Демографический кризис как глобальная проблема современности. Глобальные проблемы: демографическая проблема

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема роста мирового народонаселения, обострившаяся в середине XX в., одна из важнейших глобальных проблем современности. Мировая демографическая ситуация характеризуется крайней неоднородностью. Если во многих промышленно развитых странах, в том числе в некоторых странах Восточной Европы и , наблюдается снижение рождаемости, то для большинства развивающихся государств нормой являются высокие темпы прироста численности населения. Наметившаяся в конце 60-х годов тенденция к постепенному замедлению среднегодовых темпов увеличения мирового населения оказывается недостаточной, чтобы привести к уменьшению абсолютного прироста в ближайшие десятилетия. По данным к 2050 году численность населения земного шара достигнет 9-9.5 млрд. человек, из которых почти 80% будут проживать в развивающихся странах.

Высокие темпы увеличения населения в мире сохранятся главным образом за счет его прироста в странах Африки и некоторых государствах Азии. Рождаемость на Африканском континенте сейчас самая высокая в мире - 46,4 человека на 1000 жителей (в странах Западной Европы - 14,1 человека). Важным элементом современного демографического процесса является «старение» населения. Если в 50-х годы люди старше 60 лет составляли 7,7% населения планеты, то к концу XX столетия численность данной возрастной группы превысила 11%.

Социальный и экономический прогресс, достижения медицины, сокращение общего уровня рождаемости ведут к увеличению средней продолжительности жизни в мире, которая в конце XX в. составила 58,7 года (в 50-х гг. - 47 лет). Эти тенденции распространяются и на развивающиеся страны: к началу 80-х гг. в них проживало около 55% населения Земли в возрасте 60 лет и старше (к началу XXI столетия эта цифра достигла 77%). Современные демографические процессы оказывают существенное воздействие на урбанизацию: темпы роста городского населения значительно превышают темпы общего прироста населения в развивающихся странах; к 2000 году около 54% населения мира стало жить в городах, при этом численность городского населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки составила 1 млрд. человек.

Неравномерный рост населения заметно изменил к концу XX века долю отдельных крупных регионов в общем населении Земли. Численность населения Зарубежной Европы - 10%, Зарубежной Азии - 59,0%, Африки 13,4%, Северной Америки (без

Мексики) - 5,0%, Латинской Америки - 9,2%, Австралии и Океании - 0,5%. По сравнению с 1950 г. доля Африки увеличилась в полтора раза. Что же касается всей группы развитых стран, то их доля в населении Земли упала до 21,4% (в 1950 - 32,9%), а доля развивающихся стран возросла до 78,6%.

По расчетам, которые можно признать достаточно научно обоснованными, население Земли возрастет к 2030 г. до 8 млрд. человек (это средний вариант расчетов; по максимальному варианту - до 9, по минимальному - до 7 млрд. человек), а доля городских жителей в населении составит 65% (в развитых странах - 85 и в развивающихся странах - 61%). По мнению большинства российских демографов, население планеты достигнет к середине XXI в. примерно 9 млрд., а к концу столетия - 10-11 млрд. (по данным экспертов ООН, на Земле в 2095 г. будет жить 10,2 млрд. человек). На этом уровне можно ожидать полную остановку дальнейшего роста населения (или будет иметь место лишь незначительный прирост).

Согласно утверждениям неомальтузианцев, трудное экономическое и социальное положение молодых государств находится в прямой зависимости от высоких темпов прироста населения. По их мнению, народонаселение является «независимой» переменной, оказывающей доминирующее воздействие на безработицу, преступность, степень загрязнения окружающей среды и т. п. При этом в качестве одного из средств борьбы с экономической и социальной отсталостью предлагаются меры, связанные с введением жесткого контроля за ростом рождаемости, расширением программ «планирования семьи», пропагандой медицинских знаний и др.

Другие ученые рассматривают мировую демографическую ситуацию как часть общего процесса социально-экономического, научно-технического и социально-культурного развития, включающего такие характеристики, как уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, прогресс в области здравоохранения, образования и т. п. Тенденция роста населения отнюдь не является «пассивной» составляющей этого процесса. Именно демографические характеристики (численность и состав населения, направленность демографических процессов и др.) определяют в конечном счете объем, структуру и динамику производства, масштабы инвестиций в социальную среду. Одинаково ошибочно как абсолютизировать значение демографического фактора, так и затушевывать тот факт, что создавшаяся в развивающихся странах социально-демографическая ситуация затрудняет решение и без того сложного комплекса проблем, доставшихся им в наследство от колониального прошлого. Решение мировой демографической проблемы предполагает осуществление целого комплекса социально-экономических и культурных преобразований, установление нового экономического порядка, прекращение гонки вооружений и переключение военных расходов на цели развития.

1)социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2)сущность "демографического взрыва" и его связь с другими глобальными проблемами.

3)чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах.

4)Проявления и последствия "демографического взрыва"

а)массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б)безработица;

в)массовые миграции;

г)проблемы ассимиляции приезжих;

5)Пути преодоления социально-демографических проблем; а)решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б)осуществление продуманной демографической политики; в)международное сотрудничество в решении социально- демографических проблем.


2) Цель образования

3) Функции образования:

а) экономическая б) социальная

в) культурная

4) Система образования России:

а) сеть образовательных учреждений

б) совокупность образовательных стандартов и программ в) органы управления образованием

г) комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

5) Общие тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы образования б) рост продолжительности образования в) непрерывность образования

г) гуманизация образования

д) гуманитаризация образования

ж) интернационализация процесса образования з) компьютеризация процесса образования

Деятельность – основа существования и развития общества.

I. Понятие деятельности

II. Отличие деятельности людей и животных

III. Структура деятельности

1. понятие субъекта

2. понятие объекта

3. понятие цели

4. понятие результата

IV. Мотивы деятельности

1. потребности

2. социальные установки

3. убеждения



4. интересы

V. Базисные потребности по А.Маслоу

VI. Основные виды деятельности

Конформизм и девиантное поведение.

1. Понятие социальных норм

2. Конформизм как поведение соответствующее определенным нормам

3. Понятие о девиантном поведении

4. Типы девиантного поведения а)культурно одобряемые отклонения б)культурно неодобряемые отклонения в)индивидуальный

г)групповой

5. Типы девиантного поведения на основе целей а)деструктивный

б)асоциальный в)противоправный

6. Причины отклоняющегося поведения:

а)биологические б)психологические в)социальные

7. Проблема распространения негативного девиантного поведения в современном обществе

Общественный прогресс

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:

а) Античные мыслители об умственном прогрессе. б) Средневековые представления о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (царства Божия на земле).

в) Эпоха Возрождения - понимание прогресса как усиления

власти человека над природой.

г) Новое время - идея политического прогресса в его противоречивости.

д) 19 век - эволюционная теория прогресса. е) Современное понимание прогресса.

2. Критерии общественного прогресса:

а) Способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии).

б) Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению.

в) Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.

г) Социально-экономический уровень жизни.

3. Противоречивость общественного прогресса.

4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на

общественный прогресс.

20) Многовариантность и движущие силы развития общества

1. Источники и движущие силы развития общества:

а) объективные, независимые от воли и сознания человека

б) человек как самостоятельный субъект общественной жизни

2. Понятия "прогресс" и "регресс" в развитии общества.

3. Современные подходы к развитию общества:

а) формационный подход;

б) стадиально-цивилизационный подход;

в) локально-цивилизационный подход.

4. Эволюция и революция как формы социального

изменения.

Наука в жизни современного общества

1. Понятие науки:

а)наука как социальный институт

б)наука как отрасль духовного производства

в)наука как особая система знаний

2. Виды науки

а) фундаментальные науки б) прикладные науки

в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

3. Специфические признаки науки

4. Функции современной науки: а) Культурно-мировоззренческая б) Познавательно-объяснительная

в) Прогностическая г) Интеграционная д) Социальная

е) Производственная

5. Развитие науки.

6. Особенности научной картины мира.

Глобальные проблемы человечества - угроза 21 веку

1. Что такое глобальная проблема человечества?

2. Особенности глобальных проблем:

а)планетарный характер

б)угроза гибарели всему человечеству в)необходимость коллективных усилий мирового сообщества

3. Причины возникновения глоб.пробл.человеч-ва

4. Примеры глоб.пробл.: а)экологическая б)демографическая в)продовольственная г)сырьевая д)энергетическая

е)мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны)

ж)преодоление отсталости развивающихся стран ("север-

5. Основные направления разрешения глобальных проблем: а)наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете

б)четкая международная система прогнозирования в)вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

г)концетрация усилий всех стран по решению глоб.пробл.

человеч-ва

д)формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма

Развитие общества

1.Признаки общества.

2.Типы обществ. а)традиционное

б)индустриальное в)пост-индустриальное

3.Эволюция общества,законы развития

4.Социальный прогресс

5.Формы прогресса а)реформисткая б)социальные реф. в)полит.реф. г)экономич.реф. б)революционная


2. Общественно-экономическая формация как ключевое понятие

3. Структура общества по формационному подходу:

а)надстройка, б)базис,

в)производственные силы

4.Формации: а)Первобытно-общинная б)рабовладельческая в)феодальная

г)капиталистическая д)коммунистическая

5. Термин цивилизация:

а)как определенная стадия в развитии локальных культур

б)как ступень исторического развития в)как синоним культуры

г)как уровень (ступень) развития того иди иного региона либо отдельного этноса.

6. Теория цивилизации как подход к изучению общества: а)Стадиальный подход: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный

б)Локальный подход: современные типы и структура

7.Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Общество и природа

1. Общество и природа - органические части материального мира.

2. Влияние природы на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация

в)особенности ментальности, мироощущения и характера людей

г) природные катаклизмы и их социальные последствия

3. Воздействие общества на природную среду:

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека

использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов

в) использование флоры и фауны

г) создание преобразований человеком природной среды

4. Значение природы для человека и общества а) кладовая ресурсов

б) естественная среда обитания

в) источник вдохновения и красоты

5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития

Две стороны демографической проблемы

Замечание 1

Демографические проблемы имеют значительные географические различия. Они многоаспектные и сложные. Если в развивающихся странах распространен I тип воспроизводства (высокий естественный прирост, рождаемость и смертность), то в развитых странах наблюдается II тип воспроизводства, характеризующийся низким уровнем демографических процессов (снижение численности населения, превышение смертности над рождаемостью).

Существует две проблемы:

  • «демографический взрыв» (развивающиеся страны);
  • «демографический кризис» (Россия, Белоруссия, Украина, Грузия, Болгария, страны Балтии, Венгрия, Румыния, Германия, Франция и др.).

Каждая проблема характеризуется своими причинами возникновения, неодинаковым характером и различными степенями сложности в результате разного уровня социально-экономического и культурного развития, исторического развития государства, религиозного состава населения.

Причины демографического взрыва

Основная причина стремительного роста населения в развивающихся странах обусловлена рядом факторов:

  • низкий уровень образования;
  • общинное владение землей (земельный надел тем больше, чем больше людей находится в общине);
  • низкая производительность труда в основной отрасли экономике – в сельском хозяйстве;
  • религиозные традиции и верования, ориентированные на многодетность.

До Второй мировой войны высокая рождаемость и высокая смертность (из-за болезней, голода, эпидемий) уравновешивали друг друга. Во второй половине XX века пришедшие в развивающиеся страны достижения цивилизации (вакцинация, медицинское обслуживание, санитарно-гигиенические меры, улучшение материальных условий) привели к высокому естественному приросту населения.

Главная причина «демографического взрыва» - отсутствие эффективного контроля над рождаемостью.

Рост численности населения связан с человеческими возможностями увеличивать ресурсы, необходимые для существования. Скорость населения Земли растет, и скорость этого роста предопределена скоростью технического прогресса.

Быстрый рост населения в Азии, Африке, Латинской Америке обусловлен тем, что характерная для этих регионов высокая рождаемость благодаря достижениям медицины соединилась с низкой детской смертностью.

В США, Франции, Англии рост населения обеспечивается миграцией и высокой рождаемостью мигрантов (латиноамериканцы в США, арабы во Франции, индусы в Англии).

Причины демографического кризиса

В докапиталистических странах основной причиной высокой рождаемости была выгода использования детского труда в семейном хозяйстве. В развитых капиталистических странах живут наемным трудом, необходимость в собственных детях-наемниках пропала. В таких странах старость обеспечена государственной пенсионной системой. При этом, чем более страна развита, тем меньше человек нуждается в детях.

Замечание 2

В развитых странах основная причина низкой рождаемости состоит в том, что с материальной точки зрения дети считаются убыточными для семейного бюджета. Пособия и различные выплаты не покрывают расходов на содержание детей.

К естественной убыли населения ведут:

  • высокий уровень социально-экономического развития;
  • эмансипация и изменение статуса женщины;
  • высокая степень урбанизации;
  • последствия военных конфликтов и войн, терроризм;
  • высокая смертность от болезней;
  • техногенные катастрофы и производственный травматизм;
  • природные катастрофы;
  • эмиграция.

Демографические проблемы России

На протяжении 20 последних лет в России наблюдается естественная убыль населения. Это связано со следующими факторами:

  • катастрофическое снижение материальной обеспеченности и доходов основной части населения;
  • поляризация условий жизни;
  • высокая доля бедных при недостаточном определении уровня бедности;
  • значительная безработица и невыплаты заработков;
  • разрушение социальной сферы, деградация социального обеспечения.

Проблемы состоит в чрезвычайно быстром и неравномерном росте населения Земли со второй половины XX в.

В начале сельскохозяйственной революции, 10 000 лет до н.э., на нашей планете жили 10 млн человек, а в начале новой эры -100 - 250 млн.

В 1830 г. численность населения Земли достигла 1 млрд, в 1930 г. -2 млрд, т. е. для удвоения населения потребовалось 100 лет. Население Земли достигло 3 млрд уже в 1960 г., 4 млрд жило на Земле в 1990, 2003 –6,1млрд.

По оценке экспертов ООН, 17 июля 1999 г. в 8 ч 45 мин по Гринвичу в родился шестимиллиардный житель Земли.

В странах третьего мира доля городского населения с 1980 по 2000 год удвоилась. Безземелье и отсутствие шансов получить работу в сельской местности выталкивают миллионы неквалифицированного населения в города. Взрывной рост населения городов проходит с образованием трущобных районов, характеризующихся антисанитарными условиями жизни. Такой тип урбанизации называют «трущобной» или «ложной урбанизацией». Этот процесс Порождает очень серьезные проблемы: жилищную, санитарно-гигиеническую, энергетическую, обеспечения городов водой, транспортную, загрязнения окружающей среды и т.п.

Понятие демографии и демографической проблемы стр.2-3

Характеристика демографической проблемы стр.3-10

Феномен “седеющего населения” стр.11-13

Институты ООН, занятые в решении демографической проблемы стр.13-17

Взаимоотношения России и ООН по взаимодействию в вопросе демографической проблемы стр.17-18

Заключение стр.18-19

Список литературы стр.20

Понятие демографии и демографической проблемы

Демография (от греч. demos - народ и... графия), наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Последнее означает, что демография относится к общественным наукам. Центральное место в демографии занимает исследование воспроизводства населения, т. е. процесса смены одних групп людей другими. Воспроизводство населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т. е. через рождаемость и смертность, или так называемого естественного движения населения.

Население отдельных территорий меняется вследствие иммиграции (въезда населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемого по отношению к стране, куда въезжают мигранты) и эмиграции (переселения из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам, рассматриваемого по отношению к стране, из которой выезжают мигранты), вместе образующих миграцию, или механическое движение населения. Наконец, изменение населения совершается и путём перехода людей из одного состояния в другое (из одних групп в другие) по мере изменения их возраста, семейного положения, числа детей (демографическая мобильность) или уровня образования, профессии, социального положения и т.д. (социальная мобильность). Таким образом, в широкой трактовке воспроизводство населения состоит в изменении его численности, состава и размещения под влиянием демографических процессов - естественного движения, миграции и мобильности населения. Самостоятельное значение в демографии имеет процесс формирования, развития и распада семей. Изменение населения и его частей рассматриваются в демографии не только в количественном, но и в качественном аспекте, например не только увеличение числа специалистов и связанное с ним изменение профессиональной структуры населения, но и повышение уровня их подготовки не только изменение численности людей определённого возраста, но и их физическое развитие и т.д. Различные признаки людей служат в демографии как для характеристики всего населения, так и для выделения конкретных его групп в качестве самостоятельного объекта исследования.

Хотя все процессы изменения населения складываются из событий в жизни отдельных людей, демография исследует их как массовые процессы, охватывающие совокупности случаев рождения, смерти или перехода из одного состояния в другое.

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

Под демографической проблемой может пониматься как убыль населения, так и перенаселение. В первом случае это ситуация, которая складывается в стране или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности.

В случае перенаселения, под демографическим кризисом понимают несоответствие численности населения территории её способности обеспечить жителей жизненно необходимыми ресурсами.

Для того чтобы глубже проникнуть в суть понятия демографической проблемы, следует подробно остановиться на описании составляющих её компонентов.

Депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или региона (вырождение населения) как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих. Под депопуляцией иногда понимают одну из форм демографического кризиса. Устойчивое превышение числа смертей над рождениями как проявление депопуляции может быть следствием снижения интенсивности рождаемости и роста смертности, диспропорций возрастной структуры, влияния миграции, войн и других кризисных явлений.

Депопуляция характеризуется системой показателей воспроизводства населения, в том числе нетто-коэффициентом воспроизводства населения (его величина менее единицы в течение длительного времени). Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что депопуляция - это убыль населения за счет превышения числа смертей над числом рождений. Или: «депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения страны, которое происходит вследствие суженного его воспроизводства, когда последующее поколение меньше предыдущего».

Депопуляция - явление долгосрочное, и расчеты на быстрый выход из нее по мере устранения действия конъюнктурных социально-экономических, политических и демографических факторов необоснованны.

Характеристика демографической проблемы

В настоящее время мировая демографическая ситуация имеет свои особенности.

Демографический кризис в ряде развитых стран уже привёл к нарушению воспроизводства населения, его старению и сокращению его численности.

В странах третьего мира живёт в 3 раза больше людей, чем в развитых.

Сохраняются неблагоприятные социально-экономические условия.

Увеличиваются экологические проблемы (превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему, загрязнение окружающей среды, опустынивание и обезлесивание).

Экономически развитые страны мира давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественного прироста населения. До недавнего времени каких-либо очень существенных различий в этом отношении между ними почти не наблюдалось. Однако в последнее время в этой группе стран также стала происходить довольно сильная дифференциация, и ныне эту группу тоже можно подразделить на три подгруппы.

В первую подгруппу входят страны, где еще сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка, для которой характерны, по крайней мере, средние показатели рождаемости и естественного прироста, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения. Примером страны такого рода могут служить США, где формула воспроизводства (рождаемость - смертность = естественный прирост) в конце 90-х годов сохранялась на уровне 15‰ - 9‰ = 6‰. Соответственно среднегодовой прирост населения составлял 0,6%. К этой же подгруппе можно отнести Канаду, Францию, Нидерланды, Норвегию, Ирландию, Швейцарию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне хотя бы 0,3--0,5%. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100--200 лет, а то и более (в Швейцарии -- через 250 лет).

Ко второй подгруппе нужно отнести страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения. К ним относятся в основном страны Европы, где суммарный коэффициент рождаемости еще в середине 90-х годов снизился до показателя 1,5. Некоторые из этих стран (например, Польша) еще имеют минимальное превышение рождаемости над смертностью. Другие же, которых гораздо больше, стали странами с нулевым приростом населения. Это Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Хорватия, Ирландия.

Наконец, третья подгруппа объединяет страны с отрицательным естественным приростом населения, или, проще говоря, с его естественной убылью (депопуляция). Суммарный коэффициент рождаемости в этой группе стран также предельно низкий. Число таких стран с «минусовым» приростом населения только в 1990--2000 гг. выросло с 3 до 15. Все они находятся в Европе.

Не будет ошибкой утверждать, что страны третьей (а фактически и второй) подгруппы уже вступили в полосу демографического кризиса, который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, а иногда прямо-таки обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению в населении доли лиц молодого возраста. Это явление демографы называют старением снизу. Далее, увеличение средней продолжительности жизни людей в условиях повышающегося уровня материального благополучия также привело к более быстрому, чем предполагалось, увеличению в населении доли лиц старшего («невоспроизводящего») возраста, то есть, как говорят, к старению сверху.

Однако пытаться объяснить наступивший кризис только демографическими причинами было бы неправильно. На его возникновение повлияли также многие социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные факторы, которые вызвали, в частности, такое явление, как кризис семьи. Средний размер семьи в странах второй и третьей подгрупп в последнее время уменьшился до 2,2--3 человек. Да и стала она гораздо менее прочной -- с увеличением числа разводов, широкой практикой сожительства без оформления брака, резким ростом числа внебрачных детей.

Если в начале 60-х годов число разводов на 1000 браков в странах зарубежной Европы колебалось в пределах от 100 до 200, то в конце 90-х годов оно возросло до 200--300. Еще более вопиющие данные о внебрачных детях, доля которых за это же время увеличилась в 5--10 раз. В Великобритании и Франции, например, доля внебрачных детей превышает 30%. Еще выше она в Дании -- 40%. Но «абсолютными чемпионами» в этом отношении были и остаются Швеция, Норвегия и Исландия с показателем свыше 50%.

Все эти причины и факторы в странах сочетаются по-разному. Так, в Германии и Италии, по-видимому, действительно преобладает влияние демографических факторов. В постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и др.) сказалось то, что в 90-х годах им пришлось пройти через довольно мучительный этап реформирования политического строя и перехода от командно-плановой к рыночной экономике. То же относится к Литве, Латвии и Эстонии. А в странах -- членах СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) естественное ухудшение демографической обстановки совпало с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом 90-х годов.

Что же касается России, то в 20 в. с демографической обстановкой ей, можно сказать, не повезло. Первая фаза демографического перехода завершилась в ней к началу 20 в., но настоящего демографического взрыва за этим так и не последовало. Более того, на протяжении полувека Россия испытала три демографических кризиса: во время Первой мировой и Гражданской войн, в годы коллективизации деревни и жестокого голода и, наконец, в период Великой Отечественной войны. В 60--80-е годы демографическая обстановка в стране в целом стабилизировалась. Однако в 90-х годах разразился новый, причем особенно сильный, демографический кризис.

По данным ООН, при удовлетворении запросов, соответствующих современному западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд. человек, как раз на население США, Западной Европы и Японии. Поэтому эти страны стали называть «золотым миллиардом». Все вместе они потребляют более половины энергии, 70% металлов, создают ѕ общей массы отходов, из них: США потребляют около 40% мировых природных ресурсов, выделяя свыше 60% всех загрязнений. Значительная доля отходов остаётся в странах, добывающих сырьё для «золотого миллиарда».

Остальное население Земли находится за бортом «золотого миллиарда». Но если бы оно сумело дойти в росте минеральных ресурсов до уровня США, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа - через 5 лет, угля - через 18 лет. Остаётся надежда на новые технологии, но все они способны к эффекту при стабильной, а не удваивающейся каждые несколько десятков лет численности населения.

С 1984 года мировой сбор зерна увеличивается на 1% в год, а численность населения - почти на 2%. Удвоить производство продовольствия уже не представляется возможным. Количество голодающих в мире быстро возросло от 460 млн. в 1970 году до 550 млн. в 1990 году. Сейчас оно составляет 650-660 млн. человек. Ежедневно в мире умирают от голода 35 тыс. человек. За год - 12 млн. людей. Но рождается ещё больше: за этот же год прибавляется 96 млн., и погибшие миллионы остаются незамеченными.

Землю заселяют не только её жители, но и автомобили, мотоциклы, самолеты. Для 250 млн. автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько всему населению Земли. А через 2 столетия, по мнению некоторых учёных, кислород вообще исчезнет из атмосферы. Не хватает даже подземного пространства. Под землёй образуются целые города: канализации, проводящие системы, метро, убежища.

Заполнение пространства идёт очень быстро, умножаются также отбросы, что делает ещё более угрожающим его нехватку. Проблема жизненного пространства не нова. Для английской нации она решалась колонизацией

Северной Америки, для испанской - Южной, для русской - освоением Сибири и Средней Азии. Германии решить проблему пространства не удалось, что и послужило причиной двух мировых войн.

Последние 50 лет происходит перемещение переселенцев из трудоизбыточных стран третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много, а работников с каждым годом всё меньше. Разницу пришлось заполнять иностранной рабочей силой, и народы с высокой рождаемостью стали стремительно распространяться среди сокращающихся по численности европейских народов.