Правописание приставок. Упражнения по русскому языку на тему "Правописание приставок на з-,с-." Правописание приставок тренировочные упражнения

Упражнение 138. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из предложенных в скобках написаний.

1. П…слано в Черкасск повеление (с, з)жечь дом и имущество Пугачева. (П.) 2. (З, с)десь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. (П.) 3. Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка под…мала нас на заре. Сон в палатке удивительно (з, с)доров. (П.) 4. Р…скололи мещане маленькие души свои на мелкие куски и все более р…скалывают их и - живут в р…зницу. (Горьк.) 5. Я не только каждую колхозную семью до третьего поколений знаю, а и каждого колхозного коня со всеми его пр…родителями. (Ник.) 6. Я пер…дам кратко о пер…петиях жизни п…сынка сцены - моего отца, когда-то заметного деятеля театра. (Алт.) 7. Ванин сел в углу и стал настраивать старенький пр…емник. (Сам.) 8. И. Андроников, изучающий жизнь и творчество Лермонтова, написал не и…ледование и не р…з…скание, а р…сказы о том, как он охотился за портретом Лермонтова, за р…гадкой инициалов. (Павл.) 9. Каждый считал за правило п…дражать балтийцам, их самозабвенной ярости в бою, их пр…бауткам на р…здыхе, даже их манере носить бескозырку. (Фед.) 10. Пр…гнув голову, Феня не спускала с Михаила ненавидящих глаз. Волосы у нее ра..пустились еще больше, и это предавало девушке особенно суровый вид. (Сарт.) 11. Феня презрительно усмехнулась и п…вернула в глубь тайги. (Сарт.) 12. Феня пр…близилась к самой круче. И вдруг ее словно кто п…тянул за собой: скользко потек снег, а дыхание сразу стало тугое, как через вату; Феня ни…ко пр…гнулась, почти села на лыжи и р…скинула палки, тормозя. (Сарт.) 13. Щеки у Феки горели, ресницы, выбившаяся прядь волос, платок у по…бородка - все сплошь покрылось тонким игольчатым инеем. Недурно бы пр…сесть и о…дохнуть.(Сарт.) 14. Было решено об…скать на р…свете весь лес и в случае вражеской облавы огня не о…крывать. (Кул.) 15. Коля Бабушкин задумался, (в, ф)перив в…гляд в черную точку на белой стене, что напротив него. Черная точка … Вот бывает же: найдут глаза какую-нибудь совершенно бе…мысленную точку, (в, ф)перятся в нее, и уже никак не оторвать их от этой неподвижной точки, будто они к ней пр…росли. (Рек.)

Упражнение 139. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из предложенных в скобках написаний. Объясните правописание выделенных слов.

Как-то шли толпой из леса, и опять по дороге (в, ф)встретился инженер. Он остановился и, не по(з, с)доровавшись, глядя сердито то на одного, то на другого, начал:

Я просил не с…бирать грибов у меня в парке и около двора, оставлять моей жене и детям, но ваши девушки пр…ходят чуть свет, и потом не остается ни одного гриба. Проси вас или не проси,- это все равно. Просьба, и ласки, и убеждение, вижу, все бе…полезно.

Он остановил свой негодующий в…гляд на Родионе и пр…должал:

Я и жена относились к вам, как к людям, как к равным, а вы? Э, да что говорить! Кончится, вероятно, тем, что мы будем вас презирать. Больше ничего не остается!

И, (с, з)делав над собой усилие, (с, з)держивая свой гнев, чтобы не сказать еще чего-нибудь лишнего, он п…вернул и п…шел дальше.

Придя домой, Родион п…молился, р…зулся и сел на лавку рядом с женой.

Да … - начал он, о…дохнув.- Идем сейчас, а барин Кучеров на (в, ф)стречу … Да … Девок чуть свет видел … Отчего, говорит, грибов не несут … жене, говорит, и детям. А потом глядит на меня и говорит: я, говорит, с женой тебя призирать буду. Хотел я ему в ноги п…клониться, да сробел … Дай бог (с, з)доровья … П…шли им господи …

Степанида пер…крестилась и в…дохнула.

Господа добрые, простоватые … - пр…должал Родион.- «Призирать будем …» - при всех обещал. На старости лет и … оно бы ничего … Вечно бы за них бога молил …

(А. П. Чехов)

Упражнение 140. Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните правописание приставок и гласных после приставок в этих словах, укажите, каково значение каждого слова.

Надеть - одеть, обсудить - осудить, обыграть - обставить, освоить - усвоить, оценить - расценить, поступок - проступок, праформа - проформа, предоставить - представить, преемник - приемник, разбить - распить, снискать - сыскать.

Упражнение 141. Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера (в предложениях) на основные правила правописания приставок.

Упражнение 142. Подберите по 2-3 примера на каждое правило правописания приставок и составьте с ними предложения.

Упражнение 143. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и выбирая одно из двух написаний, приведенных в скобках.

I.1. Потемкин (с, з)бросил с себя туфли и босой прошел в переднюю тихон…ко, чтоб не р…будить молодого офицера. (П.) 2. Несмотря на то, что всем окружающим нас строго было запреще…о пугать нас вед…мами, лешими, домовыми, нян…ки все-таки иногда говорили о них между собой, и эти р…сказни сильно на меня подействовали. (С, 3)десь-то, я полагаю, корень скло…ости моей к мистицизму и ко всему чрезвычайному. (П.) 3. За столом с…дели коми…ар и ад…ютант, пер…б…рая какие-то стра…ые рисунки и чертежи, напом…нающие стари…ые могильные плиты, с…рк…фаг и склеп. (Куч.) 4. Молчаливая женщина уже успела и…топить печ…, пр…готовить пищу и, по обыкновению, куда-то бе…шумно и…чезла … (Полев.) 5. А того я к тебе пр…цепился, друг ты мой дорогой, что я вчера на совещании слышал эту бл…стящую мысль, чтобы сегодня ноч…ю пошуметь, немцам (н, Н)овый (г, Г)о и…портить. А заодно - и себе. Слышал и в…ражал. Высказал точку зрения, что если всер…ез во…пользоваться (н, Н)овогодней ноч…ю для наступления,- это резон. А если просто пошуметь, так надо и себя и солдат пожалеть, не портить им такой ночи. Немцы, кстати, не столько (н, Н)овый (г, Г)од, сколько (р, Р)ождество праз…нуют. В (р, Р)ождество надо было шуметь. Спасибо, член (в, В)ое…ого (с, С)овета по…держал. Только сверху о…бился, а ты уже снизу жмеш… (Сим.)

II. Эх, (к, К)убань, (к, К)убань! Край родимый, сторона речная, пр…вольная! Помню тебя, с твоими станицами и хуторами, с твоими буйными садами, когда ветви, кл…няясь тебе, роняют краснобокие яблоки, и они пл…вут, краснея и подпрыгивая на бурунах. На что ни в…гляни, о чем ни подумай, и уже роят…ся мысли и встают перед глазами картины, люди, словно бы виде…ые только вчера… Прошумели, как ветры, годы, и твое пр…шлое см…шалось с настоящим, ра…творилось в нем, и к…зач…я старина-старинушка лиш… в песнях, что звенели в станицах тихими вечерами. Не узнать к…зач…и поселения, разр…елись и обзавелись то заводом, сахарным или консервным, то парком на площади, где в пра…ничные вечера играет самодеятельный духовой оркестр, то (д, Д)омом (к, К)ультуры и библиотекой, то ф…нарями и тр…туарами на улицах. Посмотри на иную станицу - не станица, а город в степи! Щедра (к, К)убань дарами земли, а еще более щедра люд…ми. Куда ни заявись, в какое о…дале…ое местечко ни загляни, и всюду встретиш… такие удивительные характеры, таких старател…ных да пр…лежных в труде молодц…в, что диву даеш…ся, откуда они появились на (к, К)убанской (з, 3)емле! И ничего, что не встретиш… ни всадника, гарцующего на коне, ни к…зач…его бешмета со строчкой пуговиц на груди, ни кинжала на поясе в ножнах чека…ого серебра.

Особлива частина

Підручник

За редакцією професорів В. В. Сташиса та В. Я. Тація

4-те видання, перероблене і доповнене

Редактор С. А. Латинська

Коректори М М. Поточняк, Ю. В. Статкевич

Комп"ютерна верстка В. М. Зеленька

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.


1) О…бить,

2) на…строчный,

3) пре…намеренно,

4) по…ставить,

5) по…березовик,

6) по…рубить,

7) о…пирать,

8) о…дача,

9) по…тянуть,

10) на…водный,

11) о…стегнуть,

12) о…росток,

13) о…клонить,

14) пре…горный,

15) о…скакать,

16) на…резать,

17) пре…выборный,

18) по…таявший,

19) по…писать.

20) по…толкнуть,

21) по…дакивать,

22) по…держка,

23) на…бавка,

24) на…кусить.


Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы з или с , подчеркните слова, в которых вставленная буква з входит в состав корня.


1) Бе…выходное положение,

2) бе…численное множество,

3) бе…связный ра…сказ,

4) и…ношенный механизм,

5) первые в…ходы,

6) удачная …делка,

7) в…лететь ввысь,

8) …гущенное молоко,

9) ра…бросать вещи,

10) бе…ветренный день,

11) во…звание к народу,

12) во…становить справедливость,

13) во…глас удивления,

14) бе…следно исчезнуть,

15) преступный …говор,

16) …дать сессию,

17) …жечь документы,

18) бе…цветные глаза,

19) …держать слово,

20) и…тратить деньги,

21) в…дремнуть ненадолго,

22) в…бираться на гору,

23) ра…ставить капканы,

24) научные и…следования,

25) громкий ра…говор,

26) бе…брежное море,

27) предра…светный час,

28) ра…говорить собеседника,

29) ни …ги не видно,

30) ра…пахнуть дверь,

31) и…коренить зло,

32) беречь …доровье,

33) …бить с толку,

34) ни…посланная милость,

35) во…вести …дравницу,

36) …ломанная ветка,

37) ра…плескать воду,

38) во…вести …дание,

39) …доровый вид,

40) ра…жать кулаки


Упражнение 3. Запомните значение слов с заимствованными приставками. Вставьте пропущенные буквы з или с .

1) де…информация («ложная информация»),

2) де…ориентировать («ввести в заблуждение, лишить правильной информации»),

3) де…инфицировать («произвести обеззараживание чего-нибудь»),

4) ди…гармонии («не имеющий гармонии»),

5) ди…квалифицировать («лишить квалификации»),

6) ди…комфорт («ощущение неудобства, тревоги),

7) де…организация («нарушение порядка, организованности»),

8) ди…пропорция (отсутствие пропорциональности»),

9) де…информировать (ввести в заблуждение ложной информацией»).


Упражнение 4. Вставьте пропущенные гласные.


1) за бежать,

2) по ехать,

3) по друбить,

4) по дарок,

5) про ветривание,

6) пра дедушка,



7) пра история,

8) про исхождение,

9) про нестись,

10) пра бабушка,

11) обо рвать,

12) про говориться,

13) по наблюдать,

14) пра правнучка,

15) пра матерь,

16) пра язык,

17) про вести,

18) ра збег,

19) ро зданный,

20) ра звеселить,

21) ро звальни,

22) ра здатчик,

23) ро ссказни,

24) ра згрести,

25) ра змахивать,

26) ра зыграть,

27) ра скатать,

28) ро ссыпь,

29) ра спаковать,

30) ра ссеивание,

31) ро зыгрыш,

32) ро зыск,

33) ро спуск,

34) ра збраковка,

35) ра зведать.


Упражнение 5. Определите значение приставок и выберите правильный вариант написания.


1) пр…амурский регион,

2) пр…встать со стула,

3) пр…вязать к столбу,

4) пр…думать отговорку,

5) пр…смешной анекдот,

6) пр…рвать беседу,

7) пр…неприятное сообщение,

8) пр…обрести абонемент,

9) пр…спокойно спать,

10) пр…слушаться к разговору,

11) весело пр…хлопывать в ладоши,

12) пр…высить полномочия,

13) пр…вокзальная площадь,

14) пр…мирить врагов,

15) пр…мять траву,

16) пр…ручить зверя,

17) пр…морские города,

18) пр…спустить флаги,

19) пр…учить к порядку,

20) пр…возносить заслуги,

21) пр…грубый ответ,

22) пр…ломление лучей,

23) пр…много благодарен,

24) пр…рвать разговор,

25) пр…гладить локоны.


Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы Е или И . Выделите приставки (если они в слове есть). (Выполнить правильно это задание вам помогут справочные материалы, содержащиеся в таблицах, приведенных выше, а также небольшой словарь, расположенный после упражнения 8.)


1) пр…творить дверь,

2) избрать пр…зидиум,

3) пр…ходящий по вызову врач,

4) пр…скорбный факт,

5) ставить пр…поны,

6) пр…гожий денек,

7) пр…ватизационный чек,

8) пр…близиться к школе,

9) пр…ручить дикую кошку,

10) пр…зентовать книгу юбиляру,

11) пр…вратник замка,

12) пр…манить рыбку,

13) пр…вилегированное положение,

14) пр…обрести знания,

15) пр…противный разговор,

16) пр…норовиться к обстановке,

17) пр…лег отдохнуть,

18) пр…школьный участок,

19) пр…вередливый покупатель,

20) пр…зентабельный вид,

21) пр…тендовать на призовое место,

22) пр…сутствовать на премьере,

23) пр…вилегированное положение,

24) пр…наряженная девушка.


Упражнение 7. Определите значение слов с пропусками, вставьте буквы Е или И .


1) Пр…дать осмеянию,

2) пр…дать оттенок,

3) пр…бывать в санатории,

4) пр…бывать на вокзал,

5) пр…бытие поезда,

6) пр…бывал в неведении,

7) пр…клонить ветви к земле,

8) пр…клоняться перед красотой,

9) пр…клониться к дереву,

10) непр…ходящая слава,

11) пр…ходящая домработница,

12) пр…ходящее явление,

13) непр…ступный замок,

14) пр…ступная халатность,

15) обезвредить пр…ступника,

16) пр…подать урок,

17) пр…падать к плечу,

18) пр…емник традиций,

19) старый радиопр…емник,

20) пр…ступить закон,

21) пр…ступить к занятиям,

22) пр…зреть сироту,

23) пр…зирать трусость,

24) пр…вратный взгляд на вещи,

25) служил пр…вратником,

26) пр…вратности судьбы,

27) народные пр…дания,

28) невеста с пр…даным,

29) пр…терпеть изменения,

30) пр…терпеться к лишениям,

31) пр…переть к стене,

32) пр…пираться с соседкой,

33) пр…вратно понять сказанное,

34) пр…твориться спящим,

35) пр…творить мечты в реальность.


Упражнение 8. Найдите слова с ошибками, исправьте их.


1) предаваться воспоминаниям,

2) знаки препинания,

3) притупленный звук,

4) предъявлять претензии,

5) прегладить волосы,

6) непременное условие,

7) презабавный мальчишка.

8) примитивные взгляды,

9) камень преткновения,

10) члены призидиума ,

11) президент страны,

12) прекратить спор,

13) превозмочь боль,

14) преодолеть расстояние,

15) допрос с пристрастием,

16) присвоить звание,

17) преклонный возраст,

18) превозносить заслуги,

19) превратный смысл,

20) престижный вуз,

21) ставить препоны,

22) создать прецедент,

23) причудливый узор,

24) в преватной беседе.


Упражнение 9. Вставьте буквы И или Ы . Подчеркните сложные слова.


1) Сверх…зобретательный человек,

2) под…грать на гитаре,

3) без…дейное произведение,

4) пред…юльская жара,

5) раз…скать родственников,

6) меж…мпериалистические противоречия,

7) пост…нфарктное состояние,

8) с…грать на рояле,

9) уголовный роз…ск,

10) студенты мед…нститута,

11) транс…ранская магистраль,

12) вз…мание налогов,

13) без…скусный рассказ,

14) неудачная контр…гра,

15) рассказать пред…сторию,

16) сверх…зысканные манеры,

17) в пред…дущей главе,

18) новый спорт…нвентарь,

19) под…скать помещение,

20) чувство без…сходности,

21) из…скать средства,

22) провести дез…нфекцию,

23) об…ндевевший куст,

24) без…мянный палец,

25) выпускники пед…нститута.


Тест «Правописание приставок. Буквы И/Ы после приставок на согласный»

1. На месте всех пропусков пишется И в рядах:

1) стоит пр…задуматься, врач по пр…званию,

2) известный пр…думщик, пр…смотреться повнимательнее,

3) пр…ступная небрежность, пр…глушить звук,

4) пр…близиться на шаг, пр…вокзальная площадь,

5) пр…дать храбрости, пр…забавный случай.

2. На месте всех пропусков пишется Е в рядах:

1) невеста с пр…даным, вос пр…имчивый к болезням,

2) пр…морский климат, пр…обрести абонемент,

3) непр…ходящий успех, пр…бывать в неволе,

4) стать камнем пр…ткновения, турнир пр…тендентов,

5) пр…емственность поколений, пр…встать с места.

3. На месте всех пропусков пишется З в рядах:

1) полная бе…вкусица, во…нести молитвы,

2) во…торжествовать над врагом, во…ненавидеть клеветника,

3) оказать во…действие, бе…звездное небо,

4) бе…смысленные споры, бе…заботная жизнь,

5) действовать и…подтишка, и…мерить длину.

4. На месте всех пропусков пишется С в рядах:

1) бе…смертный подвиг, бли…стоящий дом,

2) …держанный тон, бе…форменная масса,

3) бе…ценный подарок, ди…пропорция в фигуре,

4) бли…сидящие пассажиры, во…родить города,

5) и…топтанная обувь, во…становить связи.

5. На месте всех пропусков пишется Ы в рядах:

1) дез…нфекция помещения, предъявить контр…ск,

2) сверх…нтересный роман, с…грать в супер…гру,

3) от…грать первый тайм, без…сходная тоска,

4) пред…гровая тренировка, дез…нформировать население,

5) из…скать средства, об…грать противника.

6. Ошибки допущены в рядах:

1) воссоздать картину прошлого, обнести забором участок,

2) сделать зарядку, здуть пылинку,

3) испепеленные города, строгий субынспектор,

4) пригреть у себя сироту, план претерпел изменения,

5) поддержать в трудную минуту, обскакать соперников.

7. На месте всех пропусков пишется И в рядах:

1) пр…дворный чин, пр…двинуться к столу,

2) пр…терпеться к боли, пр…норавливаться к обстоятельствам,

3) наложить вз…скание, новый спорт…нвентарь,

4) сверх…зобретательный человек, пр…дел мечтаний,

5) вз…мание налогов, под…грать на гитаре.

8. Ошибки допущены в рядах:

1) россудительный юноша, расположиться на поляне,

2) беззащитный ребенок, поздравить прабабушку,

3) получить вознаграждение, безынициативный работник,

4) отыскать клад, безшумная походка, приглушить звук,

5) прелюбопытный сюжет, приободрить друга.

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного - без содержательного, без сильного - бессильного, без защитных - беззащитных, без полезного - бесполезного, без характерной - бесхарактерной.

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

...борник песен, ...жатое изложение, старинное...дание, ...дать в аренду, ...жечь обломки, ...густить краски, ...беречь энергию, ...гладить противоречия, ...гинуть навсегда, ...дешний климат, ...дравые мысли, провозгласить...дравицу, путевка в...дравницу, ...дельная оплата.

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с- .

По...твержденные факты, бе...следно и...чезнуть, ...держать слово, точный ра...чет, странное пр...исшествие, министерство пр...свещения, явное пре...почтение, короткое пер...мирие, д...веренное лицо, по...ставить под удар, п...слать заявку, ...становить машину, чере...чур ра...горячиться, ...делать заявление, бе...причинно обидеться, ...бережения населения, провести ра...следование, и...дательская деятельность, и...бирательная кампания, ра...считать доходы, чре...вычайное происшествие, ра...следовать причины аварии, ...жатое изложение, ...густить краски, ...шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без...дейность, вз...мать дез...нформация, небез...звестный, пост...мпрессионистский, вз...скать, пред...дущий, сверх...зысканный, спорт...гра, с...здавна, с...змала, фин...нспектор, без...нициативный, об...гранный, дез...нфекция, спорт...нвентарь.

Упражнение 10. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую с приставкой при-, во вторую с приставкой пре-. Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. Упражнение 2. Запишите и запомните эти слова иноязычного проис хождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения. Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент. 1 / 10

2 Упражнение 3. Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок. Обманчивый лес Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу. (По А. Куприну) 2 / 10

3 Упражнение 4. Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и п ри-. Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться. Упражнение 5. Замените обороты словами с приставками пре- и при-. Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть. 3 / 10

4 Упражнение 6. Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при-, объясните их написание. Хитрая мангуста Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст. Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия. (По Б. Житкову) 4 / 10

5 Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-) Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание пр_дание силы; пр_данный патриот пр_данный врагами пр_данный командованию; пр_емник традиций пр_емник «Турист-2» пр_емственность поколений пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти пр_зрение сироты пр_зор; пр_зирать угрозы пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный пр_обретенный; пр_творить в жизнь пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент пр_ходящий медработник; пр_дел в храме пр_дел всему; пр_клонить ветви пр_клонить колена; пр_падать к земле пр_подать урок; пр_скорбный факт пр_светлый образ. Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-" 1. В каком слове пишется приставка пре-? 5 / 10

6 1) Пр_брежный; 2) пр_остановиться; 3) пр_прятать; 4) пр_увеличить. 2. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр_успеть; 2) пр_вращать; 3) пр жать; 4) пр_провождать. 3. Найдите вариант с орфографической ошибкой. 1) Президент 2) презирать 3) преоритет 4) президиум 4. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр морский 6 / 10

7 2) пр землиться 3) пр пятствие 4) пр сесть 5. В каком слове пишется приставка при-? 1) Пр умолкла 2) пр рвали 3) пр лестный 4) пр клонить колени 6. В каком слове пишется приставка пре-? 1) Пр бирать 2) пр растать 7 / 10

8 3) пр влекательный 4) пр большой 7. В каком слове пишется приставка при-? 1) пр возносить 2) пр вратиться 3) пр сесть 4) пр уменьшить 8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»? 1) Пр хорошенький 2) пр брежный 3) пр стегнуть 4) пр открыть 8 / 10

9 9. В каком слове приставка обозначает «приближение»? 1) Пр хлынут 2) пр лечь 3) пр..милый 4) пр пятствие 10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста? 1) Пр слушиваться 2) пр нахмурилась 3) пр давать 4) пр летел 9 / 10

10 Ответы 10 / 10


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ По дисциплине «Русский язык» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 Орфография Тема: Правописание гласных О и Ё после шипящих и Ц Часть1 Продолжительность 90 минут Цель: Закрепление правописания о

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Правописание приставок и Открытый урок в 6 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Булгакова О.В. 2009 2010

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ГРУППЫ ПРИСТАВОК Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от принципа написания они делятся на три группы: 1) приставки, которые пишутся всегда одинаково согласно

План-конспект урока русского языка в 5 классе Тема: «Приставки пре- и при-» Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся

А15. Правописание приставок. Правописание Ъ и Ь. Ы/И после приставок на согласную Задание А15 проверяет сразу пять правил. Каждое из них само по себе очень легкое, но запутаться в них вполне возможно.

Тема. «авописание гласных е и в приставках пре, при» Цель урока: познакомить обучающихся с орфограммой пре-/при- Задачи урока: образовательные: знать условия написания приставки пре-/при-, обосновывать

План конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 6 класс Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Техническое обеспечение: Проектор, компьютер Программное обеспечение: Power Point, MyTestXSetup

Тема: «Приставки-сёстры ПРЕ- и ПРИ-» Цели урока: обучающая цель: знать правило написания приставок пре- и при-, значения приставок пре- и при-; развивающие цели: научить различать приставки ПРЕ- и ПРИ-

В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение»? 1) пришли 2) привычный 3) прикрыла 4) прислушалась Как решать? В задании проверяется умение определять тип приставки. Если

План-конспект урока составила Емелина Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы окружного города Тольятти в 2015-2016 учебном году Класс: 6 Предмет: русский язык Тема: Правописание приставок

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Учитель Герасимова Е.Ю. Тема: «Правописание гласных в приставках пре- и при-» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,умений, навыков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Утянская средняя общеобразовательная школа» Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Правописание приставок пре и при» Учитель русского языка

1. Списывание. Приемы по выработке орфографической зоркости 2. Письмо с проговариванием (в основе прого варивание по слогам) или фонемное письмо. 3. Комментирование (объяснение написания). 4.Орфографические

Занятие 12 1. Язык и речь. - Что такое речь? Кто обладает речью? Виды речи: устная и письменная. Примеры разных видов речи. - Язык - это система слов, знаков (букв), которая характерна для разных народов

Тема:«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» 1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» Методическое пособие для организации практических занятий по русскому языку Часть IV. Морфемика, словообразование, орфография Барнаул 2018 Методическое пособие

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Тема: Правописание приставок, оканчивающихся на з, с. Цели: 1. Образовательная - изучить условия выбора буквы з(с) в приставках; сформировать умение выбирать

Самостоятельная работа по теме «Правописание приставок». Вариант 1. 2. Вспомните и запишите 3 слова с приставкой со-. Составьте с этими словами аморальный, бе()облачный, пре()приниматель. 4. Спишите слова.

ВПР 7 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 3 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются. 4 Произнеси

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе Тема урока «Гласные в приставках при- и пре-» Тип урока закрепление знаний Дата урока 11. 11. 2015 г. Образовательные ресурсы: 1. Русский язык. 6 класс.

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант 1 Прочтите текст и выполните задания 2-14. (1) Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сёстры? (4) Витька

Итоговая контрольная работа по русскому языку класс УМК «Перспективная начальная школа» Первый снег Я всегда рад зиме и снегу. Вот, наконец, и первый снег.* Крупные мохнатые снежинки кружили над землѐй.

МКС(К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Старогородковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной

С.П.Хасанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 12», Кунгур Дата: 27.11.2014г. Институт развития образования, Пермь Приемы мотивации, примеры пробных действий для актуализации, фиксации затруднений

Конспект урока по русскому языку в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Правописание Н- и НН- в причастиях и отглагольных прилагательных». 1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Савченко Ольга Викторовна Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Петропавловск-Камчатского городского округа ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ «РАЗЛИЧИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ

MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Agenţia de Asigurare a Calităţii Район / Муниципий: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Петухова Лидия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Арамиль, Свердловская область РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 3 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Спецификация контрольного измерительного материала для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе 1. Назначение КИМа - оценить уровень обученности учащихся 8 класса по предмету «русский

План работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса на 2017-2018 учебный год Классный руководитель: Маркина Юлия Вячеславовна Мероприятия Срок 1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым

Демонстрационный вариант экзаменационного материала переводного экзамена в рамках промежуточной аттестации в 2018-2019 учебном году Русский язык, 6 класс А1. Укажите группу слов, состоящую только из заимствованных

ВПР 015 г. Русский язык. 4 класс. Вариант 4 Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 4 Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы На выполнение заданий части 1 проверочной

Открытый урок. Русский язык. 3 Б Учитель: Новак Галина Николаевна Тамбов 2012 г Открытый урок, 3класс Б Тема: «Правописание непроизносимых согласных» Цель урока: 1.Тренировать умение писать слова с непроизносимыми

Урок русского языка в 6 классе. Правописание приставок пре-, при-. Обобщение. План-конспект урока. Тема. Правописание приставок пре- и при-. Цели. 1.Закрепление навыка правописания приставок пре-, при.

Мухамадеева Айгуль Тальхатовна Учитель русского языка и литературы Тема урока: Повторение темы «Глагол» 1Орг. Момент Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Создание

Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания образовательных результатов в 1 классе как итоговая контрольная работа Цель:

Комплексная итоговая контрольная работа на основе единого текста для 1 класса 2013 г. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для

Тема «Правописание приставок пре- и при-» Цели: дать знания о правописании приставок пре- и при-; научить использовать правило в практической деятельности; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи,

Бурцева Светлана Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней 54 Открытый урок русского языка в 6-Б классе Тема урока: «Повторение правописания приставок

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

УДК 372.8:811 ББК 74.268.1Рус Б24 Серия основана в 2007 году Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Б24 Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 3 класс. М.: 5 за знания, 2014. 64 с. (Серия: 5 за

Тема: «Правописание безударных гласных в корне». Цели: закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании и проверке слов с безударной гласной в корне; развивать орфографическую зоркость, устную и

ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2017 Секция 7 Конспект урока русского языка для учащихся 2-го класса, в котором обучаются дети с ОВЗ. Морозова Наталья Сергеевна учитель начальных

Тема урока: Учитель Образовательная цель Планируемые образовательные результаты Программные требования к образовательным результатам раздела «Глагол» Программное содержание Мировоззренческая идея Соблюдение

МОУ «Гимназия 23» Открытый урок. Развитие речи. 4 класс. тема: Изложение с элементами сочинения. Слепой заяц. (по Анатолию Дементьеву) 2 урока. Учитель: Лебедева Любовь Александровна. г. Озерск 2003 г.

Демонстрационный вариант диагностической работы по исследованию уровня индивидуальных учебных достижений обучающихся 3-х классов по учебному предмету «Русский язык», 2018 год (итоговый контроль) ИНСТРУКЦИЯ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Письмо и развитие» (ОВЗ) УО для учащихся 9 класса на 2018-2019 учебный год Полетаева Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы категория

Урок русского языка. Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». Цель: Формировать умение писать ь после шипящих во всех глагольных формах. Задачи: 1.Совершенствовать знания учащихся о глагольных формах

Тесты по русскому языку 2 класс с ответами >>> Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Тесты по русскому языку 2 класс с ответами Поставь ударение в словах. Он озирался по сторонам. В саду 12 13 14

Урок русского языка 2 класс «А» «Разделительный мягкий знак» Максименко Л.П. учитель начальных классов 2019 год Русский язык 2 класс УМК «Школа России» Тема: «Разделительный мягкий знак». Тип урока: урок

МОУ «СОШ р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области» Урок по русскому языку в 6 а классе Культура речи Правильное употребление деепричастий Учитель русского языка и литературы высшей категории

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Волкова Марина Евгеньевна Учитель высшей квалификационной категории Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед согласным

Широглазова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс Тема урока: «Правописание гласных в приставках» Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 13 г. о. Тольятти Учитель начальных классов Буянова Марина Викторовна

Урок русского языка Тема: Образование однокоренных существительных. Цель: Развитие умения различать суффиксы существительных; разбирать слова по составу. Задачи: 1) Развивать умение анализировать, сравнивать,

Конспект урока русского языка к учебнику А.Д.Шмелёва на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне» Учитель Бушко М.И. Тема урока: Базовый учебник: Цели Буквы О и Ё после шипящих в корне Русский язык. 5

Тренировочный вариант 2 ВПР 2019 4 КЛАСС Пояснение к образцу проверочной работы На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Задания

Русский 4 Имя... Задание 1: Прочитай. Вставь пропущенные буквы, Морж. Я зн...ком с одним м...ржом, Ест он кашу, пьёт боржом, Очень любит эскимо. Вместе ходим мы в кино. Я к м...ржу д...мой х...жу, С ним

Шахверди Оксана Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Cредняя общеобразовательная школа 1» Хабаровского края, г. Советская Гавань РАЗРАБОТКА УРОКА «СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА» Цели:

Демоверсия Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г., Основной общеобразовательной

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе Тест по русскому языку в 8 классе состоит из 2 частей: часть А включает 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы –з и –с на конце приставок».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология: технология деятельностного метода

Цели урока:

- обучающие: формирование представления о способе выбора написания согласных букв з и с на конце приставок; формирование навыка морфемного разбора;

- развивающие: закрепление знаний об этапах учебной деятельности и их содержании; развитие умения самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

- воспитательные: формирование коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока:

-дидактическая: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний.

- учебная: создать условия для усвоения учащимися условий выбора согласной з и с на конце приставок.

Оборудование: алгоритм действий; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация.

Ход урока:

    Самоопределение к учебной деятельности. (слайды №1 и2)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим путешествие по стране морфем. Ребята, а что должен сделать путешественник, прежде чем отправиться в дорогу?

(Проверить свой багаж)

Что нам нужно сделать, чтобы проверить наш багаж?

(Повторить необходимый материал)

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (слайд № 3)

Заглянем в чемодан уже накопленных о стране морфем знаний. Всё ли на месте?

(Нет.)

Чтобы навести порядок, необходимо завершить данные высказывания: (слайды № 4 – 8)

    Приставка, корень, суффикс, окончание – это ……….

    Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – ……….

    При образовании однокоренных слов получаются слова с разным ……………. значением.

    Замену одних звуков другими в одной и той же части слова называют ………………….

    Части слов, в которых имеются чередования звуков, называют…………..

Молодцы, ребята! Вы навели идеальный прядок в чемодане знаний. (слайд № 9)

Скажите, ребята, а связана ли морфемика с орфографией?

А что вы знаете об орфографии? Что представляет собой этот раздел науки о языке?

(Это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)

Какие орфограммы в приставках вам уже известны?

(Правописание гласных и согласных в приставках.)

Чтобы сесть на поезд, который повезет нас дальше по стране Морфемике, нам нужен билет. Купить билет мы сможем, вспомнив это правило и выполнив задание на его повторение. (слайд № 11)

Задание. Запишите данные словосочетания, вставив пропущенные буквы. Объясните их написание. (слайд№ 12)

Н..писать сочинение

С..рвать цветок

П..ласкать котёнка

Пр..дсказывать погоду

Тправиться в поход

Д..ехать до деревни

Кто хочет поработать у доски?

(Учащиеся по очереди выходят к доске, также задание выполняется в рабочих тетрадях.)

Отлично, билеты в путешествие по стране Морфемике мы приобрели. Занимаем места в вагонах поезда и отправляемся.

А вот и первая станция. Узнать название станции мы сможем, если обратим внимание на то, что написано на здании вокзала. Оно зашифровано, некоторые буквы пропущены. (слайды № 13 – 14)

Задание. Вставьте пропущенные в словах буквы, объясните их написание.

Ра..писать стены

Ра..ровнять землю

В..лететь по облака

В..кинуть руки

Бе..людный парк

Бе..платный вход

(Учащиеся выполняют задание в карточках.)

Удалось ли вам справиться с задание?

(Нет.)

Почему вам не удалось выполнить задание? В чём затруднения?

(Мы не можем объяснить написание букв з и с.)

    Постановка учебной задачи. (слайд №14)

В какой части слова находятся пропущенные буквы?

(В приставке)

Всё ли мы знаем о правописании приставок?

(Нет. Нам неизвестно правило написания букв з и с на конце приставок.)

Какова же цель нашего путешествия сегодня?

(Узнать условия написания букв з и с на конце приставок.)

Как же называется станция, на которую мы прибыли? Её название и будет темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

(Буквы з и с на конце приставок.)

Запишите тему урока в рабочих тетрадях.

(слайд №15)

    Построение проекта выхода из затруднения. (слайд № 16)

Какие знания о стране Морфемике нам понадобятся для достижения цели нашего путешествия?

(Умение выделять приставку в слове, знания о том, что морфемы могу иметь варианты, умение видеть условия выбора варианта морфемы, умение комментировать написание приставок)

Для определения условий написания букв з и с на конце приставок предлагаю вам поработать в группах. Но что мы должны сделать, прежде чем вы приступите к работе?

(Составить план действий.)

Каким будет ваш первый шаг? (Выделить приставку)

Второй? (Определить, какая буква пишется после приставки)

Третий? (Сделать вывод)

(План действий выводится на слайде презентации.)

    Реализация построенного проекта. (слайд №16)

Разделитесь на четыре группы и, следуя алгоритму, поработайте в карточках. Выделите приставку в слове и обратите внимание на то, какая буква пишется после приставки.

Учащимся раздаются карточки со совами.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Безбрежный

Взглянуть

Возлагать

Бесценный

Раскидать

Вспылить

Воспарить

Время вышло. Посмотрим, что у вас получилось. Вывесите результаты своей работы на доску. Все ли группы справились с заданием? (Да.)

Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание букв з и с на конце приставок?

(Да. Написание букв з и с зависит от того, какая буква пишется после приставки.)

Сформулируйте, пожалуйста, правило написания букв з и с на конце приставок.

Как нам оформить правило, чтобы было легче его запомнить?

(Составить цепочку действий, алгоритм.)

Каким будет первый шаг?

(Учащиеся проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его, выводит на слайд презентаци) )

(слайд №17)

Теперь проверим правильность наших выводов. Откройте учебник, внимательно прочитайте правило и проверьте цепочку. Все ли верно?

Вернёмся к названию нашей станции и выполним в тетрадях задание, с которым в начале вы не смогли справиться. (слайд № 18).

Ученики вставляют пропущенные в приставках буквы и комментируют условия их написания, работу выполняют в тетрадях.

    Первичное закрепление во внешней речи. (слайд № 19)

- Теперь ваша задача научиться применять это правило на практике. Выполним упражнение.

(Учащимся предлагается выполнить упражнение на новое правило из учебника. (Упр. 423) Учащиеся выполняют упражнение рабочих тетрадях, проговаривая по цепочке условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- А теперь проверим, насколько внимательными вы были в путешествии и что усвоили. Для этого вы должны поработать самостоятельно. Для вас оставлено несколько заданий, решив их вы сможете продолжить путешествие по стране Морфемике.

Задание. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

Бе..ропотный

Ра..сердить

Ра..статься

Бе..звучный

Ра..считывать

В..хлипнуть

Бе..толковый

И..царапать

Бе..предельный

Бе..жалостный

Ра..чесать

Ра..винтить

Бе..сердечный

Ра..плести

И..следовать

В..лететь

Ра..сказать

И..черпать

Ра..ведать

Ра..чистить

Ра..крутить

Образец проверки. (Слайд № 20)

I вариант

II вариант

Эталон проверки.

I вариант

II вариант

Безр опотный

Расс ердить

Расс таться

Безз вучный

Расс читывать

Всх липнуть

Бест олковый

Исц арапать

Бесп редельный

Безж алостный

Расч есать

Расс вет

Разв интить

Изл ить

Бесс ердечный

Расп лести

Исс ледовать

Разж ечь

Взл ететь

Расс казать

Исч ерпать

Разв едать

Расч истить

Раск рутить

(Учащиеся выполняют задание в индивидуальных карточках, затем проверяют его по образцу и оценивают свои работы, используя образец проверки и критерии оценивания.)

    Включение в систему знаний и повторение. (слайд № 21)

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

(Это правило останется в нашем багаже знаний, оно пригодится нам в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

Тем, кто справился с самостоятельной работой отлично и уверен в своих знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.

Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы и запишите данные слова в два столбика:

1) с приставкой, оканчивающейся на –з и –с (объясните условия выбора согласных на конце приставки);

2) с приставками, неизменяющимися на письме.

Ра..считывать, о..блеск, от..брать, бе..хитростный, з..лепить, бе..шумный, з..держать, ра..ведать, в..бежать, ра..думать, пре..почтение, и..подтишка, в..бросить, н..думать, бе..звездный, п..бежать, ра..дразнить, п..дбегать.

(Учащиеся получают карточки с заданием, 2-3 минуты работают самостоятельно)

Тем, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, я предлагаю обратиться к эталону проверки, проанализировать свои работы и выполнить упражнение из учебника №424. (слайд № 22)

(Ученики допустившие ошибки выполняют упражнение из учебника, по которому идёт работа, аналогичное заданию из самостоятельной работы. Один из учеников работает у доски.

Учащиеся, получившие дополнительное задание, по цепочке озвучивают ответы.)

    Рефлексия учебной деятельности. (слайд № 23)

Наше путешествие заканчивается, пора подвести итоги.

Какую цель мы поставили в начале путешествия?

(Узнать условия написания букв –з и –с на конце приставок.)

Достигли мы этой цели? (Да.)

Что мы узнали? (Учащиеся озвучивают изученное на уроке правило)

С какими трудностями мы столкнулись в путешествии?

(Учащиеся называют затруднения, вызванные на этапе пробного действия.)

    Домашнее задание.

- Учитывая полученные вам сегодня знания и те затруднения, которые вы испытали в путешествии, я предлагаю вам выполнить дома следующие задания:

1) выучит правило и алгоритм действия;

2) выполнить упражнение 427,

(Учащиеся, выполнившие самостоятельную работу без ошибок, выполняют данное в тексте упражнения творческое задание; учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, вставляют пропущенные буквы и объясняют условия их выбора)

Наше путешествие окончилось. Спасибо всем, кто принял в нем участие.