География и карты индии. Хиджры: не такие, как все Третий пол в индии

Словом "хиджра" в Индии (и некоторых других странах Южной Азии) обозначают представителей касты, идентифицирующей себя как "третий пол".

Хиджры часто называют себя "не мужчинами и не женщинами".
С биологической точки зрения в качестве основного признака выделяют неспособность хиджр к производству потомства: большую часть хиджр составляют кастраты, остальную - гермафродиты с преобладанием тех или иных признаков, но к этому сообществу присоединяются и многочисленные транссексуалы и геи.

В Индии, по разным оценкам, хиджр - от 50.000 до 5 миллионов.

Обозначение "хиджра" предлагается использовать в качестве так называемого "зонтичного" термина, применимого для обозначения религиозной, этнической, кастовой принадлежности, а также группы людей с определенными физиологическими особенностями.

Хиджра называют себя кхунса, кходжа, кусра, мукхама (в штате Уттар-Прадеш), кхада, котхи (в Андхра-Прадеш), парайя, фатада, чхаки (в Гуджарате).
Большинство хиджра имеют женственный облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой.

Они считают себя женщинами - janana (занана - на урду означает "женский, женоподобный", также - "евнух"), называя при этом биологических женщин nigaran.



Этнографы определяют индийских хиджр как религиозную общину, поклоняющуюся богине Бахучаре, чей храм расположен неподалеку от Ахмадабада в штате Гуджарате.

Легенда рассказывает о девственнице Бахучаре, захваченной разбойниками.
Чтобы избежать насилия, Бахучара ударом кинжала отсекла себе грудь и умерла, истекая кровью.
Особые отношения связывают хиджр и с могущественным Шивой, чей детородный орган (лингам) является отдельным от Шивы объектом религиозного поклонения, а следовательно, Шива также кастрат.

К тому же индусская мифология и храмовая архитектура уделяют значительное внимание богу Шиве в образе Ардханаришвара - полумужчины, полуженщины, что свидетельствует о том, что Шива еще и гермафродит.
Кроме того, в тантрической традиции Шива-Шакти - древняя ведическая концепция мироздания, сочетание потенциальной энергии Шивы и динамической энергии Шакти.
Своего рода индуистский Андрогин.

Отношение к хиджрам зачастую настороженное.
В Бангладеш принято считать, что хиджры обладают сверхъестественными способностями.
В Индии хиджры презираемы, когда речь идет о публичном отношении общества, но при этом хиджры весьма популярны в сфере секс-услуг.

Многие пытались определить, кто такие хиджры. Их относили к трансвеститам, евнухам, гермафродитам, женоподобным мужчинам, ни к тем, ни к другим в отдельности или же ко всем сразу, но ни одна этнографическая работа не пыталась понять, как хиджры определяли себя сами. Если спросить об этом саму хиджру, то она ответит, что "хиджра (или "хусра", "муханнат") - это некто, кто не является ни мужчиной, ни женщиной".

Есть два способа быть хиджрой: родиться интерсексуалом или гермафродитом или родиться с мужским телом и женской гендерной идентичностью ("рух" - мусульманский термин для души). В обоих случаях человек "рождается хиджрой".
Тем не менее, чтобы быть официально признанной хиджрой, ему необходимо вступить в сообщество хиджр, т.е. стать последовательницей старшей и опытной хиджры, которую молодые воспринимают как мать и гуру.

"Нирван" (или "нирбан") означает человека, который прошел священную церемонию кастрации.

В прошлом всем хиджрам- негермафродитам необходимо было быть "нирванами", чтобы служить в исламских гаремах.
Поэтому традиционные хиджры и в наше время воспринимают "операцию" как важную черту признанной "настоящей хиджры".

Тем не менее, сейчас некоторые хиджры, особенно в Пакистане и больших городах, таких как Бомбей, не подвергаются кастрации или современной операции по восстановлению пола и даже не принимают гормональные препараты, но все равно относят себя к сообществу.

Индуистская часть культуры хиджр тесно связана с поклонением богу в форме Бахучара Мата, в Пакистане же такого не наблюдается.

Однако исламские хиджры с интеррелигиозным почтением относятся к священным местам Бахучара Маты, а индуистские хиджры принимают участие в праздновании мусульманских фестивалей, соблюдают мусульманские обычаи, называются женскими мусульманскими именами, их даже хоронят как мусульманок.

Многие хиджры проходят процедуру кастрации, чтобы стать "нирван". Однако, например, в Пакистане и Бомбее такая процедура не является обязательной для хиджр.
Операция оскопления возведена в ранг ритуала инициации, превращающей импотентного мужчину в собственно хиджру, или "нирван". Последний термин, хорошо известный из буддизма, хиджры интерпретируют как "освободившийся от желаний" и "возрожденный".
Вплоть до конца XIX в. инициация проводилась в специальных помещениях храма Бахучары, но была запрещена местными властями; в наши дни она попадает под статью Уголовного кодекса Индии, а потому проводится тайно. Поскольку операция считается прологом к новой жизни, ее проводит хиджра-повитуха, предварительно испросив разрешения у Бахучары, чье олеографическое изображение украшает жилища хиджр.

Если Бахучара улыбнется в ответ, соискатель изолируется от окружающих и около месяца психологически готовится к операции.
Такой операции подлежат как преданные Шиве, так и матери-богине.

В знаменательный день, совершив омовение, обнаженный соискатель садится на низкий табурет и, сосредоточившись на образе Бахучары, входит в религиозный транс.

Перетянутые прочной ниткой гениталии обрубаются двумя ударами крест накрест, и в уретру вставляется предотвращающий зарастание прутик. Хлынувшую кровь не останавливают - она уносит с собой прежнюю идентификацию, и следующий после операции час считается определяющим для жизни инициированного.

После проведения операции предписывается особая диета, церемонии, которые имитируют поведение роженицы после разрешения от бремени.

Рана, регулярно дезинфицируемая горячим кунжутным маслом, зарастает самостоятельно, а на 40-й день новоиспеченного хиджру с выщипанными на лице волосами и наряженного невестой, официально принимают в локальную ячейку. Сорок дней длится период изоляции новообращенного.

По их истечении нирвана облачают как невесту, устраивают шествие к воде, в ходе которого выполняются многие обряды, нацеленные на увеличение плодородия, имеющие символику бракосочетания и деторождения.

После "свадьбы" хиджра получает благословение и силу богини, он вправе выступать на празднованиях рождения и свадьбы, являя собой "ездовое животное" божества. Через тело и действия хиджры в ходе обряда проявляется энергия божества. Не прошедшему инициацию грозят "семь перерождений в облике импотента".

Парадоксальная ситуация, характерная, впрочем, для индуизма: импотент, оскопленный, преображается женской плодородной энергией в творческого аскета и отныне может наделять людей плодородием и удачей.

Только оскопленный хиджра представляет реальную угрозу для обычных индийцев, поскольку считается, что в его проклятия перекачена утраченная им сексуальная мощь, и он в любую минуту может оскорбить окружающих, задрав юбку или подол сари, подтверждая свой почти сакральный статус.

В идеале хиджра со временем обзаводится "мужем" и, продолжая участвовать в экономической деятельности общины, в свободное время занимается домашним хозяйством.
Около 20 % хиджра имеют семью — женаты на женщинах и даже имеют детей

Сообщество хиджр имеет общие корни в исламе и в индуизме.
Сами сообщества начали появляться в XII веке в Индии, когда на севере полуострова стало распространяться исламское право.
Исламские правители нанимали кастрированных муханнатунов, которые носили комбинацию из мужской и женской одежды, прислуживать на женской половине дома.
Часто муханнатуны занимали высокие посты в исламских провинциях и формировали сообщества с огромным влиянием.
Общество муханнатунов было высоко организовано, как и другие части исламского мира, имело собственные гильдии и совет.

В доисламской Индии также существовал третий гендер.
Легенды рассказывают о существовании т.н. "клиба" - мужчин, ведущих себя как женщины - которые носили длинные волосы, но не были кастрированы.

Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее и неарийское.
В ведической и брахманической литературе о нем упоминаний нет.

Зато есть сведения в "Махабхарате", куда, как известно, вошло много архаических неарийских сюжетов.
Так, говорится, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие.
Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу.
Там он носил женские одежды и украшения.
По истечении заданного срока он внезапно превратился в мужественного воина и ринулся в бой, даже не успев снять развевающиеся покрывала.
Хиджра ведут свое происхождение от трех персонажей, известных по Махабхарате: Сикхнада (брата Драупади, кастрата), Бриханнала и Арава-на (детей от брака Арджуны с принцессой-змеей Улупи). Нередко хиджра называют себя сикхнади или бриханнала.

Многие обычаи, включая захоронение в земле вместо индусской кремации, когда в роли могильщиков выступают местные мусульмане, придает культуре этой своеобразной общности легко уловимый мусульманский привкус.
И хотя современные хиджры усвоили язык мифологических и религиозных символов индуизма, генезис этого явления как социально-культурного института не обнаруживает следов в индийской древности, но связан с привнесением на индийскую почву исламской культуры.
На протяжении долгого исламского правления в Индии (империя могулов существовала до XVII века, а в независимых исламских провинциях - до принятия Индией независимости в 1947 г.) "клиба" уважали высокоорганизованную структуру муханнатунов, а те, в свою очередь, принимали их в сообщество.

Этимологию слова "хиджра" возводят к персидскому "хиз" - "наглый", "бесстыжий"; персидская же лексика используется для ключевых понятий, структурирующих взаимоотношения между хиджрами.
В урду, одном из языков Индии, муханнатуны и "клиба" обозначаются одним словом "хич", что означает "нечто, не имеющее своего места": в схеме двух полов "хич-гах" означает "нигде". Возможно, современное слово "хиджра" произошло и от "хич".

Время правления Великих Моголов в Индии было поистине золотым временем для хиджр.

Тогда их нанимали стражниками гарема, но не только. Благодаря своей репутации верных слуг (ни один хиджра не предал своего хозяина), они имели доступ в частные покои императора, им доверяли доставку важных документов и охрану королевской печати.

Многие родители из бедных семей стали кастрировать своих сыновей, чтобы тем удалось найти удачную должность при дворе.

Император Джехангир пытался пресечь такую практику, но безуспешно.
С падением эпохи императоров хиджры стали не нужны.

Сейчас они живут общинами. Такие общины состоят из «семей», групп из 7-15 человек во главе с главным - «гуру» и «сёстрами», «дочерьми», «свекровью», «бабушкой». Хиджр почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, поэтизированных строчек, пошлостей. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджры ведут себя очень нагло.

Традиционно хиджры зарабатывают на жизнь танцами и пением на свадьбах, фестивалях, ярмарках.
Считается, что присутствие хиджр на мероприятии принесёт удачу.
Приглашают их и для благословения новорожденных младенцев.
Однако, помимо благословения, хиджры могут наслать и проклятие.

Согласно легенде, когда герой известного эпоса «Рамаяна» Рама уходил в изгнание в лес, все жители города пришли его проводить.
Рама поблагодарил их и сказал: «А теперь ступайте по домам, мужчины и женщины!».
И вот когда спустя 14 лет Рама вышел из леса, он увидел у порога леса хиджр, которые, не получив от него разрешения уйти, продолжали его ждать все эти годы.
Растроганный Рама и наделил хиджр способностью благословлять или проклинать.

Почитается за счастье, если проходящий мимо твоего дома хиджра присел на порог.
Это приносит дому успех, радость, процветание.

К ним, например, обращаются с просьбой проколоть уши: известно, что они, поплевав куда-то, помазав какой-то травкой, делают это очень быстро, совершенно без боли и неприятных последствий.

Поскольку традиционные занятия стали приносить меньше доходов, хиджры активно занялись проституцией.
В их среде это ремесло считается позорным, хотя они и пользуются большим спросом у клиентов, "будучи женщинами больше, чем сами женщины" - их "женственность" часто доходит до гротеска и эпатажа.
Хиджры отращивают длинные волосы, наносят на лицо яркий грим, подражая героиням индийского кинематографа, и украшают себя драгоценностями.

Само слово "хиджра" обладает грамматической характеристикой мужского рода, но после инициации хиджры принимают женские имена и говорят о себе в женском роде. Окружающие считают их мужчинами, они сами считают себя скорее женщинами, демонстрируя признанное современной антропологией отношение к полу как культурному конструкту.

В настоящее время можно выделить несколько видов представителей этой общины.

Хиджра - матерые мужиковатые существа, имеющие, например, женские грудь и половые органы, но при этом также грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица.

Хиджри - женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек; они часто не занимаются проституцией, но поют и танцуют.

Аквахиджра - это гермафродиты, имеющие мужской член.

Кроме того, к хиджрам подчас тяготеют некоторые гомосексуалы и бисексуалы, которые после обряда оскопления входят в их круг.

Иная классификация выделяет кудрати хиджра - собственно гермафродитов, имеющих слабо развитый мужской орган, хиджра - кастратов, и джаакха - среди которых существуют мужчины, имеющие жену и детей, но которые связаны социальными связями с танцорами - хиджра, аккомпанирующими им на барабане дхолак.

Они пополняют свои ряды за счет новорожденных, у которых имеются половые аномалии.
В ряде случаев "хиджрой" признают девушку, у которой не растет грудь или слишком долго не начинаются месячные.
Узнают о новорожденных с дефектами половых органов через акушерок, занимающихся частной практикой и работающих в роддомах, с ними у хиджра налажена постоянная связь. Во многих случаях родители отдают таких детей в общину добровольно; это делается из соображения принесения жертвы, искупления грехов.
Подчас при отказе родителей отдать ребенка добровольно хиджра силой захватывают младенца и навсегда скрывают его в недрах своего общества.

В кастовой системе Индии хиджры исключены из системы варн и являются одной из ачхут - каст, которые в русской традиции называют неприкасаемыми.
Только в конце 1990-х гг. хиджры получили избирательные права.
Однако они до сих пор не имеют права наследовать собственность, открывать банковские счета, усыновлять детей, вести торговлю.
У них даже нет паспортов.

Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как «мужчины» или «женщины».

Сегодня уже известны имена хиджр, избранных в муниципилитеты нескольких индийских городов; один (одна) из них стал(а) мэром Горакхпура (штат Уттар Прадеш), а другой (другая) - членом законодательного собрания штата Мадхъя Прадеш.
В июне 2001 г. в городе Ратх был созван Общенациональный конгресс хиджр, заявивший о политических притязаниях на местном, региональном и общеиндийском уровне.
По преданиям, именно на месте современного Ратха находилось царство Вираты, где Арджуна в образе хиджры обучал царскую дочь танцам и пению.

Хиджры убеждены, что настало время для исполнения пророчества Рамы.

Как-то в древние времена в Гуджарате прекрасная молодая девушка Бахучара шла по тропинке в джунглях. Внезапно на группу людей, с которыми она шла, напали грабители. Страшно боясь, что ее изнасилуют, Бахучара вынула кинжал и отрезала себе грудь, предложив ее бандитам вместо девственности. Такое самопожертвование и последовавшая за этим смерть девушки привели к обожествлению Бахучары как богини плодородия – Бахучара Мата.

Бахучара Мата активно вмешивается в жизнь смертных. Одна интересная притча повествует о правителе Джето, который молился ей, чтобы у него родился сын. Бахучара Мата согласилась, но правитель был импотентом. Как-то ночью, когда он спал, богиня явилась ему и приказала отрубить гениталии, одеться как женщина и стать ее слугой. Джето так и сделал, и с тех пор Бахучара Мата выбирала импотентов и давала им такое же приказание. Если они отказывались, она их наказывала – делала так, что на протяжении следующих своих семи реинкарнаций они оставались импотентами. Вот так развивается теперь культ Бахучары Маты, от приверженцев которой требуется изувечить себя в сексуальном отношении и соблюдать целибат.

В XIX в. некоторые люди сообщали, что импотенция являлась основным предварительным условием принятия хиджры , что на языке урду означает «мужчина с изувеченными гениталиями». В некоторых общинах за новообращенными следили чуть ли не год перед тем, как кастрировать их и принять в члены. На других налагали искушения – например, они должны были провести четыре ночи с проституткой, – чтобы проверить подлинность их импотенции. В той же мере был важен и целибат. Сегодня многие (возможно, большинство) хиджры занимаются гомосексуальной проституцией, в то время как меньшинство остается верным традиционному принципу сексуального воздержания. За этими хиджрами установлено строгое наблюдение, у них нет связей с мужчинами или хиджрами- проститутками, а на жизнь они зарабатывают тем, что развлекают людей песнями и танцами на свадьбах и праздниках по случаю рождения детей.

Их особое место в индийском обществе определяется кастрацией и ритуальными силами, которые им дарует Бахучара Мата. Процесс кастрации они называют нирван – совершенное спокойствие, свободное от страсти, начало высшего сознания. Индийские рукописи и сами хиджры определяют это как возрождение, причем на самом деле так оно и есть, потому что после того мужчины становятся «немужчинами». (Они даже предпочитают, чтобы при обращении их называли «она», а не «он».)

Операцию совершает повивальная бабка хиджра . «Она» никогда не получала никакого образования, но безусловно верит в божественную силу и не берет на себя ответственность ни за успех, ни за неудачу. Первый шаг состоит в том, чтобы, делая богине подарки, узнать у нее, подходит ли ей данное время. Потом наступает решающий момент. Повитуха раскалывает кокосовый орех; если Бахучара Мата хочет, чтобы операция произошла, две половинки разделятся очень четко.



Потом будущий хиджра уединяется где-то до месяца в доме, который ему нельзя покидать даже для того, чтобы заниматься собственным туалетом. Он должен воздерживаться от любых сексуальных отношений, не может смотреться в зеркало, ему запрещено есть острую пищу. Однажды утром, еще до рассвета его раздевают – «они должны быть такие же голые, как в день, когда родились» – и купают. Он сидит на низкой табуреточке, со спины его поддерживают помощники. Повитуха связывает его половой член и мошонку веревкой и сильно тянет. Тем временем он пристально смотрит на изображение Бахучары Маты и повторяет ее имя как мантру, пытаясь войти в транс. Повитуха быстро вынимает нож, который был заранее спрятан в ее сари, и отрезает его гениталии, вставив маленькую палочку в мочеиспускательный канал.

Хиджры утверждают, что не чувствуют боли, кроме «слабого щипка» или такого чувства, «будто это был укус муравья».

Сильное кровоизлияние, при котором кровь заливала пол, избавляло «ее» от признаков, составляющих мужское достоинство. Решающим был первый час, в течение которого становилось ясно, будет хиджра жить или умрет. Повитуха засовывала гениталии в банку, уходила и хоронила их под цветущим деревом. Потом в течение сорока дней она ухаживала за раной, которая оставалась незашитой, периодически облегчая боль смазыванием маслом кунжутного семени. Хиджра соблюдал строгую диету и не выходил из комнаты, даже чтобы сходить в туалет. Другие хиджры делали ему все, в чем он нуждался.



На сороковой день проводился обряд перерождения. Волосы на лице хиджры выщипывались, лицо и тело припудривали турмериком, который потом смывали. Он надевал свадебный наряд и ювелирные украшения, наносил макияж. Поздно ночью его отвозили к озеру, океану или храмовому бассейну, где трижды выливали ему на голову молоко, которое стекало в воду. Теперь он перерождался и освобождался от проклятья своей импотенции. С этого времени он имел право обращаться к своей богине, а та могла его использовать как инструмент, воплощающий в жизнь ее божественную волю.

Хиджра присоединялся к религиозной общине своих «сестер» и «теток» как к организационно оформленному третьему полу, занимающему в индийском обществе и обрядах особое место. Ими руководит гуру, они живут вместе группами от пяти до пятнадцати человек, не обращая внимания на обсуждения кастовых или религиозных проблем, которые только сеют распри и расколы в основном индийском обществе. Хиджры поклоняются Бахучаре Мате и зарабатывают на жизнь ритуальными представлениями, особенно на свадьбах и праздниках по случаю рождения мальчиков. Иногда их приглашают, но часто они приходят сами по себе, без приглашения, во всем многоцветье своих нарядов, включая колокольчики на лодыжках и покрытые блестками шарфы. Они бьют в барабаны, лихо отплясывают, поют и кричат, даже подтрунивают над своими хозяевами, навязчиво флиртуют с мужчинами, отпускают непристойные шуточки и делают непристойные жесты.

Когда празднуют рождение мальчика, хиджры приходят и осматривают гениталии малыша. Если они делают вывод о том, что ребенок будет импотентом, они говорят его родителям, что он должен быть кастрирован и стать хиджрой. «Эти дети принадлежат нам, потому что они такие же, как мы, – не мужчины и не женщины», – как сказал один хиждра . В противном случае ребенок будет оставаться импотентом в течение еще семи возрождений. На свадьбах хиджры оскорбляют жениха и его семью пародией на действительность, говоря о том, что они занимают более низкое положение, чем невеста и ее семья.

Подлинное значение хиджр на ритуальных торжествах определялось их способностью обеспечивать продолжение рода. Их женственные представители обладают силой шакти – творческой динамикой Богини матери, которую она передает им через их импотенцию. Оскопление хиджр , убивающее сексуальную страсть, в сочетании с их отречением от половой жизни – главные условия для обретения присущих им новых сил. Хиджры хорошо это знают и намеками указывают на себя как на санньясинов – странствующих нищих, посвятивших себя достижению духовной чистоты.

Однако сегодня многие индийцы из высших классов опасаются, что бесплодие хиджр скорее заразит, чем поможет их новобрачным дочерям, и потому под разными вежливыми предлогами не дают им танцевать вместе. На деле общей реакцией на хиджр обычно являются страх и насмешки. Они нередко приходят на церемонии незваными, хотя и ожидаемыми, вносят в них сумятицу и беспорядок, а потом требуют вознаграждения за оказанные услуги. Как бы то ни было, это составляет их традиционный способ заработка на пропитание. «Такими нас создал бог», – пояснил один хиджра ,

не мужчинами и не женщинами, и все, что нам осталось, это ходить на праздники, посвященные рождению ребенка, или на свадьбы, показать там небольшое представление и спеть пару песен, чтобы так мы могли продать наше искусство или талант и заработать немного денег на пропитание.

Когда хозяева выгоняют их, не заплатив ни гроша, хиджры применяют другую свою мощную силу, накликая на них иногда сбывающиеся проклятия. Один хиджра , которого в прямом смысле слова выкинули с празднования рождения ребенка, узнал, что его проклятие сбылось на следующий день, когда мальчик заболел и умер. «Под вопрос было поставлено уважение к нам», – позже пояснил хиджра .

Такие хиджры , как правило, ненавидят других, не соблюдающих аскетический целибат, а занимающихся гомосексуальной проституцией. Истинные хиджры хорошо осведомлены о том, что их статус зависит от соблюдения ими целибата, а также от отношений с богиней. К своим собратьям, занимающимся проституцией, они относятся как к фиктивным кастратам и обвиняют их – вполне обоснованно – в том, что те порочат репутацию хиджр .

В современной Индии слышны обвинения в том, что численность хиджр возрастает за счет того, что они похищают своих жертв и насильно их кастрируют. Несмотря на шокирующее впечатление, производимое такими слухами, исследователи определили, что большинство хиджр проходят кастрацию добровольно. У многих из них тенденция к изменению пола проявляется еще в детстве, и за это их преследует общество, включая собственные семьи. Некоторые просто приходят к выводу о том, что такая работа лучше, чем что бы то ни было другое из того, на что они могут рассчитывать.

Несмотря на обвинения и двойственность общественного восприятия, хиджры продолжают оставаться институтом организационно оформленного третьего пола. Их импотенция, кастрация и соблюдение сексуального воздержания объединены, чтобы создать средство для передачи чар Бахучары Маты, нарушающих нормальное функционирование в тех случаях, когда она и ее сексуально изувеченные приверженцы награждают простых смертных способностью к деторождению и другими проявлениями благодати. Кроме того, богиня предоставляет хиджрам возможность зарабатывать средства на жизнь, благословляя или проклиная их сомневающихся хозяев. Несмотря на то что численность отклоняющихся от нормы (занимающихся мужской проституцией) хиджр возрастает, истинные хиджры дорожат своим целибатом как тем качеством, которое в большей степени, чем любое другое, принесет им немножко больше общественного признания и уважения.

Хиджры, каста гермафродитов от рождения, — одна из наиболее противоречивых тем современной Индии. Каково это, быть не таким, как все, в обществе, где правила и традиции не меняются уже около 2000 лет?


Их считают проклятыми, но при этом принимают их благословения, они находятся на самом дне индийского общества, однако представители самых высших каст обращаются к ним за услугами. Их часто можно видеть в поездах, около дорог, просящими милостыню. Они подходят только к мужчинам и сопровождают свои просьбы характерным похлопыванием ладони о кулак, а в случае отказа обнажаются, чего очень боятся индусы, так как это считается большим позором.

Симран родилась одновременно мальчиком и девочкой. Ее семья, в которой она была третьим ребенком, принадлежала к высокой касте воинов-кшатриев, и, конечно же, родители скрывали ее особенность от всех. Семья не приняла ее такой, как есть; особенно жестоким был отец, для которого произошедшее было бесчестьем и трагедией. До 12 лет Симран носила одежду мальчиков и пыталась им быть, ходила в школу, пытаясь притворяться, что все в норме.

Индийское общество очень регламентировано, и, несмотря на кажущуюся свободу, индусы связаны общественными рамками, обязательствами, традициями, которые фактически контролируют всю их жизнь. Быть исключенным из общества — значит, быть обреченным жить в нищете и, что самое невыносимое, одному и без семьи. Само общество разделено на касты, и те, кто оказывается исключен из этого общества, образовывают свою касту. Каста хиджр, то есть гермафродитов, известна с древнейших времен: считается, что на них лежит проклятие, но одновременно с этим иногда это проклятие — благословение. Например, хиджры приглашаются на все крупные праздники, такие как рождение ребенка, чтобы благословить его.

Как-то ночью, когда Симран было 12 лет, родители вышвырнули все ее вещи и выгнали из дома. Осознав, что она никогда не сможет быть такой, как все, они таким образом решили проблему. Два года она жила в трущобах Дели, попрошайничала и собирала монеты, спала на автобусной остановке. Как-то раз она встретила такую же, как она. На остановку пришла Маниша, которая была главой одного из сообществ хиджр в Дели. Случайно встретив маленького ребенка, Маниша позвала ее к себе в дом, где жила со своим мужем. С тех пор жизнь Симран изменилась — она стала частью общества, где ее принимали.

Как становятся хиджрой? Всегда ли это от рождения? Говорят, что хиджры узнают, когда в семье рождается такой ребенок, и приходят за ним, а родители обычно не против его отдать. Бывает и так, как произошло с нашей героиней, когда случайная встреча определяет, выживет ли хиджра благодаря поддержке таких же, как она. А бывают и другие истории, которые обычные индусы рассказывают о хиджрах. Например, привлекательный мужчина попадает в дом хиджры, где ему подсыпают снотворное, после чего происходит небольшая операция, и он — один из них. Это, конечно, больше похоже на страшную историю, но это по крайней мере отлично объясняет, почему мужчины боятся хиджр как огня.

Совершенное существо, не мужчина и не женщина, в глазах таится неземной свет, что-то сильное, что позволило ему выжить среди всего этого хаоса, убивающего любую альтернативу личности.

Это что-то наподобие , когда внешними кнутами полностью ломается личность. Это что-то настолько необычное и прекрасное, что-то за пределами обычного понимания. Это не сексуальность и не извращение. Это целостность, когда человек сам себе отец и мать, муж и жена, он целостный. Когда бог создавал человека, человеком было то, что еще не разделялось на Адама и Еву. После разделения Адам стал Адамом, Ева — Евой, до разделения это был человек.

Хиджры живут в общинах таких же, как они, в особых домах. Все имущество и деньги хиджр — общее, а то, каким образом каждый хиджра зарабатывает деньги, определяется согласно его статусу, начиная от исполнения религиозных обрядов, что является самым престижным, и заканчивая попрошайничеством и проституцией.

Любое действие равно противодействию — этот закон, видимо, работает везде. Подавляя свою сексуальность в обычной жизни, соглашаясь на брак по договору с нелюбимым и порой даже незнакомым человеком, индусы высвобождают ее за закрытой дверью, в темных уголках, где никто никогда не увидит то, что они хотят на самом деле, где никто не осудит. Поэтому хиджры — объект сексуальных желаний многих мужчин и не только. Не только мужчины не получают в обычной жизни того, что им нужно. Женщины также обращаются к хиджрам.

Любое проявление сексуальности в Индии табуировано, даже муж и жена на людях не держатся за руку, не говоря уже о том, что не целуются. Что же говорить про гомосексуализм, который традиционными индусами не только не принимается, но и не обсуждается. Эти темы находятся традиционно за закрытыми дверьми.

У Симран есть возлюбленный. Он — зажиточный индус лет 40, у него есть семья и дети. Когда-то давно родители женили его по договору, но жену он так и не полюбил. Он начал обращаться к хиджрам, чтобы получить то, чего он не получал в семейной жизни, когда он встретил Симран. Это было шесть лет назад, с тех пор они вместе. К слову, отец Симран тоже пользовался услугами хиджр.

Удивительно, на какую любовь способен этот человек. Пройдя через все сложности, через нищету, сексуальные домогательства отца, отречение семьи, продажу себя за деньги, СПИД, ее/его душа не почернела и не очерствела. Ей всего 25 лет, а кажется, что уже за 50.

Когда смотришь на свет, исходящий из ее глаз, и видишь, насколько она влюблена в своего индуса, а он влюблен в нее, становится совсем непонятно, что в этом мире уродливо — , совершенно селекторный, отвечающий каким-то марксистским догмам о капитале и размножении, произведении новой рабочей силы в виде потомства, или что-то якобы противоестественное, когда два человека любят друг друга. Серьезно, без пропаганды или осуждения, не для публикации. Может быть, мы мало видели в этой жизни, чтобы судить об этом? Почему большинство соглашается на заурядную жизнь, где все «каха-каха», так себе — ни смысла, ни действий, ни любви. Так страшно выйти за грань, как будто выплыть за линию горизонта и провалиться в пропасть, но давно пора понять: мир — круглый, а за гранью только свет, яркий ослепляющий свет настоящего, свободного тебя, без страха, переступившего через страдания и эго.

Может быть, это имеют в виду мудрые индусы, когда говорят, что хиджры прокляты, но одновременно принимают их благословения?

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» —

Хиджра — одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят представители “третьего пола”: эта община интерсексов, гомосексуалов и трансгендеров, которые одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но не относят себя ни к одному, ни к другому полу.

Численность хиджр по разным оценкам колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов.

Хиджры имеют культовый статус: бездетные женщины просят у них благословения, хиджры приходят (часто без приглашения) на свадьбы, празднования по случаю рождения мальчика, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют, требуя за это “бадхаи” — своеобразное вознаграждение за благословение. Если хиджры заявляются на праздник без приглашения, их обязаны накормить, выслушать их песни и выплатить немалый гонорар. Иначе хиджра якобы может наложить на семейство проклятие. А может и не наложить, потому суеверные индусы и боятся гнать наглецов из дому. Если праздников по месту жительства не происходит, хиджра ругается матом, занимается попрошайничеством или жульничает.

Хиджры в большинстве являются индуистами, меньшинство составляют мусульмане. Живет индийский средний пол общинами с четко распределенными ролями и сильной поддержкой и взаимовыручкой. Если хиджра вдруг решит зарабатывать на жизнь проституцией, то его могут больно побить обычные граждане, доходит даже до зверских убийств. Ибо в таких случаях обычные граждане Индии смотрят на “ряженых”, как в мужских тюрьмах всего мира смотрят на “опущенных”. Поэтому власти кое-где чувствуют себя обязанными обеспечить трансвеститов человеческой работой. Так, в городе Патна хиджры в виде эксперимента трудоустроены мэрией сборщиками налогов у лавочников-должников, и им достается по закону 4% от “выбитых” у предпринимателей денег. Около 20 % хиджр имеют семью — женаты на женщинах и даже имеют детей.

Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как “мужчины” или “женщины”. В июне 2001 г. в городе Ратх был созван Общенациональный конгресс хиджр, заявивший о политических притязаниях на местном, региональном и общеиндийском уровне.

В апреле 2014 г. Верховный суд Индии официально признал хиджра и трансгендеров третьим полом.

Третий пол: от Индии до Самоа

Верховный суд Индии официально признал третий пол. Если на Западе такие решения диктуются следованием общественным трендам, то для Индии, где лиц третьего пола несколько миллионов -антикризисная мера.

Неприкасаемые

Сегодня можно сказать, что если Аргентина манит негра, то Индия - манит трансгендера. Азиатское государство, которое никак не назовешь локомотивом движения за права человека в целом и сексуальных меньшинств в частности сделало радикальный шаг - законодательно признало существование третьего пола.
До этого третий пол был официально принят только в Германии и Австралии. Почему на это решилась Индия - разговор особый.

В Индии до сих пор есть кастовая система. На официальном уровне она не признается, но по факту «цветет пышным цветом». Есть касты, считающиеся «чистыми», есть касты неприкасаемых. Ко второй категории относятся, например, далиты, чандалы, бханги, чурха (ассинезаторы и мусорщики) и хиджра (евнухи, транссексуалы и гомосексуалисты).

Сегрегация по кастовому принципу в Индии до сих пор очень серьезная. Неприкасаемые практически не имеют прав, не могут питаться в общественных местах, звонить представителям «чистых» каст по телефону, ходить в магазины.

За нарушение этих неписаных правил бедолаги из «грязных» каст постоянно подвергаются притеснениям, которые и не снились меньшинствам на Западе. Так, только за появление на одной улице с каким-нибудь брахманом неприкасаемого могут легко побить палками или бросить в костер. Еженедельно в Индии происходит 4000 инцидентов, связанных с насилием над далитами. Это, в общем-то, в порядке вещей. Карма.

Как уже говорилось, хиджра относятся к неприкасаемым. Именно они являются характерными представителями того третьего пола, который сегодня официальные индийские власти уравняли в правах с прочими гражданами страны.

Хиджра издревле были в Индии на особом счету. Они предпочитают вести свою генеалогию от самого Шивы; в тантрической традиции Шива-Шакти - древняя ведическая концепция мироздания, сочетание потенциальной энергии Шивы и динамической энергии Шакти. Детородный орган Шивы (лингам) является в Индии предметом отдельного религиозного поклонения, поэтому Шива - кастрат. Одно из воплощений Шивы - Ардханаришвара - полумужчина-полуженщина, что свидетельствует о том, что Шива еще и гермафродит. В общем и целом, для хиджра Шива - «свой» бог.

Проклятие хиджра

Отношение к хиджра двоякое. С одной стороны, они считаются неприкасаемыми и любые сношения с ними считаются порочными, с другой - именно для сношений к хиджра часто и обращаются. Одним из традиционных для этой касты источников заработка является проституция.

А ещё они пляшут и поют. Хиджра принято звать на свадьбы (считается, что их присутствие обеспечит молодой семье потомство), также признается положительным присутствие хиджра во время родов и ритуальных празднеств.

Несмотря на то, что хиджра - "грязная каста", их стараются не обижать, потому что нет ничего страшнее, чем навлечь на себя гнев хиджра, поскольку они, как принято считать, обладают магическими способностями и могут навлечь на обидчика любую напасть - от импотенции и бесплодия до проказы. Впрочем, они же зовутся для того, чтобы эти недуги излечить. Говорят, помогает.

Процедура проклятия хиджра похожа на акт эксгибиционизма. Хиджра поднимает полу своего сари, демонстрируя то, что под ним. Под ним у него ничего нет, поскольку обычно хиджра - кастрат. Полный. Важный момент: хиджра не делают операции в клиниках пластической хирургии. Обряд инициации у них до сих происходит по принципу «только хардкор» - гениталии обрубаются одним ударом ножа, потом рана должна долго кровоточить. Считается, что вместе с кровью из новообращенного выходит «все мужское». На месте такой операции остаются безобразные шрамы.

Впрочем, надо признать, что не все хиджра кастраты. Внутри касты есть, например, аквахиджры (у них все на месте) и джаакха, у которых даже могут быть жены и дети. Они выполняют в группах хиджра роль аккомпаниаторов при музыкальных представлениях.

Удивительно, но число хиджра со временем не уменьшается, хотя, казалось бы, прирастать собой они не могут по определению. Прирост идет, во-первых, естественным путем, когда к касте примыкают ощутившие свою инаковость мальчики, или девочки с проблемами в гормональном развитии. Во-вторых, хиджра выполняют в индийском обществе роль «санитаров», принимая к себе брошенных и больных детей. Признание их прав - серьезный шаг. Это антикризисная мера, шаг на пути к устранению многовековой кастовой сегрегации. До сегодняшнего дня хиджра шли на тропу проституции во многом из-за отношения к ним общества, поскольку другие специальности были для них недоступны.

Фаафафины

Хиджра - не единственные представители третьего пола на Земле. Третий пол - не такая и редкость, как это кажется на первый взгляд. Кроме хрестоматийных тайских катоев, которые даже стали объектом масскульта (леди-бойз), третий пол есть, например, на Филиппинах (бакла) и Самоа.

На Самоа лиц третьего пола называют фаафафинами. Этой традиции не одна сотня лет. В многодетных «мальчиковых» семьях младшего сына принято одевать и воспитывать «по женскому варианту», чтобы у матери всегда был помощник в хозяйственных делах. Фаафафинов также не относят ни к мужскому, ни к женскому полу, они свободно могут заводить отношения как с мужчинами, так и с женщинами. Показательно, что связи между двумя фаафафинами осуждаются и считаются гомосексуализмом.

Третий пол издревле существовал и среди почти всех племен североамериканских индейцев, а также у эскимосов. Они получили название бердаши (люди с двумя душами). Это также была отдельная каста среди внутриплеменной иерархии. Считалось, что они обладают особой связью с божествами, а потому на них возлагались ритуальные функции; бердаши обычно были шаманами и знахарями. Как и у фаафинов, сексуальные связи между бердашами были табуированными, связь же мужчин племени с бердышами не считалась чем-то зазорным и не признавалась гомосексуальной.

Стать бердашем мог не каждый юноша. Эта роль была в племенах почетной. На этот путь давала благословение сама богиня Луны, за отказ могла последовать смертная расправа. И если жизнь бердаша в индейском обществе считалась священной, то трусливый воин, склоненный за свое малодушие к исполнению женской роли, презирался племенем и мог быть из него изгнан.

Фото: khabarindia.in
neobychno.com
pikabu.ru

Во время своих путешествий по Индии я обратила внимание на странных людей, особенно часто идущих по поездам и громко хлопающих в ладоши перед мужчинами. Они похожи на мужчин, высокие и статные в основном, но одеты в женские сари и юбки.

Индийские мужчины почти всегда дают им . Однажды я ехала в в поезде. И прошли одна за другой 3 группы таких вот требовательных попрошаек. Мужчина сидевший рядом со мной наверное устал давать деньги. И вот третья группа остановилась перед ним. Вернее даже перед нами, так как мы сидели плечо к плечу. Но с женщин они денег не требуют.

Один из группы хлопнул в ладоши перед лицом моего соседа. Парень не реагировал. У напряглись скулы, заходили желваки, глаза просто метали искры. Мне было интересно, чем закончится эта бессловесная дуэль?

После 4 - 5 нервных хлопков хиджра задрал свою юбку прямо себе на голову перед нами. Мне было так любопытно, а что ТАМ? Наряжаются они как , красиво украшены, иногда только кадык и высокий рост выдают в хиджре мужчину. В общем я даже забыла смутиться от любопытства.

Под юбкой у него все было как у женщины (прошу прощения)... Последний аргумент конечно был очень весомый, мой сосед быстро достал деньги и хиджры торжествующе ушли в другой вагон.

А мне стало интересно, потихонечку я начала искать информацию об этой особенной касте.

Хиджры в Индии, это одна из разновидностей каст неприкасаемых. Со своей иерархией и религиозной общиной, которая поклоняется богине Бахучаре. Считается, что Бахучара попала в плен и отсекла себе грудь кинжалом во избежание насилия. Потом умерла от кровотечения.

Процедура кастрации в Индии вне закона, по-этому хиджры делают это тайно в частных домах. Вначале человек получив благословение своего находится месяц в изоляции, молясь своей богине и морально готовясь. Потом ему отсекают гениталии двумя ударами ножа. Кровь при этом не останавливают, полагаясь на высшие силы, или человек выживет или получит " "...

Когда рана немного зарастёт (через 40 дней) хиджру наряжают в свадебный наряд и принимают в общину. Слово "жиджра" обозначает кастрат или евнух.

Внутри общины хиджры тоже подразделяются на группы, которые зарабатывают по разному. Высшая группа танцует на праздниках и свадьбах, получая за это плату. Если хозяин например новой гостиницы не пригласил хиджр на открытие или они не сошлись в цене, то хиджры могут придти без приглашения и испортить праздник.

Хиджры более низкого уровня танцуют на площадях, ходят по вагонам, требуя денег, иногда работают прислугой.

И самый низший слой занимаются проституцией, вымогательством, воровством и попрошайничеством.

Их побаиваются, считается что они могут как наделить человека мужской силой так и лишить, если проклянут. Женщина может стать бездетной от проклятия хиджры.

В Бомбее их пригласили работать в налоговые инспекции, после чего собираемость налогов возросла, ни кто не хочет быть проклятым хиджрой.

Обычно в поездах они не подходят к пожилым мужчинам и к женщинам. И к моему мужу они не подходят, потому что он старше их. Но муж все равно их жалеет и часто дает им деньги. Меня это сердит, я спрашиваю, почему он тратит деньги на этих молодых бездельников? Он говорит: "Дарлинг, ну они же не могут работать". Это меня поначалу бесило еще сильнее. Ну почему? Сила-то у них мужская... Почему они не работают на полях?

Хиджры к тому же политически активны последнее время. У них появилась своя общенациональная ассоциация, которая собирается в случае смерти одного из наиболее уважаемых гуру общины. Хиджры создали свою партию и профсоюз. Всеиндийское собрание хиджр борется за права сообщества.

Во время очередной переписи населения в Индии хиджры потребовали признать их третьим полом, отказываясь регистрироваться как «мужчины» или «женщины». В апреле 2014 г. Верховный суд Индии официально признал хиджра и трансгендеров третьим полом.

Иногда хиджры снимаются в . В фильме "Добро пожаловать в Саджанпур" есть тема про хиджр. Там их политическая партия борется за власть в Саджанпуре. Фильм сам веселый, его вообще стоит посмотреть.

Год назад тут в Путтапрти они съезжались на какой-то праздник после , 9 ночей под нашим домом жгли костры, барабанили и танцевали. Некоторые были очень симпатичные и пластичные. А после праздника они куда-то разъехались. Сейчас я их тут не вижу.