Митрополит иона 1448. Ио́на Московский и всея Руси

Святитель Иона - первый глава независимой Русской Церкви, избранный собором епископов на митрополичью кафедру в 1448 году. О жизни митрополита Ионы написано достаточно, однако многие факты его судьбы до сих пор неизвестны или являются спорными.

Сведения о жизни святителя Ионы до рукоположения в епископы в основном содержатся в его Житии, составленном перед канонизацией 1547 года по указанию тогдашнего главы Церкви митрополита Московского и всея Руси святителя Макария. Со второй половины XIX столетия историки обычно выделяют три редакции (основных вида) Жития, помимо которых существуют еще и особые житийные варианты.

Сын вотчинника

Согласно Житию, Иона происходил из семьи землевладельца Федора Одноуша, вотчина которого располагалась в галичских землях. Точное время рождения святителя Ионы неизвестно. Предположительно, это событие произошло в конце 80-х — начале 90-х годов XIV века. Не много можно сказать и о детских годах святителя. В Житии содержится довольно этикетное для агиографии указание на его раннее — «от юности» — стремление к служению Христу.

Иноческий постриг святитель принял «во едином отъ монастырей въ Галичьской земьли» , откуда через непродолжительное время перебрался в Москву «во обитель Пречистыя Богородицы на Симаново» . Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель постригся в двенадцатилетнем возрасте, но и это указание вполне может отражать общее место, характерное для житий русских подвижников. Интересно включенное в состав Жития предсказание митрополита Киевского и всея Руси Фотия о том, что монах Иона «будет велик святитель во странах земли Рускиа» .

В годы пребывания Ионы в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительных и келлиотских принципов иноческой жизни. Иона, который тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует преподобный , занял сторону приверженцев общежительного устава.

Из Симонова монастыря Иона рукополагается в сан епископа Рязанского и Муромского, однако дата хиротонии неизвестна. Духовная грамота святителя Ионы указывает, что он был поставлен во владыки от митрополита «господина и отца кир Фотия», а это значит между 22 апреля 1410-го и 2 июля 1431 года. Согласно русской канонической практике начала XV века, архиерейская хиротония могла совершиться только над человеком, достигшем возраста сорока лет.

По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол великого князя Московского Василия Темного (февраль 1425 года) Иона еще находился в Симоновом монастыре. Из ряда документов известно о некоем Ионе, архимандрите Симонова монастыря в первой половине XV века, а в Супрасльской летописи под 1426 годом упоминается о посылке митрополитом Фотием в Тверь архимандрита Ионы из Москвы, причем из какого монастыря, не указано. Вопрос в том, относятся ли данные сведения к будущему митрополиту. Если это так, то рукоположение Ионы имело место уже в последние годы жизни митрополита Фотия, после 1426 года.

Примечательно, что ближайший предшественник святителя Ионы на кафедре епископов Рязанских и Муромских владыка Сергий Азаков также являлся выходцем из Симонова монастыря. Эта обитель была одним из нескольких основных духовных центров Руси, наиболее часто поставлявших кандидатов для замещения высших постов в русской церковной иерархии.

Епископ и Местоблюститель

В годы епископского служения на кафедре Рязанской и Муромской Иона деятельно занимался миссионерством и «многи неверныя к Богу обрати». В 1430 году он присутствовал в Вильно на съезде, созванном , в качестве посланника великого князя Рязанского Ивана Федоровича, который с 1427 года признавал себя «служилым князем» Витовта и обещал ему «служити безъхитростно».

После смерти митрополита Фотия Иона избирается местоблюстителем престола митрополитов Киевских и всея Руси. Дата его наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во второй половине 1432 года. По крайней мере уже 11 марта 1433 года датируется грамота епископа Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в Нижегородский Печерский монастырь.

О деятельности Ионы как «нареченного» на митрополию свидетельствует и грамота И. В. Минина на село Аксиньинское в Звенигородском уезде, в которой Иона также назван «нареченным». Сюда же следует добавить официальное представление Ионе в августе 1433 года завещания князя Василия Васильевича Галицкого, владения которого не имели никакого отношения к Рязанской епископии, зато располагались в пределах митрополичьей области; очевидно, что завещание предъявлялось Ионе для его заверения именно как местоблюстителю митрополичьего престола.

Через какое-то время после наречения Иона отправился в Константинополь, чтобы получить рукоположение в митрополиты всея Руси от патриарха. В исследовательской литературе выдвигались разные предположения о времени этой поездки. Высказывалась даже гипотеза, что святитель ездил в Византию дважды: первый раз сразу после наречения, второй — в конце 1435-го или начале 1436 года. Если митрополит Герасим, сожженный в Литве в 1435 году, действительно являлся митрополитом «всея Руси», а не только возглавлял западно-русские епархии, то поездка святителя Ионы именно после его убийства представляется наиболее допустимой. Но добиться рукоположения ему не удалось.

О деятельности святителя Ионы между поездкой в Константинополь и 1446 годом источники сообщают только то, что он присутствовал на архиерейском соборе Русской Церкви 1441 года, который осудил митрополита Исидора за принятие Флорентийской унии, заключенной Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью. Причем Иона упоминается на нем не в качестве местоблюстителя престола, а только как епископ Рязанский, стоящий на третьем месте в перечне архиереев-участников собора.

Это обстоятельство, а также кажущаяся противоречивость сведений, которые содержатся в некоторых источниках, освещающих события 1430-х годов, дали основание ряду исследователей считать, что наречения Ионы в 30-е годы XV века не было вовсе, и сама фигура епископа Рязанского в качестве кандидата в митрополиты появилась лишь во второй половине 1440-х. Однако в настоящее время такая точка зрения может считаться полностью опровергнутой.

В 1446 году галичский князь Дмитрий Шемяка, занявший московский великокняжеский престол, обратился к святителю Ионе с предложением привезти из Мурома, который входил в состав Рязанской епархии, детей плененного Василия Темного. По сведениям одних источников, Дмитрий Шемяка обещал Ионе митрополию, по сведениям других — святитель уже тогда находился «на митрополиче дворе на Москве». Святитель Иона в сопровождении епископа Коломенского Варлаама отправился в Муром, где уговорил верных Василию Темному бояр передать ему «на епитрахиль» великокняжеских детей. По приказанию Дмитрия Шемяки, дети были отправлены к отцу, находившемуся в заточении в Угличе. Святитель сопровождал их туда, затем вернулся в Москву и «сел» на митрополичьем дворе.

Согласно официальному московскому летописанию, а также тверскому памятнику «Слово похвальное инока Фомы», Дмитрий Шемяка обещал не причинять зла детям и дать им с отцом вотчину, но нарушил крестоцелование. За это он удостоился порицания святителя Ионы, которое сыграло определяющую роль в решении Дмитрия Шемяки выпустить Василия Темного из заточения и передать ему во владение Вологду.

Святитель Иона был одним из владык, участвовавших в архиерейском соборе и направивших Дмитрию Шемяке послание с призывом покориться Василию Темному 29 декабря 1447 года. В послании, во-первых, обличаются действия Шемяки (за ослепление Василия II он сравнивается с Каином и со Святополком), а во-вторых, епископы угрожали Шемяке отлучением, если он не откажется от враждебных действий против великого князя.

15 декабря 1448 года святитель Иона по инициативе Василия Темного, но без санкции Константинополя, был рукоположен в Москве собором русских епископов и духовенства в митрополиты Киевские и всея Руси. Важнейшим основанием для этого была необходимость прекращения «вдовства» митрополичьей кафедры, пагубно отражавшаяся на состоянии Церкви и политических делах, при нежелании принимать хиротонию от патриарха, который придерживался Флорентийской унии.

В одном из посланий святитель Иона писал, что «не х кому было посылать: царь не таков, и ни патриарх не таков, иномудръствующу, к латином приближающуся» . Кроме того, приводя доводы, обосновывающие законность собственного поставления в митрополиты архиерейским собором, святитель Иона указывал на данное ему еще во время визита в Константинополь патриаршее «благословение», а также на то, что его избрание состоялось «по думе» великого князя, «не хотением нашего смирения, но волею великого самодръжъства» .

Более подробно доводы раскрывались святителем в грамоте князю Киевскому Александру (Олельку) Владимировичу, где, в частности, он указывал, что случаи самостоятельного рукоположения митрополитов на Руси бывали и раньше, причем из-за «русских господарей со цареградскими цари негладости ради» . Некоторые из приведенных доводов содержатся также в духовной грамоте святителя Ионы.

С избранием святителя Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в положении фактической автокефалии.

Ставший святым

Почитание святителя Ионы, ушедшего из жизни 31 марта 1461 года, развивалось стремительно. Уже 29 мая 1472-го во время строительных работ по возведению нового состоялось обретение его нетленных мощей, сопровождавшееся благоуханием.

Вскоре от них произошло два чуда исцеления: шестилетнего сына священника и некоего Селивача Рязанца, имевшего «внутри болячку». Мощи святителя были положены в раку и помещены «близ северных врат церковных» строящегося собора, а великая княгиня Мария Ярославна заказала известнейшему книжнику эпохи Пахомию Сербу канон на обретение мощей.

В Московском великокняжеском своде конца XV века избавление Руси от нашествия хана Ахмата летом того же 1472 года было осмыслено и как заступничество Ионы, названного среди «святых чюдотворцев русскых, пресвященных митрополит». 15 августа 1473 года зафиксировано третье чудо от мощей святителя — исцеление 18-летнего отрока из Переславля Рязанского.

Запись чудес Ионы, вероятно, специально велась при митрополичьей кафедре. Преподобный Иосиф Волоцкий высоко ценил Иону. На соборе 1547 года святитель Иона был канонизирован, причем стал одним из четырех угодников, причисленных клику святых как «великие чудотворцы». Специально под канонизацию было написано его Житие.

Память святителя совершается 31 марта, 27 мая (перенесение мощей), 15 июня, 5 октября (память святителей Московских).

У каждого христианина есть свой святой покровитель. По традиции и для каждого русского города выбирался небесный покровитель - тот, кто будет молиться за его жителей пред Богом. Один из покровителей столицы - святитель Иона, чьи мощи покоятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Родился будущий московский митрополит не в Москве, а в Галиче (бывшая Костромская губерния). В двенадцать лет принял монашеский постриг в одном из монастырей недалеко от дома, а потом перешел в московский Симонов монастырь. Так что москвичом Иона стал уже будучи монахом.

На новом месте не обошлось без приключений. Иона был послушным и трудолюбивым иноком и нередко работал из последних сил. Однажды он так устал, что заснул в монастырской пекарне прямо за работой. И надо же было так случиться, что именно в это время в обитель приехал московский митрополит Фотий.

Пропустить приезд митрополита - дело серьезное. Что было делать с уснувшим Ионой - наказать за сон или похвалить за трудолюбие? Иона спал так крепко, что не проснулся даже когда митрополит зашел в пекарню. А Фотий, взглянув на спящего монаха, заметил, что его правая рука была согнута так, будто он ею благословлял. Епископ прозрел в этом знак свыше и велел не будить Иону, благословил его и предсказал, что молодой монах станет святителем и многих наставит на путь спасения.

Затем Иона на время покинул Москву - он был поставлен епископом Рязани и Мурома, где обратил в христианство многих неверных. Но это было только начало славного пути.

Был ли восьмой Вселенский собор?

Вселенских соборов было семь. С 1054 г. христианская Церковь перестала быть единой и содержала в себе две ветви - Восточную и Западную. Поскольку существовало разделение, проводить вселенский - т.е. общий для всех христиан - собор было невозможно. Проводились только соборы поместные.

В XV веке была попытка созвать восьмой Вселенский собор. В этот исторический период Западная Церковь во главе с Папой занимала достаточно прочное положение, а вот на Востоке все было далеко не спокойно. Византийскую империю осаждали войска Османской империи. Турки захватили почти все византийские земли, так что империя едва выходила за пределы своей столицы - Константинополя.

Греки прекрасно понимали, что после завоевания Константинополя магометане не потерпят на своей земле неверных, и первыми, кого постигнет кара, будут православные христиане.

Положение Византии было катастрофическим, но неожиданно военную помощь предложил Папа римский. Правда, с условием, что восточные христиане заключат с западными союз - унию. Церковь вновь станет единой, во главе ее будет стоять Папа, а объединенные войска прогонят мусульман. Восточные и западные христиане решили созвать вселенский собор - принять решение возможно или нет объединение Церквей...

Сначала собор проходил в Ферраре, потом переместился во Флоренцию. Камнем преткновения было латинское учение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (filioque). Как ни бились римские кардиналы, как ни состязались с представителями Православной Церкви в красноречии, им не удалось убедить восточных христиан принять эту идею. Самым непреклонным со стороны греков был митрополит Ефесский Марк. В конце концов все споры свелись к противостоянию Восточного епископа Марка и представителя Западной Церкви доминиканца Иоанна. Их долгие споры утомляли заседавших, так что Марку запретили появляться на заседаниях собора, а грекам поставили ультиматум: или они принимают учение латинян, или пусть возвращаются в осажденную Византию.

Существовал еще один довод за прекращение затянувшегося собора: расходы по содержанию его участников целиком взяла на себя Католическая Церковь, но долго так продолжаться не могло, и в один прекрасный день западные христиане заявили, что попросту перестанут выделять деньги на пропитание.

Наконец многие клирики со стороны греков подписались под договором унии. Категорически отказался от этого Марк Ефесский. Договор был составлен на греческом и латинском языках, однако к желаемому результату не привел. На первой же литургии греки отказались причащаться по обрядам латинян, а латиняне - по правилам греков. Мало того, после возвращения в Византию многие клирики объявили себя виновными в том, что подписали договор, и немало из них отказались от сана.

Собор был признан несостоявшимся. Военная помощь грекам предоставлена не была, и через несколько лет, в 1453 году, Византийская империя пала.

Как московская Церковь стала независимой

Описанные события имеют непосредственное отношение к истории Русской Церкви и к митрополиту Ионе. Со времен Крещения Русская Церковь была подчинена Греческой. Московский митрополит мог быть назначен только с ведома Византии, и, как правило, сначала на эту должность назначались греки. Постепенно на эту должность стали назначать и русских, но для поставления они все равно отправлялись в Константинополь.

Когда умер московский митрополит Герасим, великий князь Василий (Темный) с согласия других князей, русского духовенства и народа отправил Иону в Константинополь для поставления. Однако в столице Византии выяснилось, что митрополитом уже был назначен болгарин Исидор, а Ионе московскую кафедру обещали отдать после его смерти.

Осведомленный о положении Византии, князь Василий возлагал на Исидора большие надежды. Московский князь продолжал дело своих предков по укреплению власти и авторитета московских князей и собиранию земель вокруг Москвы. С точки зрения политики Русская земля была независима, а вот по церковной линии она подчинялась Византии. Православие играло важнейшую роль и в жизни народа, и в политике, и влияние греков в определенной мере ограничивало действия московского князя на международной арене. Неудивительно, что Василий хотел, чтобы Русская Церковь стала независимой.

Митрополит Исидор был участником флорентийского Собора и поддерживал идею унии. По пути в Италию он даже заходил не в православные храмы, а в католические костелы, демонстрируя расположение к римскому Папе.

Окончательно симпатии Исидора стали понятны, когда после собора, в 1441 году, он вернулся в Москву. На литургии в Успенском соборе Московского Кремля он произнес имя Папы, а не Патриарха. А после он прочел грамоту, в которой говорилось, что митрополит Исидор ныне является кардиналом и легатом от ребра Апостольского для всех северных стран. А князь московский - всего лишь помощником митрополиту Исидору. Ни слова о независимости Русской Церкви в грамоте сказано не было.

Князь Василий не мог этого потерпеть. Он стал обличать папского приспешника, назвал его лжепастырем и еретиком и велел заточить в Чудов монастырь. Исидор бежал из Москвы, а князь Василий собрал духовенство для рассмотрения Флорентийской грамоты.

Постановления этого собора были признаны еретическими, в Москве говорили о том, что в Византии отступили от истинной веры по дьявольскому научению. Сам собой напрашивался вывод: разве могут отошедшие от истинного православия византийцы назначать московского митрополита?

Князь Василий написал Константинопольскому Патриарху письмо. Он дипломатично не стал говорить грекам о том, что у него возникли сомнения по поводу чистоты их веры, зато сделал акцент на том, что Византия расположена далеко от Москвы, ездить в Константинополь для поставления митрополиту неудобно, да и саму Византию раздирают войны и мятежи. Одним словом, разумнее всего разрешить назначение московского митрополита без ведома Константинополя. Ответа из Византии не пришло, а в 1448 году Иона стал митрополитом. Нашлись те, кто посчитал его поставление незаконным, но их князь Василий велел заточить. Заметим однако, что Патриарх Константинопольский Григорий Мелиссина благословил назначение Ионы.

С тех пор московские митрополиты ставились в Москве без участия патриарха, кандидатов же выбирал князь. Так Московская Церковь обрела независимость - стала автокефальной. И первым из назначенных на московскую кафедру митрополитов стал Иона.

Митрополит Московский

Святитель Иона занимал митрополичью кафедру до 1464 года.

По преданию, он был чудотворцем: умел предсказывать будущее и исцелять. В его житии рассказывается такой случай.

У одного боярина болели зубы. Как-то после литургии митрополит Иона подозвал его к себе, дал просфору и сильно ударил боярина по щеке. "Ты выбил мне последние зубы!" - вскричал боярин и тотчас почувствовал, что зубная боль прошла. Радуясь о чуде, боярин прославлял Бога и благодарил Иону.

Когда в 1451 году татарские войска осадили Москву, митрополит со всем клиром бесстрашно ходил по стенам Кремля, молясь Богу о городе и его жителях. Во время одного из таких молебствий он обратился к старцу Антонию, иноку Чудова монастыря, чтобы он помолился об избавлении Москвы. Тогда Антоний предсказал, что татары уйдут, и только одного человека сразит стрела врагов - самого старца. Едва монах сказал это, как пущенная татарами стрела пронзила его. Митрополит Иона со служителями с честью похоронили старца, а вскоре в рядах татар произошло смятение, и они ушли.

Митрополит Иона стремился жить угодной Богу жизнью и, уже состарившись, просил у Него болезни ради спасения души. Бог внял молитвам: у митрополита открылась язва ноги, и святитель вскоре скончался. Даже очень ослабев, он продолжал посещать церковь и возносить хвалу Богу.

Чудеса совершались святителем и после его смерти. Когда в 1812 году французы вошли в Москву, они не тронули его серебряную раку и подсвечник при ней, потому что им явился митрополит Иона с поднятой, как бы грозящей рукой.

Имя святителя Ионы пытались использовать в своих интересах старообрядцы. В 1765 году у них возникла фантастическая идея посвятить епископа рукою мощей митрополита Ионы. При этом молитвы "за него" должен был читать ныне живущий священник. В жизнь этот замысел воплощен не был.

Краткое житие святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси

Свя-ти-тель Иона, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский и всея Рос-сии чу-до-тво-рец, ро-дил-ся в го-ро-де Га-ли-че в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье. От-ца бу-ду-ще-го свя-ти-те-ля зва-ли Фе-о-до-ром. В две-на-дца-ти-лет-нем воз-расте юно-ша при-нял по-стриг в од-ном из га-лич-ских мо-на-сты-рей, от-ку-да пе-ре-шел в мос-ков-ский Си-мо-нов мо-на-стырь, где мно-го лет ис-пол-нял раз-лич-ные по-слу-ша-ния. Од-на-жды свя-ти-тель (па-мять 9 июня и 15 июля), по-се-тил Си-мо-нов мо-на-стырь и по-сле мо-леб-на, пре-по-дав бла-го-сло-ве-ние ар-хи-манд-ри-ту и бра-тии, по-же-лал бла-го-сло-вить ино-ков, ис-пол-няв-ших по-слу-ша-ние на мо-на-стыр-ских ра-бо-тах. Ко-гда он при-шел в пе-кар-ню, то уви-дел уснув-ше-го от мно-гих тру-дов ино-ка Иону, пра-вая ру-ка утом-лен-но-го ино-ка бы-ла со-гну-та в бла-го-слов-ля-ю-щем же-сте. Свя-ти-тель Фо-тий про-сил не бу-дить его, бла-го-сло-вил спя-ще-го ино-ка и про-ро-че-ски пред-ска-зал при-сут-ство-вав-шим, что этот мо-нах бу-дет ве-ли-ким свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви и мно-гих на-ста-вит на путь спа-се-ния.

Пред-ска-за-ние свя-ти-те-ля ис-пол-ни-лось. Через несколь-ко лет свя-ти-тель Иона был по-став-лен епи-ско-пом Ря-за-ни и Му-ро-ма.

В 1431 го-ду скон-чал-ся свя-ти-тель Фо-тий. Через пять лет по-сле его смер-ти за доб-ро-де-тель-ную и свя-тую жизнь мит-ро-по-ли-том Все-рос-сий-ским был из-бран свя-ти-тель Иона. Ко-гда но-во-из-бран-ный мит-ро-по-лит от-пра-вил-ся к пат-ри-ар-ху Иоси-фу II (1416-1439) в Кон-стан-ти-но-поль, чтобы при-нять по-став-ле-ние на мит-ро-по-лию, то ока-за-лось, что неза-дол-го до то-го зло-муд-рен-ный Ис-и-дор, по про-ис-хож-де-нию бол-га-рин, уже был по-свя-щен на рус-скую мит-ро-по-лию. Недол-го про-быв в Ки-е-ве и Москве, Ис-и-дор от-пра-вил-ся на Фло-рен-тий-ский со-бор (1438), где при-нял унию. Со-бор рус-ских ар-хи-ере-ев и ду-хо-вен-ства низ-ло-жил мит-ро-по-ли-та Ис-и-до-ра, и тот вы-нуж-ден был тай-но бе-жать в Рим (где умер в 1462 го-ду). На Все-рос-сий-скую мит-ро-по-лию еди-но-душ-но был из-бран свя-ти-тель Иона. По-свя-ще-ние его по бла-го-сло-ве-нию Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Гри-го-рия III (1445-1450) впер-вые со-вер-ше-но рус-ски-ми ар-хи-ере-я-ми в Москве. 15 де-каб-ря 1448 го-да свя-ти-тель Иона всту-пил на мит-ро-по-лию и с ар-хи-пас-тыр-ской рев-но-стью стал утвер-ждать бла-го-че-стие сре-ди па-со-мых, сло-вом и де-лом укреп-ляя пра-во-слав-ную ве-ру в стране. И при сво-ем вы-со-ком сане он по-преж-не-му не остав-лял лич-ных мо-на-ше-ских по-дви-гов. За тру-ды на бла-го Церк-ви Хри-сто-вой свя-ти-тель Иона удо-сто-ил-ся от Бо-га бла-го-дат-но-го да-ра чу-до-тво-ре-ний и про-зор-ли-во-сти. В 1451 го-ду та-та-ры неожи-дан-но под-сту-пи-ли к Москве, со-жгли окрест-но-сти и го-то-ви-лись к на-па-де-нию на го-род. Мит-ро-по-лит Иона с кли-ром со-вер-шал крест-ный ход по сте-нам го-ро-да, со сле-за-ми мо-ля Бо-га о спа-се-нии гра-да и лю-дей. Уви-дев пре-ста-ре-ло-го мо-на-ха Ан-то-ния, ино-ка Чу-до-ва мо-на-сты-ря, ко-то-рый от-ли-чал-ся доб-ро-де-тель-ной жиз-нью, свя-ти-тель Иона ска-зал: «Сын и брат мой Ан-то-ний! По-мо-лись ми-ло-сти-во-му Бо-гу и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це об из-бав-ле-нии го-ро-да и всех пра-во-слав-ных хри-сти-ан». Сми-рен-ный Ан-то-ний от-ве-тил: «Ве-ли-кий свя-ти-тель! Бла-го-да-рим Бо-га и Пре-чи-стую Его Ма-терь: услы-ша-ла Она мо-лит-вы твои и умо-ли-ла Сы-на Сво-е-го, го-род и все пра-во-слав-ные хри-сти-ане бу-дут спа-се-ны по тво-им мо-лит-вам. Вра-ги ско-ро бу-дут по-беж-де-ны. Толь-ко мне од-но-му суж-де-но от Гос-по-да быть уби-то-му вра-га-ми». Ед-ва ста-рец ска-зал это, как вра-же-ская стре-ла прон-зи-ла его.

Пред-ска-за-ние стар-ца Ан-то-ния сбы-лось: 2 июля, в празд-ник , в ря-дах та-тар про-изо-шло смя-те-ние, и они в неве-до-мом стра-хе и ужа-се об-ра-ти-лись в бег-ство. Свя-ти-тель Иона вско-ре по-стро-ил на сво-ем дво-ре храм в честь По-ло-же-ния Ри-зы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в па-мять из-бав-ле-ния Моск-вы от вра-гов.

Бла-жен-ная кон-чи-на свя-ти-те-ля Ио-ны по-сле-до-ва-ла в 1461 го-ду. При гро-бе свя-ти-те-ля ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные ис-це-ле-ния.

В 1472 го-ду мо-щи свя-то-го мит-ро-по-ли-та Ио-ны бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми и по-ло-же-ны в Успен-ском со-бо-ре Крем-ля (празд-но-ва-ние пе-ре-не-се-ния свя-тых мо-щей со-вер-ша-ет-ся 27 мая). Со-бор Рус-ской Церк-ви 1547 го-да уста-но-вил празд-но-вать свя-ти-те-лю Ионе, мит-ро-по-ли-ту Мос-ков-ско-му, осо-бую па-мять. В 1596 го-ду пат-ри-арх Иов уста-но-вил празд-но-ва-ние свя-ти-те-лю Ионе в со-бо-ре дру-гих Мос-ков-ских свя-ти-те-лей, 5 ок-тяб-ря.

Полное житие святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси

Свя-ти-тель Иона, мит-ро-по-лит Мос-ков-ский и всея Ру-си, ро-дил-ся в по-след-ней чет-вер-ти XIV ве-ка в се-ле Один-цо-ве близ го-ро-да Со-ли-га-ли-ча, в Ко-стром-ской зем-ле. С ран-них лет маль-чик стре-мил-ся к ино-че-ской жиз-ни. В две-на-дца-ти-лет-нем воз-расте он при-нял мо-на-ше-ство в од-ном из Га-лич-ских мо-на-сты-рей, а за-тем пе-ре-шел в Мос-ков-ский Си-мо-нов мо-на-стырь.

Юный инок сми-рен-но и усерд-но ис-пол-нял раз-лич-ные по-слу-ша-ния, неукос-ни-тель-но со-блю-дая за-ве-ты пер-вых игу-ме-нов оби-те-ли - , ос-но-ва-те-ля мо-на-сты-ря, впо-след-ствии ар-хи-епи-ско-па Ро-стов-ско-го († 1394; па-мять 28 но-яб-ря/11 де-каб-ря), и , впо-след-ствии игу-ме-на Бе-ло-зер-ско-го († 1427; па-мять 9/22 июня). Он под-ви-зал-ся в по-сте, мо-лит-ве, чте-нии сло-ва Бо-жия. мит-ро-по-лит († 1431; па-мять 2/15 июля) од-на-жды по-се-тил Си-мо-нов мо-на-стырь. И ко-гда он при-шел в пе-кар-ню, то уви-дел уснув-ше-го от мно-гих тру-дов ино-ка Иону, пра-вая ру-ка утом-лен-но-го ино-ка бы-ла со-гну-та в бла-го-слов-ля-ю-щем же-сте. Свя-ти-тель Фо-тий про-сил не бу-дить его, бла-го-сло-вив спя-ще-го ино-ка, и про-ро-че-ски пред-ска-зал при-сут-ство-вав-шим, что он бу-дет ве-ли-ким свя-ти-те-лем Рус-ской Церк-ви и мно-гих об-ра-тит на путь спа-се-ния.

В 1431 го-ду свя-той Иона был по-став-лен епи-ско-пом на Ря-зан-скую и Му-ром-скую ка-фед-ру. Нема-ло тру-дов по-ло-жил он на то, чтобы об-ра-тить ко Хри-сту ино-вер-ных жи-те-лей сво-ей епар-хии. Вско-ре по-сле кон-чи-ны мит-ро-по-ли-та Фо-тия свя-ти-тель Иона воз-гла-вил Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. В 1432 го-ду он име-ну-ет-ся «на-ре--чен-ным в свя-тей-шую мит-ро-по-лию Рус-скую». Од-на-ко меж-до-усоб-ная борь-ба за ве-ли-ко-кня-же-ский пре-стол ве-ли-ко-го кня-зя Ва-си-лия II Ва-си-лье-ви-ча и его дя-ди, Га-лиц-ко-го кня-зя Юрия Дмит-ри-е-ви-ча не поз-во-ли-ли свя-ти-те-лю вы-ехать в Кон-стан-ти-но-поль к пат-ри-ар-ху Иоси-фу II (1416-1439) для по-свя-ще-ния. В это вре-мя Ли-тов-ский князь Свид-ри-гай-ло по-слал в Кон-стан-ти-но-поль для по-свя-ще-ния в мит-ро-по-ли-та Ли-тов-ско-го Смо-лен-ско-го епи-ско-па Ге-ра-си-ма (в на-ча-ле XV ве-ка Смо-ленск был вре-мен-но при-со-еди-нен к Ли-тов-ско-му кня-же-ству).

Епи-скоп Ге-ра-сим был воз-ве-ден в Кон-стан-ти-но-по-ле в сан мит-ро-по-ли-та всея Ру-си; в 1435 го-ду, за-по-до-зрен-ный кня-зем Свид-ри-гай-ло в из-мене, он был схва-чен и со-жжен. По-сле кон-чи-ны мит-ро-по-ли-та Ге-ра-си-ма в Кон-стан-ти-но-поль от-пра-вил-ся епи-скоп Иона. Но, при-быв-ши в сто-ли-цу Ви-зан-тии, он узнал, что пат-ри-арх Иосиф уже по-ста-вил на Рус-скую мит-ро-по-лию неко-е-го Ис-и-до-ра. В 1439 го-ду Ис-и-дор при-нял унию на Фло-рен-тий-ском со-бо-ре и по воз-вра-ще-нии в Моск-ву в 1441 го-ду был за-то-чен в Чу-дов мо-на-стырь. Немед-лен-но был со-зван Со-бор рус-ских иерар-хов, ко-то-рый осу-дил «Ис-и-до-ро-во все де-ло». Ко-гда ста-ло окон-ча-тель-но яс-но, что Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх со-гла-сил-ся на унию, Рус-ская Цер-ковь ста-ла на за-щи-ту чи-сто-ты пра-во-сла-вия. В де-каб-ре 1448 го-да в Москве был со-зван цер-ков-ный Со-бор для из-бра-ния пред-сто-я-те-ля Рус-ской Церк-ви. Свя-ти-тель Иона был из-бран мит-ро-по-ли-том Все-рос-сий-ским с ти-ту-лом «Ки-ев-ский и всея Ру-си». Ме-стом пре-бы-ва-ния он из-брал Моск-ву, по-это-му име-ну-ет-ся так-же мит-ро-по-ли-том Мос-ков-ским. Так пре-кра-ти-лась за-ви-си-мость Рус-ской Церк-ви от Кон-стан-ти-но-по-ля и бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло ав-то-ке-фа-лии.

Воз-глав-ляя Все-рос-сий-скую ка-фед-ру, свя-ти-тель Иона преж-де все-го по-за-бо-тил-ся об улуч-ше-нии от-но-ше-ний меж-ду Моск-вой и Ли-тов-ским кня-же-ством. Бла-го-да-ря это-му ему уда-лось при-со-еди-нить к Москве юго-за-пад-ные епар-хии. Свя-ти-тель Иона по-ло-жил боль-шие уси-лия на бла-го-устрой-ство воз-вра-щен-ных епар-хий и на ис-ко-ре-не-ние в них уни-ат-ства. Он при-зы-вал к ми-ру и пре-кра-ще-нию меж-до-усо-бия, объ-яс-нял вред яро-сти и гне-ва, учил по-ка-я-нию и по-слу-ша-нию.

Осо-бен-но за-бо-тил-ся свя-ти-тель Иона о ду-хов-но-нрав-ствен-ном со-вер-шенст-во-ва-ния сво-ей паст-вы. В учи-тель-ных гра-мо-тах он на-зи-дал пом-нить о спа-се-нии ду-ши, быть ми-ло-серд-ны-ми, доб-ро-со-вест-но от-но-сить-ся к сво-им граж-дан-ским обя-зан-но-стям. Свя-ти-тель Иона стро-го тре-бо-вал со-блю-де-ния хри-сти-ан-ских за-по-ве-дей от свя-щен-но-слу-жи-те-лей. Ука-зы-вая на ве-ли-чие свя-щен-ни-че-ско-го са-на, он при-зы-вал кли-ри-ков к до-стой-но-му про-хож-де-нию пас-тыр-ско-го слу-же-ния. Осо-бое ста-ра-ние про-яв-лял свя-ти-тель Иона в вы-бо-ре до-стой-ных кан-ди-да-тов на ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры.

Боль-шое вни-ма-ние уде-лял он мо-на-ше-ским оби-те-лям, за-бо-тил-ся об их нуж-дах, о стро-гом со-блю-де-нии ино-че-ских пра-вил. И при сво-ем вы-со-ком сане он по-преж-не-му не остав-лял лич-ных мо-на-ше-ских по-дви-гов. Про-яв-ляя по-пе-че-ние о хра-мах Бо-жи-их, свя-ти-тель об-но-вил и бла-го-леп-но укра-сил пер-во-пре-столь-ный Успен-ский со-бор в Мос-ков-ском Крем-ле. Он при-дал осо-бую тор-же-ствен-ность бо-го-слу-же-ни-ям, уве-ли-чив чис-ло чте-цов и пев-цов. В 1450 го-ду по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля Ио-ны, бы-ли воз-двиг-ну-ты ка-мен-ные мит-ро-по-ли-чьи па-ла-ты.

Жи-вя по за-по-ве-дям Бо-жи-им и стро-го со-блю-дая мо-на-ше-ские обе-ты, свя-ти-тель Иона по-лу-чил от Гос-по-да дар чу-до-тво-ре-ний и про-зор-ли-во-сти. По его мо-лит-вам ис-це-ля-лись бо-ля-щие раз-лич-ны-ми неду-га-ми.

В 1451 го-ду та-та-ры неожи-дан-но под-сту-пи-ли к Москве, со-жгли окрест-но-сти и го-то-ви-лись к на-па-де-нию на го-род. Мит-ро-по-лит Иона с кли-ром со-вер-шал крест-ный ход по сте-нам го-ро-да, со сле-за-ми мо-ля Бо-га о спа-се-нии гра-да и лю-дей. Уви-дев пре-ста-ре-ло-го мо-на-ха Ан-то-ния, ино-ка Чу-до-ва мо-на-сты-ря, ко-то-рый от-ли-чал-ся доб-ро-де-тель-ной жиз-нью, свя-ти-тель Иона ска-зал: «Сын и брат мой Ан-то-ний! По-мо-лись ми-ло-сти-во-му Бо-гу и Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-це об из-бав-ле-нии го-ро-да и всех пра-во-слав-ных хри-сти-ан». Сми-рен-ный Ан-то-ний от-ве-тил: «Ве-ли-кий свя-ти-тель! Бла-го-да-рим Бо-га и Пре-чи-стую Его Ма-терь: услы-ша-ла Она мо-лит-вы твои и умо-ли-ла Сы-на Сво-е-го, го-род и все пра-во-слав-ные хри-сти-ане бу-дут спа-се-ны по тво-им мо-лит-вам. Вра-ги бу-дут ско-ро по-беж-де-ны, толь-ко мне од-но-му суж-де-но от Гос-по-да быть уби-то-му вра-га-ми». Ед-ва ста-рец ска-зал это, как вра-же-ская стре-ла прон-зи-ла его.

Пред-ска-за-ние стар-ца Ан-то-ния сбы-лось: 2 июля, в празд-ник По-ло-же-ния Ри-зы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, в ря-дах та-тар про-изо-шло смя-те-ние, и они в неве-до-мом стра-хе и ужа-се об-ра-ти-лись в бег-ство. В па-мять из-бав-ле-ния Моск-вы от на-ше-ствия но-гай-ско-го ха-на Ма-зов-ши свя-ти-тель Иона в том же го-ду со-ору-дил храм в честь празд-ни-ка По-ло-же-ния Ри-зы Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Свя-ти-тель Иона ото-шел ко Гос-по-ду в глу-бо-кой ста-ро-сти 31 мар-та 1461 го-да, в два ча-са дня во втор-ник Страст-ной сед-ми-цы. За несколь-ко дней до то-го он пре-дуз-нал от Гос-по-да вре-мя сво-ей бла-жен-ной кон-чи-ны. Свя-ти-тель был по-гре-бен в со-бор-ном хра-ме, за ле-вым кли-ро-сом.

27 мая 1472 го-да при пе-ре-строй-ке Успен-ско-го со-бо-ра со-вер-ши-лось об-ре-те-ние нетлен-ных мо-щей свя-ти-те-ля Ио-ны. По мо-лит-вам угод-ни-ка Бо-жия про-ис-хо-ди-ли ис-це-ле-ния. Жи-тие свя-ти-те-ля и два ка-но-на (один - на об-ре-те-ние мо-щей) на-пи-са-ны иеро-мо-на-хом Па-хо-ми-ем Сер-бом, Ло-го-фе-том († по-сле 1484 г.). Об-ще-цер-ков-ное празд-но-ва-ние па-мя-ти свя-ти-те-ля Ио-ны уста-нов-ле-но на Мос-ков-ском Со-бо-ре 1547 го-да, при мит-ро-по-ли-те Мос-ков-ском Ма-ка-рии (1542-1563). В 1596 го-ду пат-ри-арх Иов уста-но-вил празд-но-ва-ние свя-ти-те-лю Ионе в Со-бо-ре дру-гих Мос-ков-ских свя-ти-те-лей 5/18 ок-тяб-ря.

Величание святителям Московским

Велича́ем вас,/ святи́телие Христо́вы/ Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе и Ермоге́не,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу:/ вы бо мо́лите за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Ио́но! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от нас гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны ми́лостивно, да́рует нам согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит нас от бед, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих нас; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует нам сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Ио́но, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та Единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́, архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды стра́ны до́бре сохрани́ и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́, моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святитель ИОНА, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец (†1461)

Святитель Иона родился в конце XIVв. в Костромской земле, близ Солигалича в благочестивой христианской семье. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В 12 лет он принял монашество в одном из местных монастырей, а затем перешел в Московский Симонов монастырь. Юный инок смиренно и усердно исполнял различные послушания, неукоснительно соблюдая заветы первых игуменов обители — святого Феодора, основателя монастыря, впоследствии архиепископа Ростовского (+1394; память 28 ноября/11 декабря), и преподобного Кирилла, впоследствии игумена Белозерского (+1427; память 9/22 июня). Он подвизался в посте, молитве, чтении Слова Божия.

Однажды Симонов монастырь посетил святитель Фотий (+1431; память 2/15 июля), митрополит Московский. После молебна, преподав благословение архимандриту и братии, святитель Фотий пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет, в 1431г., святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома. Немало трудов положил он на то, чтобы обратить ко Христу иноверных жителей своей епархии. Вскоре после кончины митрополита Фотия святитель Иона возглавил Русскую Православную Церковь. В 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую». Для посвящения митрополита ему следовало выехать в Константинополь к Патриарху Иосифу II (1416-1439). Но его остановила разгоревшаяся междоусобная борьба за великокняжеский престол между внуком Димитрия Донского великим князем Василием II Васильевичем, получившим престол по наследству в 1425 г., и его дядей, звенигородским князем Юрием Дмитриевичем, претендующим на престол по обычаям старины.

В это время литовский князь Свидригайло в обход Москвы послал в Константинополь к патриарху для посвящения в митрополиты литовского епископа Смоленского Герасима (в начале XV века Смоленск был временно присоединен к Литовскому княжеству). Епископ Герасим был возведен в Константинополе в сан митрополита всея Руси, но недолго он оставался во главе Русской церкви. В 1435 году, заподозренный князем Свидригайло в измене, он был схвачен и сожжен в Витебске.

После кончины митрополита Герасима, казалось, что никакого соперника у Ионы теперь не должно быть. Епископ Иона отправляется в столицу Византии. Но там он узнает, что Патриарх Иосиф уже поставил на Русскую митрополию ловкого и хитрого грека Исидора.

Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), выставляемый им как Вселенский. На Соборе Исидор принял унию и за это был даже назначен папским кардиналом. Возвратившись в Москву, он вместо Вселенского патриарха стал поминать на богослужениях Римского Папу! Не растерялся, кажется, один только Василий Васильевич. Назвав Исидора лютым волком, а не пастырем, он повелел заключить его в Чудов монастырь (в марте 1441) под стражу. При этом сам Исидор от покаяния и от отречения от унии отказался. В сентябре 1441 года, видимо с ведома Василия II, он бежал в Тверь, затем в Великое княжество Литовское и Рим, где умер в 1463 году.

Немедленно был созван Собор русских иерархов, который осудил «Исидорово все дело». Когда стало окончательно ясно, что Константинопольский Патриарх согласился на унию, Русская Церковь стала на защиту чистоты Православия. В декабре 1448 года в Москве был созван церковный Собор для избрания Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Иона был избран митрополитом Всероссийским с титулом «Киевский и всея Руси». Местом пребывания он избрал Москву, поэтому именуется также митрополитом Московским. Так прекратилась зависимость Русской Церкви от Константинополя и было положено начало автокефалии.

Заняв уже на вполне законных основаниях престол митрополита, Иона, всецело стоявший на стороне Василия Васильевича, стал с еще большим усердием помогать ему в междоусобной борьбе с шемякинской смутой. Он собрал против Шемяки Собор и подверг его отлучению. К пастве же Иона обратился с грозным посланием, что не будет никому его благословения, если не примут власти великого князя. В своих увещевательных грамотах он подчеркивал, что Василий Васильевич борется за общерусское дело, в то время как враги его являются пособниками татар.

Возглавляя Всероссийскую кафедру, святитель Иона прежде всего позаботился об улучшении отношений между Москвой и Литовским княжеством. Благодаря этому ему удалось присоединить к Москве юго-западные епархии. Святитель Иона положил большие усилия на благоустройство возвращенных епархий и на искоренение в них униатства. Он призывал к миру и прекращению междоусобия, объяснял вред ярости и гнева, учил покаянию и послушанию.

Особенно заботился святитель Иона о духовно-нравственном совершенствования своей паствы. В учительных грамотах он назидал помнить о спасении души, быть милосердными, добросовестно относиться к своим гражданским обязанностям. Святитель Иона строго требовал соблюдения христианских заповедей от священнослужителей. Указывая на величие священнического сана, он призывал клириков к достойному прохождению пастырского служения. Особое старание проявлял святитель Иона в выборе достойных кандидатов на архиерейские кафедры.

Большое внимание уделял он монашеским обителям, заботился об их нуждах, о строгом соблюдении иноческих правил. При своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. Проявляя попечение о храмах Божиих, святитель обновил и благолепно украсил первопрестольный Успенский собор в Московском Кремле. Он придал особую торжественность богослужениям, увеличив число чтецов и певцов. В 1450 году, по благословению святителя Ионы, были воздвигнуты каменные митрополичьи палаты.

Живя по заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами. Так, по молитве его исцелилась от тяжелой болезни дочь великого князя. Видя это, один неверный стал говорить, что княжна исцелилась сама по себе. «Сын мой! Не сомневайся ни в чем, ибо невозможное людям возможно Богу», — усовестил его Иона, призвав к себе. Тот, не вняв увещаниям, стал изрекать богохульства. «Пусть свяжется язык твой, — остановил его Иона и предрек: — Вместо девицы, бывшей при смерти, умрешь ты!» И тотчас богохульник упал на землю безгласным…

Таким же строгим оказалось наказание Божие и для одного нерадивого инока. Ему поручено было поить приходящих нищих, но когда к нему обратилась одна вдова, он отослал ее восвояси: «Уйди, теперь еще не время давать пить».

«Брат! Не знаешь, какую оскорбил ты вдову. Она — угодница Божия, — сказал иноку Иона, узнав о его проступке. — За это Господь покарает тебя. Пойди и покайся в грехах своих, ибо настало время тебе умереть...»

В 1451 г., когда ногайский хан Мазовши подступил к Москве, Иона решил совершить крестный ход вокруг города. Заметив в пути престарелого монаха Чудова монастыря Антония, он и его попросил молиться о спасении Москвы. «Услышала Царица Небесная молитвы твои , — отвечал Ионе Антоний, — враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года , во время молитвы в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины. Готовясь предать душу свою в руки Божии, он благословил великого князя, его потомство и весь русский народ. Святитель был погребен в соборном храме, за левым клиросом.

В 1472 г. при перестройке Успенского собора Кремля были обретены нетленными его мощи (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Установленное в 1472 г. местное празднование митрополиту Ионе в 1547 г. было заменено на общецерковное.

У честных мощей святителя Ионы были явлены многие чудеса исцеления. Рассказывают, в частности, об одном исцелившемся немом Иоанне. Приложившись к честным мощам Ионы, он поцеловал руку святителя. И показалось ему, что рука крепко схватила его за язык. Иоанн закричал от страха и боли. Народ, стоявший рядом, впал в недоумение: отчего немой кричит? Оттого, что разрешился от немоты.

Молитва святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси
О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Ио́но! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от нас гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны ми́лостивно, да́рует нам согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит нас от бед, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих нас; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует нам сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит нас гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Молитва 2-я святителю Ионе, митрополиту Московскому и всея Руси
О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Ио́но, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та Единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́, архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды стра́ны до́бре сохрани́ и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́, моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Тропарь Ионе, митр. Московскому и всея России, чудотв., глас 3:
Ярем Господень измлада восприим,/ и Того стопам невозвратным желанием последовал еси,/ и освященнаго подвига достигл,/ святительства паству приим и чудес от Бога дары прият,/ с верою приходящим к раце мощей твоих/ подавши различным недугом исцеление неоскудно,/ отче наш Ионо, святителю Христов,/ моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Кондак святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца, глас 8:
Желанием духовным постническое житие совершив/ и святительства паству приим,/ чистоты ради телесныя и тело твое Владыка Христос соблюде нетленно/ и Петру чудотворцу наследника тя содела,/ и того нраву последовал еси,/ и учителя тя Христос Своему стаду дарова,/ идеже лежат целебныя мощи твоя,/ благоухают, яко от кадила благовонна,/ и подают исцеления немощным, верою приходящим,/ святителю Ионо, моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Осуществить принятые на Флорентийском Соборе решения на территории Восточной Европы должен был «русский» митрополит Исидор, получивший от папы кардинальский сан и наделенный полномочиями папского легата в Литве, Ливонии, Руси и «Ляхии» (Польше)…

Сведения из различных источников сходятся на том, что начало конфликту положило торжественное богослужение в Успенском соборе. На светских людей, присутствовавших на службе, наиболее сильное впечатление, по-видимому, произвело публичное «поминание» папы вместо принятого по традиции поминания Восточных патриархов. Для духовных лиц более существенным было то, что по окончании службы по приказу митрополита публично зачитали текст буллы папы Евгения IV с изложением условий Флорентийской унии… В наиболее ранних летописных свидетельствах обрисована картина общего единодушного отпора еретику, что подчеркивалось, в частности, последовательным употреблением глаголов множественного числа — «поимаша», «посадиша».

Действительно, у нас нет оснований думать, что при решении этого вопроса позиция великого князя могла в чем-то расходиться с позицией его духовных и светских подданных. На землях Северо-Восточной Руси, где православие издревле было господствующим вероисповеданием, церковная уния не могла принести Русской Церкви тех выгод, на которые могла бы рассчитывать православная Церковь во владениях Ягеллонов. Не было здесь и внешней опасности, защищаясь от которой было бы необходимо «поступаться принципами». Положение было как раз противоположным. В тяжелые времена татаро-монгольского господства именно в приверженности к православной вере черпали русские люди способность к сопротивлению. К середине XV в. власть завоевателей ослабла, складывались благоприятные условия для объединения русских земель вокруг Москвы и воссоздания суверенной государственности. Приверженность своей вере была подкреплена опытом истории, и тем менее оправданным представлялось русскому обществу отступление от нее. Уния Церквей и соглашение с латинством, несомненно, воспринимались в Москве и как отказ от борьбы с «иноверной» Литвой, подчинившей своей власти русские земли, здесь уже складывалось устойчивое представление, что именно московские великие князья — законные наследники Владимира киевского. В этих условиях провал миссии Исидора был неизбежным.

МИТРОПОЛИТ ИОНА

Иона (ум. 1461 г.) - епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. Иона был выходцем из уездного княжества Галицкого, князья которого были главными соперниками Василия II; постригся в монахи он там же - в Галицкой земле. Затем он перешел в московский Симонов монастырь, а потом стал епископом Рязанским. Лишь в 40-х гг., после осуждения и изгнания Исидора, у Ионы появилась возможность занять митрополичий престол… Затем Иона занял своеобразную промежуточную позицию между обоими враждующими князьями. Летом 1447 г., после занятия Москвы Василием Темным, бежавшие из нее Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, заявили, что Василий II не может их требовать к себе до тех пор, «доколе будет у нас в земле отец нашь митрополит». К осени митрополит уже изменил Шемяке и перешел на сторону Василия Темного, однако и после этого он не стал в глазах своих собратьев-иерархов законным митрополитом: в обличительной грамоте русского духовенства против Шемяки, отправленной в декабре 1447 г., Иона по-прежнему именуется епископом рязанским и назван на третьем месте - после Ефрема Ростовского и Авраамия Суздальского. Только в следующем 1448 г. Иона был, наконец, возведен своими братьями-епископами на митрополичий престол.

ИЗБРАНИЕ МИТРОПОЛИТА ИОНЫ

Наречение Ионы на митрополичий престол состоялось, вероятнее всего, сразу после смерти митрополита Фотия. Дата наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, это событие произошло во 2-й половине 1432 г. Сразу после наречения Иона не мог отправиться за благословением в Константинополь, т. к. в 1431 г. возобновилась борьба за великокняжеский стол... Так что не от кого было посылать московского кандидата в митрополиты (как правило, его сопровождал великокняжеский посол). Василий II вернулся в Москву 29 июня 1432 г., но и теперь Иона не мог отправиться в Константинополь, т. к. литовский великий князь Свидригайло направил туда своего претендента - Смоленского епископа Герасима (до 1 сентября 1432), который и был поставлен на кафедру. В литературе выдвигались разные предположения о времени поездки Ионы. Вероятнее всего, ее следует датировать временем после сожжения в Литве 26 июля 1435 г. митрополита Герасима.

В Константинополе добиться назначения Ионы на митрополичью кафедру не удалось: патриарх в 1436 г. уже поставил митрополитом Киевским и всея Руси Исидора. Василий II в послании в Константинополь 1441/43 г. выражал удивление в связи с таким решением патриарха: «Не вемы же убо, за какое дело нашего прошениа не прияли… того нам епископа Иону на митрополию не поставили, и тому есмы невмале подивились, что ради нашего посланиа, или свое высочайшее поставише, тако сотвориша». В послании императору Константину XI, относящемся к июлю 1451 (или 1452) г., великий князь подчеркивал, что еще «до его [Ионы] прихождения царь и патриярх поставиша… Исидора митрополитом»...

Византийские власти, отказывая в просьбе о поставлении нареченного митрополита правителю такой крупной православной страны, какой была в то время Русь, нашли способ дать Ионе заверения общего характера. В посланиях, написанных вскоре после 1448 г., Иона сообщал о полученном им патриаршем благословении на митрополию в случае, если митрополит Исидор умрет или «каково инаково о нем ся станет»... В великокняжеских и митрополичьих посланиях рубежа 40-х и 50-х гг. XV в., после возведения Ионы на митрополичий стол Собором русских епископов, этот аргумент использовался в качестве обоснования...

После поставления Ионы в митрополиты Русская Церковь оказалась в состоянии фактической автокефалии. Однако в первые годы вопрос о каноническом утверждении этого статуса не стоял. В июле 1451 (или 1452) г. великий князь Василий II писал византийскому императору Константину XI Палеологу, что поставление Ионы совершилось «за великую нужду… а не кичением, ни дерзостию» и что митрополия всея Руси от Константинополя «благословения требует и ищет»... После падения Византии в 1453 г. Иона считал своим долгом помогать греческим единоверцам: он давал благословение на сбор греками пожертвований на всей территории митрополии...

НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО

Для понимания дальнейших событий в Москве, необходимо указать на то, что происходило в Царьграде… Константин XI сначала был верен Православию, когда же надвинулась непосредственная опасность Константинополю, прибег к унии, считая ее единственным средством спасения. Народ же, напротив, смотрел на унию, как на способ привлечь на Византию гнев Божий… После свержения Исидора вел. князь в 1441 г. заготовил к патриарху письмо, в котором, обвиняя Исидора в измене Православию, просил о поставлении митрополитом Святителя Иону. Но письмо это не было отослано. Видимо, не решились обращаться к патриарху униату, свергнув Исидора за униатство… В 1448 г. Иона, оставаясь все это время «нареченным», был, наконец, поставлен митрополитом собором русских архиереев. В 1452 г. вел. князь Василий составил послание императору Константину XI Палеологу, в то время остававшемуся православным… В заключение он сообщает, что намеревался писать патриарху, но не знает, имеется ли таковой в Константинополе и каково его имя. Письмо императору не было послано. По-видимому, в Москву пришли сведения, что император сделался униатом, как то имело место в 1452 году… С этого времени установился порядок ставить митрополитов в самой Москве и своими русскими епископами, так чтобы митрополиты могли быть на будущее время фактически независимыми от патриархов…

Тальберг Н. История Русской Церкви

НА ПУТИ К «ТРЕТЬЕМУ РИМУ»

Одно из первых произведений, отражающих факт неприятия акта унии как «послания папина» в Москве, - Послание московского великого князя Василия II Васильевича константинопольскому патриарху Митрофану II (1441), основным содержанием которого является просьба о предоставлении русской Церкви автокефалии. В Послании признается исключительный канонический авторитет константинопольской Церкви в предоставлении Москве права «свободного поставления» митрополитов, что свидетельствовало о нежелании русской стороны установить автокефалию «явочным порядком», «самозвано». В Послании обращает на себя внимание тождественное титулование византийского императора и киевского князя Владимира «царями»: Владимир, «благочестивый царь Русскиа земли», - «великий новый Констяньтин»; как и последний, киевский князь - «святый и равный апостолом»…

Если предыдущее Послание содержало желаемую модель отношений двух Церквей, то Послание московского великого князя Василия II Васильевича императору Константину XI Палеологу (июль 1451 г.) описывает исторически («по изначальству») сложившуюся модель отношений между «Русской землей» и империей. Обращаясь к императору, великий князь пишет: «Въсприял еси свой великый царьскый скипетр, свое отечество, в утвержение всему православному християньству ваших держав, и нашим владетельствам Русия земли, всему нашему благочестью, в великую помощь»… Как и в Послании патриарху, Василий II заверяет императора в «любви и приязни» и стремлении сохранить единство («съединение») с константинопольской церковью при условии ее приверженности «древнему благочестью». Такова была официальная позиция Москвы по отношению к Византии и константинопольской церкви накануне гибели империи.