Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький). Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький) Макар чудра краткое содержание

План пересказа

1. Рассказчик слушает историю старого цыгана.
2. Легенда о любви Радды и Лойко.
3. Развязка конфликта: Лойко Зобар убивает Раду, а ее отец - Лойко.

Пересказ

Рассказчик беседует со старым цыганом Макаром Чудрой, который рассказывает ему о своей жизни и делится своими мыслями. Он не понимает, почему люди дерутся из-за земли, ведь ее так много. Макар родился свободным и живет свободным. Он всю свою жизнь путешествовал, многое повидал, поэтому не понимает людей, которые сидят на одном месте, работают, не зная, что такое свобода. Неподалеку слышится песня молодой цыганки Ноны, дочери Макара. Это побуждает цыгана рассказать историю про Лойко Зобара и красавицу Радду.

Зобар был цыганом-конокрадом, он мог украсть любого коня, который ему понравится, но ездил он на них недолго. Как только новый конь надоедал ему, он его продавал. Радда была самой красивой цыганкой в таборе: «Много посушила она сердец молодецких». Однажды ее увидел богатый магнат, обещал ей дать кошелек денег, если она его поцелует, а Радда только кинула эти деньги в грязь и ушла. На следующий день магнат пришел в табор и попросил отца Радды продать ему дочь, но тот не согласился.Табор пошел кочевать, однако вскоре магнат догнал цыган и сказал, что хочет взять Радду в жены. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» — только и сказала Радда.

Однажды ночью в таборе услышали красивую музыку. Оказалось, что это Зобар играет на скрипке. Все цыгане обрадовались, что он приехал в их табор. Только Радда одна на него не смотрит, а только усмехается. Остался Лойко жить в таборе. Каждый вечер он играл цыганам на скрипке, а тем игра очень нравилась. Макар рассказывает, что пение Лойко имело над цыганами такую силу, что он мог повелевать ими, а они с удовольствием исполняли бы его волю. А Радда все посмеивалась над ним и слова доброго ему не говорила. Ее отец хотел наказать Радду, но Лойко сказал: «Горячему коню - стальные удила! Отдай мне дочку в жены!» Потом обратился к Радде, прося ее стать его женой, но с условием: она не должна перечить его воле, потому что он человек вольный и будет жить так, как захочет. Он подошел к Радде, чтобы взять ее за руку. Цыгане уже думали, что они поладили между собой. Только Радда ударила Лойко кнутом по ногам, он упал, а она продолжала сидеть как ни в чем не бывало. Лойко сидел на земле, обняв голову, а потом встал и пошел в степь, ни на кого не глядя. Макар пошел следить за ним, чтобы он с горя не сотворил с собой что-нибудь.

Лойко сел на берегу реки и сидел так несколько часов. К нему незаметно подошла Радда и тронула его за плечо. Он вскочил и выхватил нож, а она направила на него пистолет. Так они стояли, пока Радда не заговорила. Она сказала, что любит Лойко, но, кроме него, любит еще и волю. Многие мужчины влюблялись в нее, да так, что делали все, что она им приказывала. И Лойко будет таким же, хоть он и сильно отличается от остальных. Поэтому Радда посоветовала ему не терять времени, а завтра перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ее руку, тогда она и станет его женой. Она ушла, а Зобар упал на землю и стал рыдать.

Макар вернулся в табор и рассказал цыганам, обо всем, что слышал. И стали они ждать, что же будет дальше? Вечером Зобар вернулся в табор и, обращаясь к цыганам, сказал, что в его сердце нет больше места для воли, потому что его заняла Рада: «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела, чтоб все видели, как ее красота покорила удалого Лойко Зобара, который до нее играл с девушками, как кречет с утками». Радда показала ему на землю рядом со своими ногами, а цыгане смотрели и ничего не понимали. Им даже стыдно было из-за того, что такой удалой цыган, как Лойко, будет в ноги девке кланяться. Но Зобар смеялся: «Остается попробовать, такое ли Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала». С этими словами он ударил ее ножом в сердце. Умирая, Радда произнесла: «Я знала, что ты так сделаешь». А Зобар упал ей в ноги и стал плакать. Отец Радды подобрал нож и убил им Лойко.

Макар рассказал свою историю и пошел спать. А рассказчик лежал на земле, смотрел на звездное небо и представлял, как по нему идут гордая красавица Радда и удалой Зобар: «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

В котором он обращается к жизни восточноевропейских цыган.

В центре внимания - жизнь «вольных людей». Свободных от привычных нам моральных устоев и правил. Начинается рассказ описанием дикой природы, рассуждением о бескрайних просторах степи и бушующего моря.

Макар Чудра - это старый цыган, которого встречает рассказчик. Автор загляделся на его дочь, но Макар говорит, что «не стоит доверять любви». В подтверждение своих слов он рассказывает историю, произошедшую как бы на самом деле.

Лойко и Радда

Был в давние времена некий табор, стоявший в Буковине. Вместе с цыганами жил в нём солдат Данило, у которого была красивая, но своенравная дочь Радда. И жил в те же времена вольный цыган Лойко Зобар, который также был весьма красив, а вдобавок проникновенно пел песни и играл на скрипке. Ничего не ценил Лойко, кроме коней, даже денег не имел и не пытался заработать.

Заприметил он Радду и влюбился. Говорил ей тёплые слова, играл на скрипке но она только потешалась над ним. В то же время к девушке имел чувства и некий богатый магнат, который предлагал Даниле выкупить её. Но отец был человек гордый и ни за что не согласился, сказав, что только пастухи могут продавать своих свиней, но не отцы - дочерей. Магнат попытался добиться своего угрозами и оружием, но его прогнали. Ещё долго он умолял отца отдать ему дочь, сулил любые богатства, но всё было тщетно.

Лойко Зобар снова попытался просить руки дочери у Данилы. На это отец ответил - забирай, если сможешь. Тогда цыган пошёл к Радде и заявил, что она должна пойти с ним, но жить он будет так, как сам захочет, и никаких обязательств перед ней иметь не будет. Ведь для него, цыгана, воля дороже всего. Посмеялась над ним Радда, нагайкой сбила его с ног и прогнала.

Лойко убежал в степь и долго сидел на камне совершенно неподвижно. Там его и увидел Макар, которого отправили на поиски. Видит он, что к Лойко пришла Радда. Цыган хотел было её ударить ножом, но она приставила к его голове пистолет. Девушка заявила, что тоже его очень любит и даже готова стать его женой. Однако воля ей тоже дорога. Если он хочет стать её мужем, то должен пройти испытание: в назначенный день перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать ей руку. Лойко взревел, запротестовал, однако вынужден был согласиться. Настал условленный день, собрались люди, и Лойко подошёл к Радде, которая уже «подставила ножки». И захотел цыган проверить, так ли крепко её сердце. Он выхватил нож и воткнул ей в грудь - прямо в сердце. Девушка вытащила нож из раны и заткнула её волосами. Она сказала, что ожидала такой смерти. Нож она отбросила. Его подобрал Данило и, не долго думая, зарезал Лойко. Зобар и Радда умирали вместе, молодой цыган распростёрся на груди гордой девушки.

Произведение заканчивается так же, как и начиналось - описанием моря, бушующего в ночную погоду. Рассказчик, не в силах заснуть, вспоминает историю Макара Чудры, и ему кажется, что Лойко и Радда кружатся на волнах, цыган бежит за девушкой и не может её догнать.

Мысли старого цыгана

Смысл рассказа имеет несколько пластов:

1. С одной стороны, он показывает «цыганскую мораль» - правила, по которым издавна живёт кочевой народ;

2. С другой стороны, он изображает гуманистические идеалы, свойственные Горькому-романтику.

Макар Чудра, как и герои других рассказов Горького, считает, что человек должен жить только для себя. Никому другому человек в этой жизни не нужен, «ведь он не палка и не хлеб». Старый цыган прожил бурную жизнь, полную приключений, сидел в тюрьме, и он нисколько не жалеет о прошлом. По его мнению, не нужно спрашивать, зачем жить, надо просто жить. И та история, которую он поведал, является своеобразной иллюстрацией к его словам.

Радда и Лойко - два свободолюбивых цыгана, которые противятся всякой попытке лишить их воли, даже если это происходит по любви. Если любовь лишает свободы, то они предпочитают не жениться и жить в одиночестве, они согласны даже умереть, но не проявить слабость. Повествование заканчивается трагически, но для Макара его персонажи - настоящие герои, достойно прожившие свою жизнь и так же достойно с ней расставшиеся.

Главные герои

Лойко Зобар – молодой цыган, который прекрасно играл на скрипке; влюбился в Радду.

Радда – дочь Данилы, гордая и высокомерная девушка, которая больше всего ценила свою волю.

Другие персонажи

Макар Чудра – цыган 58-ми лет, поведал рассказчику историю о Радде и Лойко.

Данило – солдат «что с Кошутом воевал вместе» , отец Радды.

Рассказчик – мужчина, которому Макар Чудра поведал историю о Радде и Лойко.

«С моря дул влажный, холодный ветер». Рассказчик сидел у костра со старым цыганом Макаром Чудрой. Цыган полулежал, потягивая трубку. Мужчины беседовали. Чудра считал, что люди смешные, так как ничего не видят кроме своего поля, на котором работают всю жизнь. Цыган бывал в разных краях, даже сидел в тюрьме в Галичине. Он советует рассказчику: «ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее».

В ночной тишине со стороны табора послышалась «нежная и страстная песня-дума» – пела дочь Макара. Цыган дал совет рассказчику: «не верь девкам и держись от них дальше» , «поцеловал ее – и умерла воля в твоем сердце» . И Чудра поведал рассказчику «одну быль» .

Был на свете молодой цыган, Лойко Зобар. Его знала «вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря» . Он никого не боялся, «любил только коней и ничего больше» .

Табор Чудры кочевал тогда, лет десять назад, по Буковине. Среди кочевников были Данило-солдат и его дочь Радда. Радда была своенравной девушкой: «много посушила она сердец молодецких» . К ней сватался даже старый богатый магнат, но девушка ответила ему только: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» .

Как-то сидели они табором у костра и услышали звуки хорошей музыки: «кровь загоралась в жилах от нее» . Из темноты на коне выехал Лойко Зобар. Похвалила Радда игру Лойко и спросила, кто сделал ему такую скрипку. Зобар ответил, что сделал ее сам «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца свиты» . Но его слова не произвели на Радду впечатления, она лишь зевнула и сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!».

Лойко заночевал у Данилы. Утром Зобара увидели с перевязанной головой. Юноша говорил, что его зашиб конь, но все поняли: это дело рук Радды. Лойко остался с табором. Все его «крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня» , еще и подсмеивается над ним.

Как-то, Зобар по просьбе Данилы завел песню. Всем она «по душе была» , только Радда сказала: «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь» . Неожиданно Зобар бросил наземь шапку и попросил у Данила, чтобы тот отдал ему Радду в жены. Мужчина был не против, лишь бы девушка согласилась.

Зобар, обратившись к Радде, сказал, что она полонила его душу: «нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены. <…> Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Хотел только Лойко подойти к Радде, как неожиданно упал – девушка сбила его с ног ременным кнутовищем. Зобар молча встал и ушел в степь. Чудра пошел за ним проследить.

Лойко долго сидел у ручья. К нему пришла Радда и положила руку на плечо. Юноша резко вскочил, выхватил нож, но увидел, что девушка наставила на него пистоль и прицелилась ему в лоб. Спрятав пистоль, Радда сказала, что пришла мириться и призналась Лойко в любви: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Девушка хотела, чтобы он стал ее «душой и телом» , но согласна быть его женой только в случае, если Лойко поклонится ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку (хотя у цыган это было не принято). Зобар согласился.

Следующим вечером все собрались у костра. Стоя перед табором, Зобар сказал: «смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! <…> Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела» . Неожиданно Лойко подошел к Радде и вонзил ей в грудь кривой нож. Радда вытащила нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью волос, улыбаясь, сказала: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!» , и умерла. Лойко «прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер» . Данило поднял отброшенный девушкой нож, подошел к Зобару и «сунул ему нож в спину как раз против сердца» . «Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар».

После услышанного рассказчику не хотелось спать. Он смотрел во тьму степи и перед его глазами «плавала царственно красивая и гордая фигура Радды» , «а за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар» . «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

Заключение

В рассказе «Макар Чудра» Горький развивает характерную для многих его книг тему стремления к воле, свободе. Герои произведения не смогли сделать выбор между любовью, гордостью и свободолюбием, поэтому оба погибли.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1215.

Название: Макар Чудра

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 11мин 13сек

Аннотация:

Автор рассказывает историю, которую услышал от старого цыгана Макара Чудры.
Жил-был удалой цыган Лойко Зобар. Смелый был, никого и ничего не боялся. Все слышали о его удали и отваге.
В это время табор, в котором жил Макар Чудра, кочевал в Буковине. В таборе жила красавица Радда. Многие искали ее внимания. Но слишком горда она была.
Однажды в этот табор приехал удалой Лойко Зобар. Все он умел – и мудрые речи говорить, и на скрипке играть так, что за душу хватало, и песни петь. Однажды он пел, и всех тронула его песня. Только Радда посмеялась над ним. Зобар привык везде быть в центре внимания. Он решил, что любое его желание всегда будет выполняться. Он сказал Раде, что решил взять ее в жены. Однако, гордая Радда унизила его, так что он оказался лежащим на земле.
Не вынеся такого унижения, он в одиночестве идет в степь. Вскоре за ним идет Радда. Она говорит, что тоже любит его. Но чтобы она стала его, он должен при всех низко поклониться ей в ноги.
На следующее утро Зобар при всех признается, что не мыслит своей жизни без Радды и готов выполнить то, что она требует. Он подошел к гордой цыганке и вонзил нож ей в сердце. Рада перед смертью вынула нож, улыбнулась и сказала, что она знала, что он так и сделает. Теперь уж Зобар припал к ее ногам. А отец Рады, Данило, подошел и вонзил нож в спину Лойко. Так и остались они лежать рядом. Теперь поравнялись красавец Лойко и гордая Радда.

М. Горький — Макар Чудра. Прослушать краткое аудио содержание онлайн.

Сюжет рассказа «Макар Чудра» Максима Горького строится на повествовании о любви двух гордых и сильных людей. Писатель показывает, как противостоят друг другу такие понятия, как любовь и свобода. Неспособность героев выбрать между гордостью и привязанностью приводит их к трагической развязке.

Вконтакте

Кто такой Макар Чудра

Рассказчиком в произведении выступает старый цыган Макар Чудра . Автор беседует с ним во время выпаса табуна, принадлежащего табору. С первых строк Горький создает романтический образ главного героя.

Беседа происходит на фоне бушующей непогоды. Холодные порывы ветра бьют в распахнутую грудь цыгана, но не доставляют ему дискомфорта. Все в его облике сильно и красиво. Невольно проникаешься восхищением к романтическому и свободолюбивому духу цыгана.

Важно! Чудра проповедует философию свободы, активной жизни. Это то, что все цыгане впитывают с молоком матери. По его мнению, нет в жизни ничего важнее любви к жизни, свободе.

Крестьянский труд представляется ему чем-то бесполезным и рабским , это лишь «ковыряние земли» итогом которого становится смерть. Основной принцип жизни Макары Чудры прост и незамысловат, о чем он и говорит в ночной беседе, это необходимость «жить так, чтоб все время идти и идти ». Лишь постоянно путешествуя, можно постичь всю красоту и многообразие мира. Только так можно познать безграничную свободу.

Когда в ночной тишине слышится песня Нонки, дочери Макара, он заговаривает о женской любви. Чудра считает, что любовь девки опасна, лжива и полна ложных обещаний. Этот обман становится непреодолимым препятствием на пути к свободе даже для самых сильных душ. В подтверждение своих слов он решает поведать своему слушателю рассказ о прекрасной и гордой Радде и отчаянном Лойко Зобаре. Эта история призвана уберечь сердце его собеседника от цепей любви.

Краткий пересказ этой были поможет раскрыть основной конфликт произведения. Цыган говорит о том, что давным-давно был на свете и отчаянный цыган, Лойко Зобар. Был он невероятно удалым и ловким мужчиной. Если ему нравился какой-то конь, то невозможно было спрятать его от Зобара. Любую охрану он мог перехитрить и добыть вожделенную лошадь. Но, как только она ему надоедала, он продавал ее без сожаления, не оставляя себе денег. Образ Лойко Зобара – это образ свободного цыгана , не привязанного ни к кому и ни к чему. Лишь дорога, верный конь и скрипка были его спутниками. Остается лишь догадываться, сколько девичьих сердец было разбито молодым цыганом.

Макар Чудра вспоминает давнее время, когда его табор кочевал по Буковине. Жила в нем молодая цыганка, Радда . Особое внимание уделяет рассказчик ее описанию. Она была прекрасна настолько, что не было таких слов, чтобы достойно описать ее красоту.

Рассказ Макара о Радде начинается с истории о том, как влюбился в нее без памяти очень богатый человек. При первой встрече он предложил ей много золота за один поцелуй , но получил пренебрежительный отказ со стороны девушки.

После он явился к ее отцу, Даниле, и попросил продать ему красавицу. Цыган ответил, что не продаст ни свою честь, ни родную дочь. Третий раз прискакал в табор господин, измученный страстью к гордой девушке, попросил ее руки и дал обещание разделить все свои богатства с табором. Рада лишь посмеялась над ним, сказав, что орлица никогда не пойдет к ворону.

Противостояние любви и гордости

Однажды в табор приезжает известный Лойко Зобар , сердце которого Радда очень быстро покоряет. Даже такой человек, как он, не может противостоять чарам девушки. В душе его зарождается страстная любовь к молодой цыганке . Но та лишь подшучивает над ним.

После того, как Лойко при всех просит ее стать его женой, она сбивает его с ног. Позже Радда признается ему, что тоже любит его, но свободу ценит гораздо сильнее, поэтому Лойко должен признать ее главенство, поклониться ей в ноги и поцеловать руку.

В этих строках раскрывается основной конфликт рассказа «Макар Чудра» противостояние вольнолюбия и человеческой страсти . Измучился Зобар, размышляя над этим приказом.

На следующий день, собрав вокруг весь табор, он сказал, что готов выполнить требования Радды, но хочет проверить, крепко ли ее сердце. Лойко убивает Радду, вонзая ей в сердце кинжал. Девушка умирает с улыбкой на губах . Ее отец берет этот же кинжал и убивает им Лойко.

На этом повествование старого цыгана заканчивается, а автору еще долго мерещатся в ночной тьме образ Лойко Зобара и гордой красавицы Радды.

Важно! Стремление к безграничной свободе характерно для обоих героев, оно создает напряженный конфликт чувств, который приводит двух влюбленных к смерти. Неспроста автор сравнивает отношения молодых людей с двумя камнями, катящимися с горы, между которыми не стоит становиться другому человеку.

Почему Лойко, несмотря на свои чувства, убивает Радду? Почему она не смогла покориться своему достойному возлюбленному? Ответы на эти вопросы можно найти, познакомившись с произведением «Макар Чудра» в кратком пересказе.

Макар Чудра, Максим Горький. Краткий пересказ, краткое содержание

Макар Чудра.Максим Горький (анализ)

Вывод

Написанный Максимом Горьким рассказ «Макар Чудра», краткое содержание по главам которого легко найти в Интернете, входит в обязательную программу по литературе для изучения в средней школе.