, гармонии в миренечто подобное разуму, лежащему в основе мира, но он отвергает при этом итрадиционное учение о боге, и отмечает, в частности, дурное влияние религии нанравственность и гражданскую жизнь.

ИдеиД. Юма были усвоены немецким философом И. Кантом, причем И.Кант не простоусвоил эти идеи, но и начал развивать их дальше. В научной деятельности И.Канта можно выделить два периода. В первый период И. Кант был преисполненоптимизма в познании природы, в познании Вселенной. Он сам стал автором«Всеобщей естественной истории и теории неба». Но вскоре, в начале 70-х годовXVIII века, после знакомства с работами Д. Юма И. Кант приходит к мысли о том,что человек если и познает что-то, то только не природу саму по себе(существующую независимо от человека), не реальные природные процессы сами посебе.

ЕслиД. Юм и И. Кант подвергли сомнении возможности науки в плане познания природы,то Ж.Ж. Руссо (Франция) выступил в своих работах против основной идеи,пронизывающей всю «философию истории» XVIII века, т.е. против тезиса о том, чтоименно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагамиобщественного прогресса. Отмечая пороки современного ему общества, ондоказывал, что корни всех этих пороков следует искать не в невежестве людей, ав имущественном неравенстве, в однажды утвердившемся в обществе господствечастной собственности.

Ж.Ж.Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не былоэтой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ниот кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не былоразделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим.Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вотодин человек вдруг заявил, что “эта вещь – моя”. И люди на беду свою его неостановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современногообщества.

2 Свобода иответственность личности

Особоеместо этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных еюэпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».

Просвещение- необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся сфеодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, этокультура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании,в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительнаякультурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилосьсопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можнополнее на практике.

Выдвинувидею формирования личности, просветители показали, что человек обладаетразумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своимипотребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных исправедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идеяравенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми.Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первыйхарактерный признак эпохи Просвещения.

Избавлениеот всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И небез их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся взападноевропейской мысли еще в Средние века.

Возрожденческийидеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности:человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте вобществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественногоустройства. Просветители верили в возможность построения гармоническогообщества.

Глубокиеизменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные сзарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловилиосновные доминанты культуры XVIII в.

В основныхчертах политическая программа Английского Просвещения была сформулированафилософом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение – «Опыт очеловеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую нетолько английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правамчеловека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу исобственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкойчеловеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человекаесть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результатпринятия трех неотчуждаемых прав.

Как ибольшинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированныхиндивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможностьполучения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода ичастный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся на свет с такимиспособностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещьи которые, во всяком случае, могут повести нас дальше того, что мы можем себепредставить, но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье иискусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Выдвинувидею формирования />личности, просветители показали, чточеловек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мирравными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - вустановлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умыпросветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и передзаконами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, передчеловечеством - первый характерный признак />/>эпохи Просвещения.

Возрожденческийидеал свободной />личности приобретает атрибутвсеобщности. И />ответственности: человек Просвещениядумает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центревнимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства.

Как течениеобщественной мысли/> Просвещение представляло собой некоеединство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностяхи предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы />Просвещения,такие, как />свобода, благосостояние и счастье людей,мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство,критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числецерковных.


Заключение

XVII иXVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы.В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства.

Ужев XVII веке многие полагают, что «знание – сила» (Ф. Бэкон), что именно«практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой длянас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р. Декарт).

ВXVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум.

Многиемыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главнойобязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является«просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшимдостижениям науки и искусства.

Первойв эпоху Просвещения вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд,М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозныммировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук оприроде, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первыхдесятилетий XVIII века становится деизм.

Английскоепросвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер.В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическуюэлиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этогодемократического просвещения зарождается идея создания «Энциклопедии, илитолкового словаря наук, искусств и ремесел».

Философиядля Х.Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мира ипостроение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научныхзнаний.

Подводяитоги о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ееобщей характеристике:

1. получаетзаметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познаниимира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещенияидеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (овозможностях математики в естественнонаучном познании);

2. развиваютсядеистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированиюматериализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм вединстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате кформированию французского материализма XVIII века;

3. формируетсяновое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достиженияминауки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Французскиематериалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязейвыделяли причинно-следственные связи. Природа представлялась им как царствоодной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этотдетерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их кфатализму, т.е. к убеждению, что в жизни человека все уже предопределенообъективными законами и судьба наша от нас не зависит.

Французскиематериалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания онирассматривали опыт и показания органов чувств.

Французскиематериалисты доказывали, что история определяется прежде всего сознанием иволей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правлениеобществом – это правление просвещенного монарха.

Развитиематериалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалосьнезамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ.

Усматриваяосновную опору материализма в понятии материи как объективной реальности,стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, вкоторой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что этопонятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеии наши ощущения. Философия эта оказалась слишком оригинальной, чтобы статьпопулярной.

Другойфилософской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себяматериализму, является «философия здравого смысла». Её родиной являетсяШотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходнымиоснованиями и для науки, и для религии, и для морали являются «непреложныеистины здравого смысла». Эти истины отличаются своей непосредственнойвнутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. Наэтом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективноесуществование природных вещей и явлений.

ФилософыXVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политическогохарактера.

Отвергаядобуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают новую – юридическуювсеобщность, перед которой все индивиды равны.

Юридическаявсеобщность должна обеспечить необходимое согласование интересов индивидов синтересом, общим для всех граждан.

Ж.Ж.Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не былоэтой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ниот кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не былоразделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим.Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вотодин человек вдруг заявил, что «эта вещь – моя». И люди на беду свою его неостановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современногообщества.

Выдвинувидею формирования личности, просветители показали, что человек обладаетразумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своимипотребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных исправедливых форм человеческого общежития.

Избавлениеот всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.

Выдвинувидею формирования личности, просветители показали, что человек обладаетразумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своимипотребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных исправедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идеяравенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идеяравенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерныйпризнак эпохи Просвещения.

Возрожденческийидеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. И ответственности:человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте вобществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественногоустройства.

Как течениеобщественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалосьоно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Этопрежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние исчастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитоевольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятиедогм, в том числе церковных


Списокиспользованных источников

1. Философия под ред. В.Н.Лавриненко, М., Юнити, 1999

2. Г.А. Юлдашева К проблеме понимания иинтерпретации исторического процесса как фактора самоопределения личности credonew.ru/content/view/.../25/

3. Общаяхарактеристика философии эпохи просвещения. www.gumfak.ru/filos_html/lecture/lec07.shtml

Фидченко Антон

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Эпоха Просвещения» Выполнил ученик 7-А класса МОУ ТСШ №2 Фидченко Антон

Сочинение Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Некоронованные монархи Европы Свифт, Дефо, Вольтер, Шиллер, Гете призвали человечество к умным действиям, поступкам, образу жизни. Дидро, например, хотел “изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех сферах знания и во все времена”. Вольтер утверждал, что государственные интересы должны стоять выше личных, что превалирует у человека ум и его законы, что вся жизнь объясняется с позиций ума. Человек – совершенное существо, которое природа одарила разнообразными талантами и способностями.

Он сам должен отвечать за свои поступки, а поступки должны быть свободными – без мыслей на отплату за добро или наказание за возможные ошибки. Правитель должен руководить не как деспот, который признает только собственную волю, а как “просвещенный монарх”, то есть умно и справедливо, согласно законам. Появляется новое понимание смысла жизни. Просветителям казалось, что старые отношения между людьми были просто неразумные и неестественные. И элементарный ум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения. В XVIII столетии стала очень популярной идея “естественного человека”. Ликвидацию феодальных отношений (и установление буржуазного порядка) просветители рассматривали как возвращение к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. “Естественный человек”, нормальный человек противопоставлялся дворянину, с его искривленным представлением о себе, о своих правах. Такой взгляд на человека во многом определял и художественный метод писателей XVIII столетия. Классическими образцами для писателей-просветителей были замечательные произведения древнегреческого и древнеримского искусства. Вместе с тем нужно заметить, что общественно-политическое устройство стран той поры не отвечало умным понятиям о нормальных отношениях между людьми, поэтому в произведениях многих писателей развивались критические темы и мотивы.

Среди французских писателей-просветителей величайшие: Вольтер (”Кандид”), Дени Дидро (”Монахиня”), Жан-Жак Руссо (”Новая Элоиза”), Огюст Карон Бомарше (”Свадьба Фигаро”). Вольтер с большой движущей силой разоблачал отрицательные стороны старого режима, которые мешали развитию французской буржуазии. А поскольку эта борьба отвечала интересам народа и велась Вольтером с необыкновенной страстью и силой, само имя “вольтерьянец” на долгие годы стало синонимом борца. В повести “Кандид” Вольтер разоблачает наглость, грубость и насилие феодальных тиранов. Он протестует против несправедливых войн, которые приносят разрушения и беды народу. В главе 17 писатель изображает счастливую легендарную страну Эльдорадо. Это страна, которой руководит просвещенный и справедливый монарх. Жители ее сохраняют “простоту и благодетельность”. Все работают, нет судей и тюрем, так как некого судить и наказывать. Вольтер заканчивает повесть словами Кандида: “Необходимо выращивать наш сад”, пропагандируя, таким образом, идею творческой работы.

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие - к середине XVIII в. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815 гг.) . В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.).

Дени Дидро

Жан Жак Руссо

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII столетия, философов и писателей, которые выступили с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно ум, идеи, знания правят миром. Они осуждали деспотизм и высмеивали предрассудки общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на умных началах побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царстве ума и справедливости, которое казалось им совсем близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю эпоху – Просвещением. Некоронованные монархи Европы Свифт, Дефо, Вольтер, Шиллер, Гете (известнейшие представители Просвещения) призвали человечество к умным действиям, поступкам, образу жизни. Дидро, например, хотел “изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех сферах знания и во все времена”. Вольтер утверждал, что государственные интересы должны стоять выше личных, что превалирует у человека ум и его законы, что вся жизнь объясняется с позиций ума. Человек – совершенное существо, которое природа одарила разнообразными талантами и способностями. Он сам должен отвечать за свои поступки, а поступки должны быть свободными – без мыслей на отплату за добро или наказание за возможные ошибки. Правитель должен руководить не как деспот, который признает только собственную волю, а как “просвещенный монарх”, то есть умно и справедливо, согласно законам. Появляется новое понимание смысла жизни. Просветителям казалось, что старые отношения между людьми были просто неразумные и неестественные. И элементарный ум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения. В XVIII столетии стала очень популярной идея “естественного человека”. Ликвидацию феодальных отношений (и установление буржуазного порядка) просветители рассматривали как возвращение к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. “Естественный человек”, нормальный человек противопоставлялся дворянину, с его искривленным представлением о себе, о своих правах. Такой взгляд на человека во многом определял и художественный метод писателей XVIII столетия. Классическими образцами для писателей-просветителей были замечательные произведения древнегреческого и древнеримского искусства. Вместе с тем нужно заметить, что общественно-политическое устройство стран той поры не отвечало умным понятиям о нормальных отношениях между людьми, поэтому в произведениях многих писателей развивались критические темы и мотивы. Английские писатели Даниэль Дефо (”Робинзон Крузо”), Джонатан Свифт (”Путешествия Гулливера”), Генри Филдинг (”История Тома Джонса, найденыша”), великий шотландский поэт Роберт Берне начали движение Просвещения в Великобритании. Свифт высмеивал политические порядки этого государства, изображая людей лилипутов, куда попал Гулливер. Под видом одичавших людей писатель создавал образы тех, кто жил по хищническим законам общества, где отступает ум. Среди французских писателей-просветителей величайшие: Вольтер (”Кандид”), Дени Дидро (”Монахиня”), Жан-Жак Руссо (”Новая Элоиза”), Огюст Карон Бомарше (”Свадьба Фигаро”). Вольтер с большой движущей силой разоблачал отрицательные стороны старого режима, которые мешали развитию французской буржуазии. А поскольку эта борьба отвечала интересам народа и велась Вольтером с необыкновенной страстью и силой, само имя “вольтерьянец” на долгие годы стало синонимом борца. В повести “Кандид” Вольтер разоблачает наглость, грубость и насилие феодальных тиранов. Он протестует против несправедливых войн, которые приносят разрушения и беды народу. В главе 17 писатель изображает счастливую легендарную страну Эльдорадо. Это страна, которой руководит просвещенный и справедливый монарх. Жители ее сохраняют “простоту и благодетельность”. Все работают, нет судей и тюрем, так как некого судить и наказывать. Вольтер заканчивает повесть словами Кандида: “Необходимо выращивать наш сад”, пропагандируя, таким образом, идею творческой работы. Пьер Огюстен де Бомарше (Карон), выдающийся драматург эпохи Просвещения, с юношеских лет обнаруживал необыкновенную энергию и предприимчивость и, подобно своему герою Фигаро, пробивал себе дорогу, преодолевая все препятствия. Он получил дворянское звание, должность королевского секретаря, выполнял дипломатические поручения Людовика XVI. Как драматург Бомарше проявил себя произведениями “Евгения”, “Двое друзей” и знаменитейшей трилогией о Фигаро - “Севильський цирюльник”, “Свадьба Фигаро” и “Виновная мать”. У Бомарше своеобразная разработка философских и политических тем, обогащенная блестящим юмором. Иван Нечуй-Левицкий считал Бомарше проводником “протеста против злых деяний и деспотизма аристократии”. Просветительский оптимизм Бомарше – это не абстрактные иллюзии в вольтеровском Эльдорадо. Это оптимизм самого народа, оптимизм борьбы и будущей победы. Выдающийся французский философ, литератор и педагог Жан-Жак Руссо прошел трудную школу жизни: был лакеем, учителем музыки, секретарем и переводчиком, переписчиком нот. В литературе Руссо разрабатывал разнообразные жанры: писал романы, комедии, поэмы, стихи. Известнейшие его произведения – “Юлия, или Новая Элоиза”, “Эмиль, или о воспитании” и “Исповедь”. Он положил начало сентиментализму во французской литературе. Его влияние на современников было почти магическим. В “Исповеди” идет речь о счастливом путешествии Руссо с госпожой Варан, которая воскликнула, увидев синий цветок барвинок среди кустов: “О! И это же барвинок цветет!” Руссо любил эту женщину, но жизнь разлучила их. И вот через восемнадцать лет, как-то увидев барвинок, он вспомнил тот миг, свою любовь и воскликнул: “И я жил”. Эти два выражения стали крылатыми. Главное место в творчестве выдающегося английского романиста, журналиста, поэта, общественного деятеля Даниэля Дефо принадлежит роману. Это, прежде всего, “Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо” За свою жизнь Дефо написал целый ряд романов: “Мемуары кавалера”, “Капитан Карлтон”, “Приключения капитана Синглтона”, “Радость и горе знаменитой Молль Флендерс” и др. Роман “Робинзон Крузо” прославил имя Дефо. Во всем мире книга вызвала многочисленные подражания, переработки и пересказы. В произведении рассказывается о моряке из Йорка, который прожил 28 лет в полнейшем одиночестве на безлюдном острове возле американского побережья, недалеко от устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после катастрофы корбаля. Эта история под пером Дефо превращается в гимн человеку, его неисчерпаемым возможностям и способности преодолеть любые трудности на пути самоутверждения. Немецкая литература эпохи Просвещения – это произведения Готгольда Лессинга, Иоганна Гете, Фридриха Шиллера и др. “Величайший из немцев” Иоганн Гете стоял в центре эпохи, его трагедия “Фауст”, по словам Александра Пушкина, – “огромное творение поэтического духа”. Фауст и Рафаэль олицетворяют два начала человеческого бытия – безграничное старание идти вперед и критическое сомнение. Испытав множество вариантов познания смысла жизни, Фауст придет к выводу: Лишь тот жизни и судьбы достойный, кто бьется изо дня в день за них». Эти слова великого Гете остаются на века торжественным гимном силе, ума и работы, гимном человечеству, которое стремится к вершинам счастья, мира и радости. Гете служил министром у герцога Карла Августа Саксон-Веймарского, был тайным советником и членом государственного совета, руководил военными и финансовыми делами. Он надеялся на проведение прогрессивных реформ, но со временем убедился в невозможности их осуществления и все более отходил от государственных дел, больше времени уделяя творчеству, науке. До последнего дня своей жизни Гете продолжал литературную и научную деятельность. Он говорил: “Пока не кончился день, будем высоко держать голову, и пока мы имеем возможность создавать, не будем падать духом”.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment ; фр. Les Lumières ; нем. Aufklärung ; ит. Illuminismo ), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха

II , переписка с Екатериной II ). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций , Гольбах, Монтескье, Руссо . Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо , 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью. Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции. Американское просвещение. Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787. Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Людмила Царькова

ЛИТЕРАТУРА

Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980
Просветительское движение в Англии . М., 1991
Культура эпохи Просвещения . М., 1993
Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения . М., 1994
Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии: Политическая мысль английского Просвещения . М., 1994
Разумовская М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии»: Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994
Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения . М., 1999
Кривушина Е.С. Французская литература XVII – XX вв. Поэтика текста. Иваново, 2002