Конспект занятия "Йотированные гласные буквы. «Двойная» роль йотированных букв

Гласные в русском языке немногочисленны, однако орфографических правил, касающихся их, достаточно много. Эти буквы встречаются в различных частях слова и в сочетании с различными согласными. Особые затруднение вызывают гласные после шипящих. Правил здесь достаточно много, постараемся их систематизировать и привести конкретные примеры. Также много споров вызывает йотированная гласная. После гласной такого рода, как правило, пишется разделительный Обычно орфограммой считается та буква, которая стоит в слабой позиции (т.е. под ударением), однако в сочетании с шипящими и сильная позиция может вызвать много вопросов. Поэтому разбирать правила будем для гласных как в сильной, так и в слабой позиции.

Йотированные гласные

Для начала разберем, что такое йотированная гласная. После гласной, в начале слова или перед твердым либо мягким знаком подобные буквы произносятся со звуком [й] в начале: [йо]ж (еж), вран’[йо] (вранье), пле[йа]да (плеяда).

Это е, ё, ю, я , а также и . Последняя гласная после гласной имеет йотированное оформление, а также в начале слова, а вот или после мягкого и твердого знаков - нет. Например, Зина[йи]да (Зинаида), но [и]горь.

Е после гласной дает также йотированный звук: по[йэ]хал, во[йэ]нный.

Буквы а, у после шипящих

Употребление термина «шипящие согласные» довольно распространено. Что же он обозначает? Это те звуки, которые при артикулировании сопровождаются характерным шипящим оформлением. Это ж, ш, щ, ч, ц .

Следует сказать, что изначально они имели пару по мягкости либо были всегда твердыми, однако с развитием языка утратили либо пару (например, [ж], [ш]) либо из исконно твердых стали мягкими ([ч]).

Этим и объясняется стоящая после них гласная. После гласной стоящий шипящий, как правило, ни на что не влияет. Так, после шипящих всегда пишется только а или у (употребление я или ю считается грубой ошибкой). Например: Жаклин, жасмин, жуткий, шуруп, шаль, щавель, щука, чаща, чайка, цапля, цунами.

Это правило не касается слов иноязычного происхождения, некоторых фамилий и топонимов: брошюра, Жюль, Цяньцзянь, парашют, жюри, Коцюбинский, Степонавичюс.

Правописание и, ы после шипящих

Следует помнить, что после всех шипящих, кроме ц , пишется только буква и . После гласной может идти любой согласный или другой

Например: жирный, животное, жизнь, широкий, фашист, малыши, щит, плащи, лещи, чистка, мечи, читать.

Есть в правиле и исключения, они касаются имен собственных, в них может писаться ы . Например, вьетнамское имя Чыонг.

И или ы в сочетании с ц

Разберем, какие следует писать гласные после ц . Буква ы пишется в следующих случаях:

  1. Если она стоит в окончании существительного либо прилагательного. Например: три столицы, молодцы-удальцы, куцый мех, узколицый человек, соленые огурцы.
  2. В именах собственных и нарицательных, имеющих суффикс -ын либо -цын-: Царицыно, Голицын, лисицын хвост, куницын мех.
  3. В некоторых словах-исключениях: цыган (и все его производные), цыпленок, цыкнуть, на цыпочках.

В фамилиях и либо ы после ц не регламентируется правилом, только правоустанавливающими документами, в которых и указано корректное написание. Допустим, в фамилиях Куницын, Старицын пишется ы , а Ельцин или Вицин необходимо писать через и .

Теперь разберем случаи, когда после ц требуется употреблять и . Это все те, которые не попадают под перечисленные выше правила.

  • Корни слов (кроме исключений, перечисленных в пункте 3 предыдущего правила). Например: цифра, цирк, цигейка, специфический, цилиндр, Циолковский, вакцина.
  • Суффиксы иноязычного происхождения: конституция, революция, организация, интерпретация, медицина, маршрутизация, кальцит.
  • В качестве связки между частями сложного слова и в аббревиатурах также пишется и : ВЦИК, специнтервью, блицинформ.

Ударное положение о, е в сочетании с шипящим

В сильной позиции для передачи звука [э] после шипящих следует писать е . Например: жемчуг, жесть, шепчет, шелест, щель, щебень, цель, центнер, челюсть, честь.

Гласные о/е после шипящих подчиняются своим правилам.

Для начала разберем, когда следует писать о .

  1. Если она является частью окончания имен существительных или прилагательных (баржой, межой, плечо, ружьецо, чужой, большой), а также суффиксом наречий: горячо, свежо.
  2. Если является суффиксом имени существительного. Перечислим варианты таких морфем: -ок- (дружок, кружок, пирожок, прыжок); -онк- (книжонка, бумажонка, деньжонка, девчонки, мальчонки, бочонки); -онок-/-чонок- (бочонок, галчонок, зайчонок, барсучонок); -оныш (как правило, это просторечные слова: ужоныш, малышоныш); -овк- (плащовка, бойцовка, мелочовка); -об- (трущоба, чащоба); -отк- (трещотка) и последний суффикс -овщин- требует при себе окончания а : поножовщина.
  3. Если является -ов-: грошовый, моржовый, парчовый. Сюда же относятся существительные, произошедшие от этих слов, оканчивающиеся она -овка-/-овник-: циновник, парчовка, грошовка, грушовка, речовка. также суффикс -ов- часто встречается и в фамилиях. Здесь стоит ориентироваться на документы, данные при рождении. Так, может писаться Борщов и Борщев, Хрущов и Хрущев, Кумачов или Кумачев.
  4. Если является наречием или прилагательным с суффинксом -охоньк-: малехонький (малехонько), свежохонький (свежохонько). Эти слова являются просторечными.
  5. Если является беглым в существительных и наречиях: жор (жрать); ожог (жгу); рожон (рожна); кишки (кишок - родительный падеж).
  6. Если слово является заимствованным и гласные после шипящих у него в корне: джокер, шорты, анчоус, мажор, Джойс (имена собственные также подчиняются этому правилу).

Когда под ударением следует писать е?

Перечислим случаи, когда в корне после шипящей следует писать е :

О и е в безударном положении

Что касается правописания о или е в безударном положении, то необходимо запомнить, что в слабой позиции следует писать ту букву, которая слышится в сильной. Это касается как корней: жестянка - жесть; шерстянка - шерсть; желтеть - желтый; так и суффиксов: ключевой, плащевой, бичевой; и окончаний: мужем, сторожем, рыжему.

Следует запомнить иноязычные слова, в которых в безударной позиции пишется о : мажордом, шоссе, шокировать, лечо, Шопен, пончо, банджо и другие. Их написание следует сверять с орфографическим словарем.

О и е в сочетании с ц

После буквы ц стоящие в слабой позиции о и е проверяются сильной позицией: цедить - цедит, цензура - цензор, цеховой - цех. Также: перцовый, бойцовый, пыльцовый.

Слова иноязычного происхождения могут содержать безударную о после ц : меццо, скерцо, герцог.

Цокотать пишется через о (цокот).

Цели:

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

Ход урока

    1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
    2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

      – Как они называются? (йотированными);

      – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

    3. Тестирование
    4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

      Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

      1. Какая буква не является йотированной?

      1. и 2. ю 3. е

      1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
      2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
      3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

      3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

      Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

      Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

    5. Чистописание

– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

– Какая буква нас сегодня встречает?

Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

Физкультминутка: упражнения для глаз.

IV. Работа со словами с йотированными гласными.

– Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

Ярмарка маляр боярышник столяр

– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик.

"Стол-помощник".

1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

Яр – крутой обрывистый берег.

– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

V. Словарная работа.

– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

– Какое это слово?

– Напишите транскрипцию на общем листе.

– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

– Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)

ябл(о/а)чк(о/а)

– Как определить “а” или “о” писать?

Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

После прочтения слово записывается в тетрадях.

– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
3) матросский танец.

Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

VI. Работа в группах.

Творческая работа.

Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

    • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

1. Разделить слова для переноса:

ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

2. Сколько букв и звуков в слове:

ЯХТА - ....б., .... зв.

ГАВАНЬ - .... б, .... зв

3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

Расположить слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

Стол-помощник: алфавит.

Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

(Сточки стихотворения разрезаны)

Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

“Стол – помощник”:

1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.

“Стол - помощник”:

ночью ветер маяк

5 предложений

Прочитайте текст.

[й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

    1. Кто пошёл к морю?
    2. Где Юля нашла рачка?
    3. Как он оказался на берегу?
    4. Что сделала девочка?

– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

– Что такое “шторм”?

– Читает текст

– Что такое “штиль”?

Читает текст

Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

Оценка сотрудничества.

VII. Рефлексия.

– Наш корабль взял курс к родному берегу.

– На острове каких букв мы были?

– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.

В русском языке из тридцати трех букв алфавита десять букв - гласные. Гласными они называются потому, что звук, который они обозначают, производится говорящим только при помощи голоса (голос - глас).

Это буквы: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Йотированные гласные буквы

Четыре из этих букв - йотированные, то есть состоят из двух звуков: [й] (поэтому они и называются йотированные) и гласного звука ([а], [э], [о] или [у]). Соответственно, это буквы: Е, Ё, Ю, Я. Они обозначают по два звука: "е" = [йэ], "ё" = [йо], "ю" = [йу], "я" = [йа].

  • Енот, ежиха, ежевика, ель, Елена, егоза, еда, Екатерина, Елизавета, егерь, епанча, ежедневник.
  • Елена-егоза под елью нашла ежиху с ежатами.
  • Ёжик, ёлка, лёд, мёд.
  • Ёжик под ёлкой прятал иголки.
  • Юла, Юлия, Юстиниан, юстиция, юность, юмор, юг, Юрий, юркий.
  • Юрина юла юрко по полу плыла.
  • Яблоко, ящик, яма, якорь, ярость, Яна, Япония, ягода, ясли, ясность.
  • В Японии Яна нашла ягоды в яме.

Прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите два звука на месте букв "е", "ё", "ю", "я".

Остальные буквы считаются не йотированными.

Не йотированные гласные буквы

Не йотированные гласные буквы - это гласные буквы, которые состоят ТОЛЬКО из одного гласного звука. Это следующие буквы:

Все эти буквы обозначают один звук. Буква "а" обозначает звук [а], буква "и" обозначает звук [и], буква "о" обозначает звук [о], буква "у" обозначает звук [у], буква "ы" обозначает звук [ы], буква "э" обозначает звук [э].

Приведем примеры слов и предложений, в которых ярко видны эти буквы.

  • Апельсин, азбука, аист, ассистент, Александр, Алексей, айсберг, айфон, Афон, агрегат, аппарат, аптека, аспирин, анальгин, арбуз, атташе.
  • Аптекарь в аптеке продал Александру анальгин и аспирин.
  • Игорь, Ирина, Иртыш, изба, изморозь, изморось, икра, истерика, инспектор, инструктор, икарус, ирис, истина, искра.
  • Ирина в избе закатила истерику.
  • Ольга, Олег, озеро, область, острый, опыт, округ, около.
  • Ольга любила гулять около озера.
  • Улитка, Ульяна, уха, уши, уксус, укус, ужас.
  • Ульяна испытала ужас от укуса комара.
  • Лыжи, дышишь, дыня, дым, рыло, рытвина, рыба, рыжий, рынок, рысь, сытый, сырость, сыр.
  • Света на рынке купила рыжую дыню, свежую рыбу и сыр.
  • Экватор, Эдуард, Эдита, Эльвира, эскалатор, экскаватор, Эмма, эпитет, эпиграф, эскиз, эхо.
  • Эдуард сел в экскаватор и поехал на экватор.

Аналогично, прочитайте вслух данные примеры, и вы ясно услышите один звук на месте букв "а", "и", "о", "у", "ы", "э".

Урок грамоты в 1 классе.

Тема: Письмо слов с йотированными гласными в начале и в середине слова.

Комментированное чтение текста по вопросам.

Цель: создание условий для формирования навыков чтения и письма слов с йотированными гласными в начале и в середине слова; а также правильного, слогового, выразительного, осознанного чтения.

Задачи: закрепить умения слогозвукового анализа слов, составление звуковых схем; учить писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова;

развивать навык комментированного чтения текста по вопросам учителя; умение работать с текстом;

развивать устную речь; мелкую моторику кисти и рук; фонематический слух; речь; память; внимание; мышление; познавательный интерес;

воспитывать бережное отношение к природе; чувство товарищества и взаимопомощи.

Результаты: учащиеся умеют писать слова с йотированными гласными в начале и в середине слова; делают слогозвуковой анализ слов по схемам ; умеют читать текст и осознают его содержание; дают комментарии по прочитанному тексту, используя грамотную речь; логически излагают свои мысли, рассуждают, осознают важность бережного отношения к природе; умеют проявлять дружелюбие; проявляют интерес к изучаемому материалу.

Ход урока.

    Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

    Актуализация знаний.

Сегодня на урок к нам пришла гостья. Отгадайте кто она?

Я модница такая, что всем на удивление!

Люблю я бусы, блестки – любые украшения.

Но на мою, поверьте, великую беду,

Наряд мне надевают всего лишь раз в году.

(Ёлка)

Что за беда у неё случилась?

Давайте порадуем нашу ёлочку своими знаниями и хорошими ответами.

    Повторение.

Наша елочка нарядная.

Чем украшена она? (Буквами – Б, А, В, Г, У, Д, Ё, Е, И, Н, О, С, Ы. Согласные на синей бумаге, гласные на красной.)

На какие группы их можно разделить? (На гласные и согласные.)

Я показываю согласные буквы, а вы произносите их звуки.

Подумайте, на какие группы можно разделить гласные буквы? (На мягкость и твердость согласных звуков.)

Какие буквы можно выделить из этой группы? (Ё и Е)

Почему?

    Сообщение темы и цели урока.

На елочке слова:

ёжик Елена снег лёд

Прочитайте слова.

Что общего в этих словах? (Буквы Ё и Е)

Кто догадался какова тема нашего урока?

Дети самостоятельно формулируют тему урока и задачи по опоре.

Я научусь …..

Я узнаю ……

Я смогу ….

    Работа по теме урока.

Слогозвуковой анализ слов Елена:

Работа в парах с пеналами; 2 ученика для проверки работают за доской. Самопроверка. Наблюдение за позицией буквы Е в слове.

- Что интересного вы заметили, когда составляли схемы. (Когда мы произносим букву в начале слова, мы слышим два звука – [Й"], [Э]; когда Е стоит после согласной – мы слышим один звук [Э])

Посчитайте по схеме количество звуков. (6)

А теперь хором считаем количество букв в слове. (5)

Сравните количество звуков и букв. Почему?

Вывод: Когда буквы –Е и Ё стоят в начале слова, обозначают два звука, поэтому в таких словах звуков больше, чем букв. Когда они стоят после согласной – обозначают 1 звук.

- Назовите слова, в которых буквы Е и Ё обозначают 2 звука. (Ёжик …)

Назовите слова, в которых буквы Е и Ё обозначают 1 звук. (Снег, лёд, …)

    Физминутка – на развитие мелкой моторики руки.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни

Раз. два, три, четыре, пять

Начинаем мы писать.

    Письмо – работа по прописи – стр. 6.

Гигиенические навыки при письме.

Подготовка рук к письму – рисование узора.

Письмо заглавной и строчной буквы Ее, Ёё строка под предложением.

(Анализ написания букв – Е и Ё.)

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Почему Е и Ё называют родными сестрами?

А хотите узнать, откуда у Ё появились две точки?

Послушайте сказку об этом.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву Ё, вот оказывается, почему у Ё две точки.

Показ учителем на доске, письмо в воздухе.

Самостоятельное письмо букв.

Самооценивание:

Подчеркните красным карандашом самую красивую букву Е и Ё, которые у вас получились.

Письмо слов с печатного текста с проговариванием – следующая строка :

ёжик Елена снег лёд

Возьмите карандаш, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Обратная связь: на веере показывают количество слогов в словах.

Вывод: Как определить сколько в слове слогов?

Ё – всегда ударная.

    Физминутка.

Ёлочки зеленые

На ветру качаются,

На ветру качаются

Низко наклоняются.

Много ёлочек зеленых,

Много сделаем наклонов.

    Словарная работа:

Чтение слов – 1 ученик, хором, с ударением.

ШЁЛ ПОДОШЁЛ

ПРИШЁЛ

Объясните значение этих слов. (Демонстрация – ученик демонстрирует действия.)

НЁС

УНЁС

    Цел и: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих; совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение конструировать предложение из слов.

    Ход урока

    I. Актуализация опорных знаний.

    ! Игра «Кто быстрее соберёт?».

    На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

    Дети, сидящие на первом ряду, подбирают картинки с односложными названиями предметов, на втором ряду - с двусложными, на третьем - с трёхсложными.

    Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

    II. Словарная работа.

    1. Ре бята - мальчики и девочки в раннем возрасте.

    & Этимология слова.

    Слово ребята произошло от слова ребёнок . В старину ребёнок означало «маленький».

    Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьтеударение.

    2. Хо ро ш ? - так, как надо.

    Дождь покапал и прошёл,

    Солнце в целом свете.

    Это очень хорошо

    И большим и детям.

    В. Маяковский

    & Этимология слова.

    Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

    III. Формирование новых знаний.

    1. Слово учителя.

    В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» - «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

    В конце этого слова есть звук [й’]и специальная буква для него - Й (И краткое). А теперь изменим слово:

    Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают сразу два звука:

    2. Выполнение упражнения 30.

    Сколько слогов в каждом слове?

    Сколько букв в первом слоге каждого слова?

    Какие это буквы?

    Какие звуки они обозначают?

    В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

    Выво д: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

    ь в начале слова;

    ь после гласных;

    ь после ь и ъ знаков.

    Звукобуквенный разбор одного из записанных слов:

    Юла - ю - ла

    ю - [й’] - согласный, мягкий, звонкий.

    [у] - гласный, безударный.

    л -[л] - согласный, звонкий, твёрдый.

    а -[а] - гласный, ударный.

    Почему букв меньше, чем звуков?

    Физкультминутка

    IV. Составление рассказа по картинке.

    1. Выполнение упражнения 32.

    2. Работа над конструированием предложений.

    Выполнение упражнения 33.

    V. Итог урока.

    Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

    Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

    Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.

    Домашнее задание: упражнение 34.