Как назывался учрежденный жаном кальвином суд. Христианская Онлайн Энциклопедия

Одним из признаков современности является рост влияния церкви на людей. Наряду с церквями православными и католическими в России все чаще появляются так называемые протестантские. Одной из наиболее устойчивых в этом отношении является кальвинистская церковь. В этой статье вы сможете почерпнуть информацию о ее основателе Ж. Кальвине, узнать о кальвинистском вероучении, понять, в чем его основные отличия и как проводятся обряды.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Почему появилось кальвинистское учение

Ряды реформаторского движения ширились, но это не значит, что сторонники во всем были согласны с основоположником противоречащего вероисповедания. В результате возникали разные направления в протестантизме. Как один из самых ярких примеров можно рассматривать кальвинизм. Его часто сравнивают с новыми жизненными силами Реформации.

Это вероучение было более радикальным. Мартин Лютер в основу Реформации ставил необходимость очистить церковь от всего, что противоречит Библии и ее основополагающим принципам. А учение Кальвина предполагает, что нужно убрать из церкви все, что Библия не требует. Также данное вероисповедание культивирует суверенитет Бога, а именно, его полную власть везде и во всем.

Кто такой Жан Кальвин (немного биографии)

Что же представлял собой ставший всемирно известным основатель кальвинизма? Это движение, собственно, и получило название в честь своего руководителя. А возглавил его Жан Кальвин (1509-1564 г.).

Он родился на севере Франции в городе Нуайоне в июле 1509 и был довольно образованным человеком для своего времени. Учился в Париже и Орлеане, после чего мог заниматься как юридической практикой, так и теологией. Приверженность идеям реформаторства не прошла для него бесследно. Юноше в 1533 году запретили находиться в Париже. С этого момента начинается новая веха в жизни Кальвина.

Он полностью посвящает себя богословию и проповедованию протестантства. К этому времени Жан серьезно занялся разработкой основ вероучения кальвинистов. И в 1536 году они были готовы. На тот момент Жан Кальвин проживал в Женеве.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности. Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки.

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров - конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Строгость в быту и воспитании - основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью - это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Развитие продолжается

Кальвинистская церковь и ее сторонники все чаще появляются в Восточной Европе, что наглядно демонстрирует расширение географических границ учения. На сегодняшний день кальвинисты не столь радикальны и более толерантны.

С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии оказались неразрывно связаны с именем Жана Кальвина (1509 - 1564). Его учение оказало сильнейшее влияние на реформационное движение и в других странах Европы, прежде всего во Франции.

Жан Кальвин (Calvin, Calvinus - латинизированный вариант французской фамилии Ковен - Cauvin) родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северовостоку от Парижа, недалеко от двух городов, знаменитых кафедральными соборами, - Амьена и Реймса.

Его родители, Жерар Ковен и Жанна Лефран, принадлежали к уважаемым в провинции Пикардия семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами - Антверпеном и Брюсселем.

Вначале предполагалось, что Жан будет духовным лицом: в 12 лет он был зачислен в соборный клир Нуайона, удостоен тонзуры, с 1527 г., будучи студентом Сорбонны, считался священником, не отправляя своих обязанностей, что было вполне обычным в церкви того времени.

В Париже Жан изучал филологию и схоластическую философию под руководством педагогов, принадлежавших к религиозно-обновленческому движению "Нового благочестия", через школы которого прошли в своё время Эразм Роттердамский и Лютер.

Завершив в 1528 г. теологическое образование, по-видимому, со степенью бакалавра искусств, Кальвин по настоянию отца переменил намерение быть священником и отправился в университеты Орлеана и Буржа изучать право и греческий язык.

В 1531 г. он вернулся в Париж и вёл жизнь учёного, работал над книгой "Комментарии к трактату Сенеки "О милосердии"", изданной в 1532 г. В это время в Германии и Швейцарии активно шли выступления против Римско-католической церкви, но во Франции реформационное движение развивалось медленнее: о необходимости реформировать христианство рассуждали и писали главным образом интеллектуалы из университетской среды, собираясь на гуманистические собеседования и в кружки по изучению Евангелия.

Здесь Кальвин проявил себя в 1533 г., когда обстановка стала сложной. В Париже и в ряде французских провинций произошли открытые нападения на католические реликвии, и правительство короля Франциска I не без основания возложило вину за эти выступления на университетских профессоров, подозревавшихся в "лютеранской ереси".

Ректор Сорбонны Николя Коп, сын личного врача Франциска I, произнёс речь, составленную при участии Кальвина. Речь стала поводом для гонений. В ней он сказал, что в религии Евангелие должно первенствовать над обрядами, а мир в церкви восстановит божественное Слово, но не меч.

Кальвину пришлось покинуть Париж, а затем и Францию, по которой он некоторое время странствовал, наблюдая, как возникают в провинции различные "секты", порождённые влиянием идей Реформации. Наиболее радикальной "сектой" были анабаптисты. Критике вероучительных принципов анабаптистов посвящено первое доктринальное сочинение Кальвина "О сне души", написанное в 1534 г.

Жизнь Кальвина в эмиграции началась в протестантском Базеле, где он был известен как Мартин Луканиус. В этом псевдониме можно усмотреть проявление личного уважения к Мартину Лютеру, с которым лично Кальвину встретиться не довелось. В это время здесь же, в Базеле, близились к концу дни великого гуманиста Реформации Эразма Роттердамского. В связи с этим позднее возникла легенда о встрече Кальвина и Эразма, которую трудно опровергнуть, но нечем и подтвердить.

В 1536 г. Кальвин принял приглашение Гийома Фареля стать проповедником в Женеве, и, возможно, одно из объяснений состоит в том, что влияние французской культуры в Женеве чувствовалось сильнее, чем в Базеле. Хотя Жан Кальвин стал "гражданином мира", горький мотив изгнания с родины часто слышится в его произведениях.

В этом же году в Базеле он издал свой главный труд "Наставление в христианской вере" (Institutiones Religionis Christianae), считающегося высшим достижением теологии Реформации. Если Мартина Лютера протестантская мысль чтит как великого пророка Реформации, то Кальвина - как великого создателя системы протестантских идей. "Наставление" и поныне служит энциклопедией принципов протестантизма, хотя было создано в XVI веке, когда в эпоху заката феодального общества Европа переживала могучий подъём культуры Возрождения, в ней сформировались нации и некогда единая Римско-католическая церковь раскололась на две - католическую и протестантскую .

Центральное место в теологии Кальвина занимают проблемы познания Бога как творца и суверенного правителя мира, а миссии Иисуса Христа - как искупителя. Кальвин даёт своё понимание истинно христианской жизни и средств, которые для неё необходимы. Одним из главных элементов учения Жана Кальвина стала его концепция "двойного предопределения". Он утверждал, что Бог ещё до сотворения мира по своей Премудрости предначертал всё, что должно совершиться, в том числе каждому человеку - его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным - спасение, вечное блаженство. Изменить этот приговор или избежать его человеку невозможно. Он способен лишь осознать, что в мире непрерывно и мощно действуют силы, не зависящие от желаний отдельных лиц. Чисто человеческие представления о доброте Бога здесь не годятся, человек может только с трепетом понять, что причины Божьего осуждения для него непостижимы. Ему открыто другое - веровать в свою избранность и молиться, смиренно готовясь принять любую волю Божью. Сомневаться в собственном избранничестве он не должен, ведь подобная обеспокоенность уже сама по себе является "сатанинским искушением", симптомом недостаточной веры в Бога .

Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о "мирском призвании" и "мирском аскетизме". Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином. Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой доход, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, жажда наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: "Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. "Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие" могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение" [цит. по: 1, с. 200].

Сознавая несказанное величие и славу Господа, как и свою малость, человек должен со всей энергией твёрдо и решительно действовать в этом мире, следуя заповедям и наставлениям Священного Писания. Он должен с максимальной полнотой реализовать своё "призвание" - дарования и возможности, заложенные в него Богом, которые проявляются во всей его деятельности. Бог сам как бы даёт человеку ориентир, свидетельствующий о его поддержке, о том, что человек верно понял своё "призвание" и на правильном пути осуществляет его - это успех или неудача его дела. Кальвин пользуется здесь понятиями "процветание" или "беда". Бог благословляет удачу, но её надо добиваться только честным и законным путём, не забывая о долге и перед Богом, и перед ближними. "Процветание" и "беда" являются испытаниями смирения и нравственных устоев человека. "Процветание", например, приводит к накоплению богатства (Кальвин не осуждает накопительство само по себе), но этот дар Бога нельзя обретать "ценой крови и пота других людей", то есть нарушая заповедь "не укради". Уже имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, но следует уделять от своего изобилия нужде другого. Бедняк, в свою очередь, должен стойко и терпеливо переносить свои испытания.

В целом религиозно-нравственные принципы учения Кальвина утверждают и стимулируют высокую активность личности, её трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в решениях, заботу об успехе дела при аскетичности собственных желаний - и всё это при не поддающейся логическим объяснениям твёрдой уверенности в своей избранности Богом. Учение Жана Кальвина о спасении и благочестии, которое включало этические нормы труда и представления об умеренном аскезе в светской жизни, было нацелено на воспитание внутренней дисциплины, собранности, бойцовских качеств человека.

Церковный культ, по учению Кальвина, требовал строгости и простоты. Отвергалось поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам. Из кальвинистских храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения, прекратилась органная музыка. Ничто не должно было отвлекать от сосредоточенной молитвы. В церковной службе главное внимание уделялось проповеди, пению псалмов.

Для устойчивости кальвинистской традиции имело созданное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличительное от системы католической иерархии. "Видимая церковь" состояла из общин, в которых действовал принцип самоуправления. Руководители общины избирались и контролировались её членами. Существовали четыре вида "служб": пасторы для проповеди, доктора (учителя) для сохранения чистоты учения, пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной, диаконы для надзора за церковным имуществом, сбора пожертвований и заботы о бедных. Дела общины обсуждались её руководством на совете старейшин - консистории, догматические вопросы - на конгрегациях, собраниях духовных наставников.

В соответствии с учением Кальвина большое внимание уделялось авторитету духовных пастырей и церковной дисциплине, которая не исключала самых строгих мер воздействия на её нарушителей. Сообщество верующих следовало твёрдо воспитывать и вместе с тем решительно ограждать от грехов и соблазнов .

Острая социально-политическая борьба угнетённых народных масс в Германии, отзвуки её в Швейцарии, опыт Цвингли и Лютера показали Кальвину, сколь опасно без всяких оговорок взывать к Евангелию и идеям раннего христианства, которые угнетённые массы понимали и толковали по-своему, усматривая в них обоснование своим требованиям. Поэтому Кальвин очень осторожно подходил к трактовке проблем государства и социально-политического устройства общества.

Кальвин порицал князей, монархов и феодалов за их насилия, произвол. Он утверждал, что если государь и правительство устанавливают тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют церковь, то рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием которой могут стать их собственные подданные. Но в то же время Кальвин всякое государственное устройство и власть, в том числе и феодальную абсолютную монархию, объявлял божественными. Право сопротивления тирании он признавал лишь за подчинёнными органами власти, церковью и представительными учреждениями, например Генеральными штатами. При этом сначала должны быть исчерпаны легальные формы борьбы и пассивное сопротивление; лишь в исключительном случае допустимо открытое неповиновение и свержение тирании.

Демократию Кальвин считал "наихудшей формой правления". Все свои симпатии он отдавал аристократической форме правления, т. е. по существу олигархии. Как компромиссное решение он допускал её сочетание с "умеренной демократией".

В соответствии с этими взглядами Кальвина власть в Женеве всё больше и больше сосредоточивалась в руках узкой группы лиц. Когда же кальвинизм вышел на широкую общеевропейскую арену и стал идеологическим знаменем ранних буржуазных революций, вопрос о характере политической и церковной организации решался по-разному, в зависимости от конкретной расстановки классовых сил и местных условий.

Жестоко ненавидел и преследовал Кальвин крестьянско-плебейскую ересь - анабаптизм. Требование крайних анабаптистов об установлении общности имуществ и отрицание ими властей он оценивал как "присвоение чужого" и "возмутительную дикость".

В то же время Кальвин оправдывал взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование самой жестокой формы эксплуатации человека человеком - рабства, которое стало получать всё более широкое применение в колониях.

Кальвинизм сложился, таким образом, в стройную и последовательную систему взглядов буржуазии эпохи первоначального накопления.

В Женеве была создана консистория, фактически подчинившая себе светскую власть и учредившая придирчивый полицейский надзор за поведением и жизнью горожан.

Это было временем наивысшего могущества Кальвина, когда и женевская церковь и магистрат полностью склонялись перед его авторитетом.

Кальвинистская консистория столь же нетерпимо, как и католическая церковь, относилась ко всякому проявлению инакомыслия, особенно если имела место оппозиция народных масс (в частности, анабаптизм). Недаром Женева слыла протестантским Римом, а Кальвина нередко называли женевским папой. Анабаптистов либо высылали из города, либо казнили. В 1553 г. Кальвин лично добился ареста и осуждения случайно оказавшегося в Женеве крупного испанского учёного-гуманиста Сервета, естествоиспытателя и анатома, близко подошедшего к открытию кровообращения. Сервет "осмеливался" критиковать в своих книгах кальвинистские догматы и поддерживал связь с анабаптистами. Сожжение Сервета, вызвавшее недовольство в кругах образованного общества, побудило Кальвина опубликовать специальный трактат, где он "обосновывал" право церкви истреблять вероотступников. "Бог,- заявлял Кальвин,- не щадит целые народы; он велит до основания разрушать города и уничтожать следы их; мало того, он приказывает ставить трофеи победы в знак проклятья, чтобы зараза не охватила остальной земли" .

В истории Женевы при Кальвине подчёркивается факт существенного изменения моральных норм городского сообщества. Романисты охотно изображали превращение почти вольного феодального города в унылую вотчину придирчивого "женевского папы", но для многих современников Женева служила "лучшей школой Иисуса Христа, когда-либо встречавшейся на земле с апостольских времен" (Дж. Нокс) [цит. по: 3, с. 4].

«Предопределение Кальвина сделалось машиной для фабрикации мучеников.… Если где-нибудь в Европе требовались кровь и мучения, если нужен был человек для сожжения или колесования, этот человек уже стоял наготове в Женеве - он поднимался и шёл на смерть, прославляя Бога и распевая псалмы». Жюль Мишле

В 1517 г., в Германии, проповедник и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483-1546) публикует одно из первых и одно из важнейших своих сочинений: «95 тезисов». Продолжая грандиозную задумку Яна Гуса, Лютер начинает дело, волной прокатившееся по всей Европе - реформу церкви - называемую в истории Реформацией и имеющую глубокие последствия.

Реформация затронула жизнь Англии, Франции, Германии, Северо-западной и Северной Европы - страны, где новое движение больше всего проявило себя, хотя не совсем так, как мечтали сами реформаторы.

Все приверженцы Реформации называли себя протестантами (выражали протест против существующей церкви). Два крупнейших направления протестантства были: лютеранство (в большей мере распространилось в Германии, Северо-западной и Северной Европе) и кальвинизм (во Франции).

За восемь лет до «95 тезисов» Мартина Лютера, 10 июля 1509 года, в Нуайоне (город в Пикардии), в семье епископского секретаря Каувина, родился мальчик, ставший в будущем, наряду с Лютером, Цвингли и др., одним из знаменитейших реформаторов. В историю он вошёл с именем Жан Кальвин, так как позже латинизировал свою фамилию, как это было принято у учёных.

Его мать умерла очень рано, а отец, вечно погружённый в работу, мало обращал внимания на Жана, его братьев и сестер. Вскоре умного мальчика замечает одна из нуайонских аристократических семей, в которой он и воспитывался. Позже это проявилось в его проповеднической деятельности: в отличие от Лютера, у Кальвина всегда были утончённые, аристократические манеры. Отец хотел направить Жана по своим стопам, и в 1521 году он добивается, чтобы сыну дали пребенду - доход на содержание духовных лиц - и в 1523 году Жан Кальвин переезжает в Париж.

Именно в столице Франции формируется характер и мировоззрение будущего реформатора. Сначала он учится в коллегии Ламарше, где на него обращает внимание один из учителей, приверженец новых реформационных идей, Матюрин Кордье. Свое обучение Кальвин продолжает в коллегии Монтегю. (Интересно, что несколько лет спустя в этой же коллегии учился человек, сыгравший совершенно противоположную роль в истории Реформации - Игнатио Лойола).

Кальвин живет в Париже и под покровительством Кордье изучает грамматику и диалектику. Однако вскоре, по совету отца, Жан переезжает в Бурже, где, один из самых известных юристов тех времен, Альциати, преподает ему юриспруденцию.

В новом университете характер Кальвина становится более открытым и общительным, его замечают другие учителя. Одним из них был Мельхиор Вольмар, гуманист, приверженец Реформации, человек, оказавший огромное влияние на молодого Кальвина. Именно он предлагает Жану заняться теологией.

В 1531 году умирает отец Кальвина, что освобождает его от обязанности изучать нелюбимые для него науки. Он начинает углубленное изучение теологии. В это же время Сорбонна осуждает Лютера в ереси, что еще больше повлияло на его популярность. По всей Франции начинают распространяться листовки, обличающие сорбонистов. Теология становится модной наукой. Возможно, что именно в это время Кальвина посещают первые религиозные сомнения. Под влиянием учения Лютера он изучает Библию, усваивает идею оправдания веры. Жан даже сам пробует выражать новые идеи, он проповедует в соседнем городке Линьере. Спустя некоторое время Кальвин встречается с известным реформатором Буцером и знакомится со своим будущим соратником и биографом Теодором Де Беза (1519-1605). Некоторые историки считают, что уже тогда Кальвин полностью переходит на сторону Реформации и складывается его учение. Однако, это мнение ошибочно. Хотя Кальвин и начинал сомневаться в католицизме, но с его любовью к порядку, привитой юриспруденцией, он считал, что устранение церковного авторитета приведет к хаосу. Жан Кальвин был сторонником так называемой «легальной» оппозиции к папству и стремился не к разрушению, а к очищению церкви. Его больше привлекает «спокойная» слава Эразма Роттердамского. Кальвин хочет оставить свой след в науке и поэтому переезжает снова в Париж, где продолжает свое обучение.

Несмотря на свое плохое материальное положение, он пробует себя и на литературном поприще, в то время почти не приносящего дохода. В 1532 году выходит в свет первый научный труд Кальвина - комментарии к трактату Сенеки «О кротости», где, наряду с самими комментариями, он указывает на несовершенность правосудия того времени и злоупотребления правительства. Особенно он порицает принцип абсолютизма власти, говоря, что опора трона исходит из любви и благосостояния подданных. Кальвин очень рад успеху своего первого произведения. Он рассылает экземпляры всем своим друзьям, прося их о помощи в распространении книги. Однако это была первая и последняя философская работа Кальвина.

В это время в Европе все чаще и чаще происходят маленькие победы реформаторов. Вдохновленный этим, Кальвин снова обращается к изучению религиозных вопросов. Возможно, именно в это время, окончательно осуществляется его переход на сторону Реформации. Кальвин пишет предисловие к псалмам, где говорит о себе: «В какой бездне заблуждений погрязла моя душа! Но тогда, о, Боже, я сделал то, что было моим долгом, и со страхом и слезами, проклиная свою прежнюю жизнь, направился по твоему пути».

Очень быстро Кальвин становится во главе евангелической общины Парижа. В своих пламенных речах он громил папство, проповедовал учение об оправдании верой, отрицал исповеди, индульгенции и излишнее роскошество церкви.

Это время было сравнительно благоприятное для Реформации во Франции, так как на троне сидел король Франциск I, который был покровителем наук и искусств, а под влиянием своей сестры Маргариты Наваррской снисходительно относился к протестантам. Католическая лига не могла полностью перетянуть короля на свою сторону. Пользуясь этим,

Кальвин делает попытку вызвать движение Реформации «сверху». В 1533 году одного из друзей Кальвина избирают ректором Парижского университета, который при вступлении в должность произносит речь, написанную Кальвином, где, хотя и не прямым текстом, осуждались теологи Сорбонны и проповедовались основные принципы Лютеранской теологии.

Сорбонна была возмущена. Французский парламент принял ее сторону. На Кальвина, как на автора речи, началась «охота», и проповедник бежит из Парижа.

С этих пор у Кальвина начинается беспокойная жизнь. Биографы разукрасили этот период жизни реформатора разнообразными романтическими сюжетами, скорей всего не имеющей действительной исторической подоплеки. Поэтому об этом времени деятельности Кальвина известно очень мало. Сначала он путешествует по южной Франции, где довольно успешно проповедует. Затем он отправляется в родной Нуайон, где отказывается от своих приходов. Известно также, что некоторое время он проводит при дворе Маргариты Наваррской в Нераке. Там же он заканчивает свое первое теологическое произведение «Сон душ», в котором нападкам подвергаются распространившееся тогда учение анабаптистов. Эта секта утверждала, что души людей после смерти пребывают во сне до наступления страшного суда.

Через некоторое время Кальвин возвращается в Париж, так как Маргарита Наваррская договорилась с королем о прекращении «дела об университетской речи». Но все было не так уж хорошо для Кальвина. Спокойному сосуществованию католицизма и протестантства помешали беспорядки в среде самих реформаторов. Во-первых, наряду с учениями Лютера и Цвингли, из Германии во Францию проникало множество сектантских учений (анабаптистов, антитринитариев и др.). Некоторые из них не только враждовали с католицизмом, но и переворачивали каноны христианства. Во-вторых, не довольствуясь мирной пропагандой своего учения, приверженцы Реформации начали проводить враждебные папству демонстрации, совершали разорение церквей, что было похоже на Крестьянскую войну в Германии (1524-1525). И Кальвин, и Лютер осуждали подобные события. В Париже появились, так называемые, «летучие» листки, в которых осмеивалось папство и в оскорблениях говорилось «о великих и отвратительных злоупотреблениях папской мессы». Листки ночью развешивали на дверях монастырей, на воротах Сорбонны. Везде доказывалось, что католики только профанируют таинство причащения. Этого король вместе с католической лигой стерпеть не могли. И в 1535 году Франциск I с солдатами и с огромной толпой народа прошел по улицам Парижа к епископскому дворцу, где заявил, что не потерпит оскорблений. Этой же ночью в городе запылали костры, на которых погибли шесть осужденных протестантов.

Кальвину было опасно оставаться во Франции, поэтому он со своим другом Тиллье переходит границу и добирается до Страсбурга, где можно чувствовать себя спокойно. Но вскоре Кальвин перебирается в Базель и решает там поселиться окончательно. В окружении гуманистов, среди которых бы Эразм Роттердамский, он занимается переводом Библии на французский язык. К переводу Кальвин пишет предисловие, где, как и Лютер, он заявляет, что изучение Библии является самостоятельным правом каждого верующего.

Но вести, приходящие с родины, тревожат его. Франциску I для победы над своим вечным врагом, королем Испании Карлом V, нужна помощь протестантских князей. Поэтому он заявляет, что все гонения в Париже были направлены против сект с их антимонархическими претензиями. Тогда Кальвин решает помочь своим оклеветанным соратникам и заканчивает давно подготавливаемый труд «Наставления христианской вере». Первоначально «Наставления» были задуманы, как краткое популярное изложение принципов нового учения, но ввиду сложившихся обстоятельств, труд был подвергнут некоторым изменениям. В 1536 году в Базеле выходи первое издание «Наставлений», состоящее из 6 глав, а в 1559 году книга состояла из 4 томов, включавших 80 глав. Кальвин всю свою жизнь дополнял книгу, включая в нее все новые принципы. За латинским изданием всегда следовал французский перевод. «Наставления» можно назвать первым образцовым памятником французской прозы, так как до Кальвина ученые сочинения писались на латинском языке. Многие считают «Наставления» самым выдающимся произведением эпохи Реформации. Мысль и попытки изложить основные теории протестантизма были и до Кальвина, но никто не смог создать такой цельный труд. В книге отражается и характер самого Кальвина. Можно заключить, что по сравнению с Лютером Кальвин более радикален. Германский реформатор, выросший в католицизме и пропитанный его духом, так и не смог отрешиться от старой религии, он признал бы и Папу, не мешай тот ему проповедовать. Кальвин же сделал шаг к новой религии, уже не бросая взглядов назад. Он признает единственный авторитет - Священной писание. Центральный пункт Мартина Лютера - учение об оправдании верой, рассматривается и как важнейший пункт кальвинистской догматики, однако Кальвин продвигает его дальше и делает его более решительным и безвыходным для самого человека. Немец доказывает, что спасти человека может только одна вера в спасительный подвиг Христа, да и то вера считалась подарком Бога. Кальвин, мысля логически, приходит к тому, что если вера является благодатью Бога, то и спасение человека зависит только от Божественной воли. Человек всецело зависит от Бога, свободы воли человека нет, спасение не полагается даже только на веру. Истинно верующим может быть человек «избранный» Богом. Поэтому, несмотря на свои плохие или хорошие дела, человек обречен либо на спасение, либо на не спасение. Бог сам, по мнению Кальвина, толкает к злу. Дьявол же может только искушать и мучить по велению Бога, но никогда не одержит победы. Но реформатор, сам, понимая безысходность этой идеи, которая к тому же открывала произвол желаниям человека, заявляет, что никто не может и не должен предвидеть тайну божественного решения и не может знать «избран» он или нет, но обязан добиваться этого своим безупречным поведением, чтобы быть достойным являться спасённым. «Человек падает, - говорит Кальвин, - потому что так постановлено свыше, но грешит он по собственной вине».

Из этого учения выходила и теория церкви по Кальвину. Он полагал, что истинная церковь состоит только из «избранных», но так как никто не знает, избран он или нет, то получается, что все люди входят в церковь. Эта всеобщая церковь является оболочкой той настоящей, главной. Каждая община должна пользоваться самоуправлением в делах веры. По Кальвину церковь должна иметь некое олигархическое устройство. Носителями церковной власти являются проповедники - пасторы. Они избираются всеми, но решающий голос отдаётся другим проповедникам, по этому власть оказывалась в руках немногих. Лютер подчинил церковь государству. Кальвин же расходится с германским реформатором во мнениях: государство установлено Богом и должно быть строгим и справедливым. В сущности, и церковь, и государство преследуют одну и туже цель - духовное самосовершенствование и совершенствование подданных. Поэтому государство должно нести Слово Бога, карать неверных, защищать угнетённых и поддерживать спокойствие и порядок. Но смешение светской и духовной власти противно Слову Бога. Государство должно всеми силами поддерживать церковь, таким образом, государство, как и в католицизме, является теократическим. Подданные должны подчиняться власти и могут протестовать только в том случае, если действия властей противоречат Богу. Из этого следует, что в принципе подданные терпят все притеснения государства и выражают покорность, так как оно создано и поставлено Богом. В вопросе богослужения Кальвин опять уходит дальше Лютера, он отменяет все праздники в честь святых, оставляя только воскресный день, католическая месса упразднена, статуи и иконы причисляются к идолопоклонству, Кальвин отменяет даже церковную музыку.

Ещё в одном из знаменитейших разделов «Наставлений» Кальвин оспаривает тезисы Лютера и Цвингли о евхаристии (греч.- благодарение) - таинства священного причащения, принесение великой жертвы Тела и Крови Христа. Лютер говорит о реальном существовании Христа в евхаристии («сие есть тело мое (хлеб)» и «сие есть кровь моя (вино)»). Цвингли утверждает, что «есть» равно «знаменует» и потому проповедует символическое значение таинства. По мнению Кальвина, при евхаристии сообщается субстанция Божественной благодати, если конечно причащающийся «избранный».

Скорее всего, Кальвин не подозревал, что ему придётся осуществлять свои идеи на практике, он решил, что будет разоблачать папство только на бумаге.

«Наставления» производят фурор среди реформаторов и ужасное негодование со стороны церкви. Кальвин даже вынужден на время покинуть Базель. В 1536 году он проповедует в Ферраре Рене Феррарской, дочери французского короля Людовика XII и полностью склоняет её на сторону Реформации, с тех пор между ними завязывается оживлённая переписка. Однако Кальвин недолго пробыл в Италии, так как на него обращает внимание инквизиция, и уезжает во Францию. В это время идёт война с Италией, и, чтобы объехать спектакль военных действий, реформатор едет через Савойю и попадает в Женеву.

Как ни странно, в Женеве уже прошли первые религиозные войны. Сначала они проходили просто как политические столкновения патриотичных жителей Женевы под предводительством епископа с герцогом Савойским. Но из Берна туда начал проникать протестантизм, а в 1532 году в город попал один из знаменитейших проповедников - Фарель, который начал активную проповедь Евангелия. После нескольких разочарований и поражений он, однако, смог пополнить партию Женевских протестантов. Огромную поддержку ему оказывал Берн, уже полностью покорившийся новой религии, на помощь в борьбе с католическим герцогом город выслал небольшую армию, состоявшую исключительно из лютеран. В 1536 году между Женевой и Берном был заключён «вечный мир». Женева признаётся независимой, но обязуется не искать союза с другими государствами без совета с Берном. Ручательством в сохранении мира должно служить полное единомыслие в делах веры. Но всё обернулось другой стороной. В Женеве протестантизм проповедовался в основном из тщеславных интересов правительства. Город открыл ворота разбойникам, грабителям монастырей, прикрывающихся под маской нового учения. Протестантство в Женеве походило скорее на антиклерикализм. На месте разрушенного строя, должен был быть воздвигнут новый. Но Фарель не мог один справиться с этим.

Приехав в Женеву, Кальвин встречает своего старого друга Тиллье, и через последнего весть о приезде автора «Наставлений» передаётся Фарелю. Положение этого проповедника было очень сложным. После победы протестантизма он являлся лишь управителем церкви и всецело зависел от Совета - главного управляющего органа в городе. Фарель настаивал на наведении дисциплины, чтобы все в намеченный срок посещали проповедь, старался поднять уровень образования в школах. Но его строгость вызывала ропот населения, да и Совет подозрительно относился к реформам. Члены Совета хотели полностью подчинить церковь государству. Фарелю не хватало организаторского таланта, и он просит Кальвина остаться. После долгих уговоров, пламенных речей Фареля, французский проповедник соглашается помочь в наведении порядка в церкви. На некоторое время Кальвин уезжает в Базель, но потом, завершив там свои дела, возвращается.

Два реформатора Женевы полностью дополняли друг друга. Фарель - пылкий, обладающий ораторским красноречием, увлекающий за собой людей, поддерживался четкой рассудительностью, ученостью и точностью Кальвина. Им содействовал третий человек - Вире - тоже обладающий блестящим красноречием, однако больше успокаивающий, чем возбуждающий публику.

Сначала Кальвин не особо выделялся на арене борьбы и только всё время сопровождал Фареля на диспутах и проповедях. Но он делал колоссальную работу в практическом управлении. Церковь действительно находилась в плачевном состоянии, и проповеди Кальвина начинали иметь большой успех. Совет принимает его под свою опёку и выплачивает ему жалование.

В 1536 году Кальвин составляет катехизис, где излагались идеи кальвинизма, в сущности, это был конспект «Наставлений» для горожан. Катехизис с успехом начинает преподаваться в школах. После этого Кальвин составляет евангельское исповедание в 21 тезисе.

Но письменных мер оказалось недостаточно. Французский реформатор настаивал на введении отлучения от церкви, как сильного средства для введения дисциплины. Чтобы не профанировать причащение и не осквернить это таинство, Совет должен выбрать несколько людей глубоко приверженных протестантизму. Этим доверенным людям даются участки города, где они следят за нравственностью граждан и отлучают их от церкви за непослушание, если же это не исправит виновного, его отдают гражданским властям.

Как ни странно, 16 января 1537 года Совет сочувственно отнёсся к требованиям Кальвина и Фареля и провёл ряд реформ, обойдя только отлучение от церкви. Несмотря на требовательность реформаторов, катехизис был принят единогласно.

Кальвин всё больше и больше начинает оказывать влияние на Совет. Часто он с Фарелем приходит в зал заседания и читает проповеди. Совет же всё более строго относится к нарушителям нравственности. Были запрещены роскошные костюмы, шумные публичные увеселения, танцы, азартные игры. И богатые, и бедные одинаково подчинялись закону. Католический культ искоренялся полностью. Всякий, у кого находили иконы, чётки или другие подобные элементы старого учения подвергался строгим наказаниям.

В итоге горожане, которые сначала доброжелательно относились к проповедникам, начали проявлять негодование. Первым признаком надвигающихся неудач было появление в Женеве анабаптистов. Фарель решил устроить им диспут, после долгих споров не победил никто и Совет просто приказал сектантам покинуть город, под страхом смертной казни. Однако приверженцы данного учения всё же остались в Женеве. В это же время Кальвина обвиняют в отрицании Святой Троицы (арианизме). Обвинил его в ереси проповедник Евангелия Кароли. Это нападение в большей степени потрясло Кальвина тем, что его обвинял протестант. Срочно созвав Совет, француз с таким жаром нападает на оппонента, что Женева и Берн выдают ему письменное удостоверение его правоты.

Оппозиционная партия всё возрастала, подкрепляясь Женевскими патриотами, не хотевшими принимать новую формулу веры. Совет даже отказался изгонять бунтующих из-за их огромного количества. Противники проповедников заявляли о себе всё громче и громче. Только лишь Совет не позволял им нападать на иностранцев.

Однако вскоре подвернулся удобный случай. Оппозиция не замедлила воспользоваться вопросом о «бернских обычаях». Бернская церковь, при принятии нового учения, всё-таки сохранили отголоски католицизма, оставив пресный хлеб для причастия, камни при крещении и четыре главных праздника. По Женевско-бернскому договору Берн требовал, чтобы и Женева приняла эти условия. Но Кальвин и Фарель были более радикально настроены и «обычаи» принимать не хотели. Этим и воспользовались оппозиционеры, объявив, что они борются за внедрение «бернских обычаев».

Вскоре наступило 3 февраля 1538 года - выборы нового Совета. Как не старались проповедники, в новом Совете было большое количество противников. И уже на Пасху, когда Кальвин отказался причащаться по католическому обряду, Совет запретил ему и Фарелю проповедовать. Но всё же Кальвин в назначенное время входит на кафедру. Оскорбленный неповиновением Совет принимает решение об изгнании и Кальвина, и Фареля из Женевы. С гордыми лицами проповедники уезжают из города и сразу отправляются в Берн просить помощи.

Берн, понимая, что такой поворот событий может привести к очень плохим последствиям, как, например возрастание католической партии в Женеве, или же вообще отрыв этого города от Реформации, приняли проповедников довольно милостиво. Кальвин жаловался на подготовленную интригу, на то, что он не отказывался от «обычаев», а только не хотел профанировать таинство. Берн отправляет делегацию в Женеву, откуда пришли дурные для реформаторов вести: женевцы ответили, что Кальвин представил дело в ложном свете. Тогда реформаторы обращаются в Швейцарский Синод, заседавший в Цюрихе. Там Кальвин заявил, что реформации в Женеве грозит опасность и выдвинул 14 статей, на условии которых он вернулся бы к проповедничеству в городе. Но и эта попытка оказалась неудачной, женевцы снова доказали посланникам, что Кальвин не прав. И действительно: реформация в городе шла нормальным ходом. Фарелю и Кальвину вообще запретили появляться в Женеве. Решение от 23 апреля отменено не было. Испытывая разнообразные унижения, проповедники покидают Берн и уезжают в Базель, а оттуда Фарель едет в Невшатель, а Кальвин, по приглашению Буцера, отправляется в Страсбург.

Этот город не даром протестанты называли «Новым Иерусалимом». Страсбург очень сочувствовал новым течениям. Там были общины почти всех существующих христианских конфессий того времени. Кальвин быстро стал лидером во французской общине города, а также лектором академии и проповедником при церкви Святого Николая. Общине предоставлялась полная свобода действий, и именно в Страсбурге Кальвину впервые удалось установить свой порядок. Уже в первый месяц своей деятельности он ввёл ежемесячное причащение, отлучение от церкви, при необходимости, и пастырей, присматривающих за нравственностью. Кальвину удалось ввести дисциплину, которой удивлялись немецкая и другие общины в городе. Велики были его успехи и в проповедях, его приезжали слушать даже из Англии.

В 1539 году Кальвин отправляет в печать самую значительную переработку «Наставлений», а также издает толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии», последняя книга была написана на французском и предназначалась для обыкновенной публики. Но материальное положение Кальвина в Страсбурге было не лучшим. Большие затраты требовались на издание книг, ему даже пришлось продать свою Женевскую библиотеку. Жалование страсбургского совета было небольшим. Кальвин, очевидно, решает остаться в городе на долго и принимает гражданство, записавшись в цех ткачей. Тут же, в Страсбурге, он встречает свою будущую жену, это была Идилетта Штёрдер, вдова одного из обращенных Кальвином анабаптистов.

На сеймах, проходивших в это время в Германии, в Регенсбурге, Вормсе, Франкфурте, Гагенау, реформатор встречался и общался со многими знаменитыми теологами (именно тогда Кальвин сближается с Меланхтоном). Французский проповедник очень надеялся на эти сеймы. Это было спокойное для протестантов время, на католическом фронте было уныние, и была надежда, что Папа пойдет на уступки. Кальвин хотел с помощью сеймов собрать в союз всех протестантских князей. Он пытался даже сблизить их с королём Франциском I, для борьбы с Карлом V, за что получил благодарность из Франции. Вначале всё шло как будто хорошо, Кальвин издавал анонимные брошюры против папства, призывая протестантов к объединению. Однако вскоре выяснилось, что это ни к чему не привело. Не состоялось ни соглашение с католиками, ни соединение князей. Главным камнем преткновения между протестантов был вопрос о причастии. Лютер толковал его не так как Кальвин. Француз вообще не мог сойтись с немцами, считая их ещё полностью не освободившимися от элементов католического учения и возмущаясь отсутствием дисциплины в их устройстве общества.

Хотя проповедник и не проявлял того, что хотел возвращения в Женеву, но роль простого пастыря маленькой общины его не устраивала, тогда, как в Женеве он мог управлять целой протестантской «республикой». Кальвин из Страсбурга и Фарель из Невшателя зорко следили за оставшимися в швейцарском городе кальвинистами. Основную их силу составляла организованная Кальвином коллегия проповедников, которая начинала всё громче и громче заявлять о себе. Тогда Женевский совет предпринял уже отработанный ход, потребовав раздавать причастие «по-бернски», а тех, кто отказался, изгоняли из города. После этого Совет издаёт ряд строгих законов, которые, однако, не приводят к укреплению дисциплины, неудовольствие народа начинало возрастать. Анархия росла, и вместе с этим люди начали всё чаще вспоминать порядок Кальвина.

В это время попытку обращения Женевы от Реформации предприняли католики. В Лионе собралась конференция прелатов, которая решилась написать обращение к Женеве и выбрала для этого кардинала и епископа Карпантра, одного из образованнейших людей своего времени, сочувствовавшего некоторым идеям Реформации и гуманизму - Садолета. Он даже вел дружбу с Меланхтоном и был не против реформы церкви, но при условии признания главенства Папы. С пафосом Садолет рисует преимущества католической церкви, мягко упрекает женевцев в наивности и приглашает их вернуться старую церковь. Особенно сильный эпизод - заключение послания, где описывается Страшный суд, на котором встречаются представители старого и нового учения. Первые указывают на почитание отцов церкви, существовавшее в течение многих веков, другие же осуждают всё это. Женевский совет принял обращение и обещал, что рассмотрит его. Католики приободрились, в самом городе появились те, кто был за Садолета. Множество ранее изгнанных вернулись обратно. Понимая, что это может нанести удар по Реформации, Совет готовит ответ, но соперник очень силен. Всё чаще и чаще в городе начало раздаваться имя Кальвина.

1 сентября 1539 года появился ответ Садолету, но пришел он из Страсбурга. Ответ этот был написан Кальвином и является одной из лучших работ реформатора. Садолет отмечает единство и старшинство католичества, Кальвин же заявляет об испорченности церкви, снимая вопрос. Итальянец только мельком касается догматических вопросов, а француз выдвигает их на первый план. Шаг за шагом Кальвин разбивает оппонента. Защищая себя, он объявляет, что венцом всему служит Божественная воля. Защищая свою деятельность, он отсылает Садолета к внимательному прочтению катехизиса. А заканчивается ответ Кальвина, в противовес описанию Суда, словами: «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что слово Божье намеренно утаивается от сынов церкви, что же мне оставалось делать?.. Если нельзя назвать изменником того, кто, видя расстройство воинов, поднимает знамя полководца и снова строит их в ряды, то неужели я заслуживаю этого названия, я, который, видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа?». На этот ответ из Лиона возражений не последовало. Конференция разъехалась, и католики на некоторое время притихли. Кальвинисты ликовали. Это способствовало примирению Кальвина и Женевы.

В Женеве оппозиционеры сильно скомпрометировали себя. Жан Филипп - главный синдик - отдал часть женевских владений Берну, за что был казнён, после эта же участь постигла и других трёх членов Совета, а в выборах нового победили кальвинисты. Начинаются долгие решения по возвращению Кальвина. Женева отправляет посланника Амми Перрена в Страсбург. Там посол уговаривает теологов давление на Кальвина, дабы тот вернулся обратно. После согласия Страсбурга Перрен отправляется в Вормс, где тогда находился сам реформатор, и после долгих уговоров

женевцев, теологов и Фареля, угрожающего Божьей карой, Кальвин как победитель, на должности восстановителя церкви соглашается вернуться в Женеву. А после того, как и страсбургские, и бернские власти дают ему разрешение, Кальвин торжественно въезжает в «покорённый» город.

Женева долго готовилась к встрече, вернули многих изгнанных, как, например Матюрина Кордье. Семья Кальвина за деньги города была переведена в новую квартиру, данную Советом, жалование проповедника увеличилось почти в два раза. Совет также постарался восстановить все реформы Кальвина, отменённые после изгнания. Сам реформатор, всегда отличавшийся раздражительностью, педантичностью, нетерпением к ошибкам чужих, при приезде проявляет кротость и гуманность, он пощадил прежних проповедников и не стал изгонять оставшихся оппозиционеров.

Уже на первом совете Кальвин заявляет о том, что он начинает наводить порядок в церкви. Ему была предоставлена комиссия из шести человек, которая помогала ему осуществлять реформы, пока только на теоретическом уровне. Через некоторое время были готовы церковные ордонансы, предоставленные Совету. У многих членов Совета реформы вызвали плохие предчувствия, однако ордонансы были приняты беспрекословно. Позже их приняли и другие управляющие органы - Совет двухсот и Генеральное собрание граждан. Но всё-таки Кальвина попросили сделать уступки Совету, и, после небольших исправлений, ордонансы издаются. Это был полный кодекс будущей церкви.

Рассмотрим эти церковные реформы. Кальвин разделил всех людей, причастных к церковным делам, на четыре должности: проповедники, учителя, старейшины и дьяконы. Главными в церкви были проповедники. По ордонансам это «слуги Божественного слова». Проповедник должен учить, причащать и проповедовать. Он обязан пройти испытание в учрежденной коллегии проповедников, где удостоверятся в его правоверности, безупречной нравственности и умение нести слово своей религии не кальвинистам. После всех испытаний будущий проповедник предстаёт перед Советом, который высказывает своё мнение и оповещает все остальные правительственные инстанции, а также горожан, хотя последнее было всего лишь формальностью, так как ни один человек не мог сказать ничего против выбора церкви. После принятия в должность проповедник не имеет права выезжать за пределы города без согласия на то Совета, не имеет права он и требовать смены должности. Совет мог лишить проповедника должности только за открытую ересь или преступное поведение. В одной из статей ордонансов, Кальвин не порицает материальную обеспеченность духовных лиц, считая это признаком большей независимости духовного сословия. По этому вся городская община должна помогать проповедникам и в финансовой части. Кальвинистское духовенство, как и католическое, имеет право вмешиваться во все сферы жизни подопечных. Оно обязано управлять всей религиозно-нравственной жизнью общества. По этому были созданы некоторые организации. Коллегия проповедников или конгрегация собиралась еженедельно. Её целью было «охранение чистоты и единства учения». Здесь обсуждались различные теологические вопросы, новые реформы, здесь же был суд для обвиняемых духовников. Этот духовный совет, собиравшийся под предводительством Кальвина, решало и множество политических проблем, решающее слово предоставлялось французскому реформатору, то есть он являлся фактически правителем Женевы. Другое учреждение Кальвина это консистория или коллегия старейшин. Это было и духовное, и светское учреждение, представляющее нечто среднее между инквизицией и судом. В консисторию входили все проповедники и ещё двенадцать горожан - старейшин. Они должны были преследовать богохульство, безнравственность, отступления от веры. Старейшины, надзирали за жизнью каждого члена общины, и, вместе с проповедниками, выносить наказания. Чтобы членам консистории было легче выполнять свои обязанности, им дали право входить в любую квартиру, а ежегодно проводить обход всего города. Когда служитель находит какой-нибудь признак нарушения нравственности или порядка, он обязан донести об этом консистории, через которую дело передаётся в судебный трибунал. Консистория существовала отдельно от других инстанций. Его работа была беспристрастна, так как старейшина совмещал в себе сразу три должности: он обвинял, он докладывал, и он же выступал судьёй. Учреждение было полностью независимо и в финансовой сфере, старейшины получали жалование из штрафных денег.

Помимо церковных реформ, Кальвин издал ряд законов наводивших порядок и в светской власти. Уже к 1543 году, когда были выполнены все церковные преобразования, реформатор установил точные рамки деятельности всех государственных органов, обязанности должностей. Он поставил новый строгий религиозный аристократический характер Женевы. Небольшим дисциплинарным преобразованиям подверглось и судебное дело. Кальвин пишет инструкции даже для пожарных, строителей, ночных сторожей.

Вся эта педантичность приводит к полному изменению Женевы. Из шумного, весёлого города она превращается в тихий огромный монастырь. Кальвина можно назвать теперь «женевским Папой», его слово решающее, он отдаёт распоряжения и собирает всю власть в руках немногих. Генеральное собрание граждан почти ликвидируется, Совет двухсот уходит на задний план, главный Совет затмевается коллегией проповедников. Власть сосредотачивается в руках малого собрания из двадцати пяти человек. Женева превращается в «монастырскую» олигархическую республику.

Но наряду с дисциплиной и спокойствием, существовала ещё и обратная сторона жизни в городе. При строгости порядка система наказаний тоже была не мягкой. Читая ордонансы, мы видим: смерть богохульнику, смерть подрывателю строя государства, смерть сыну, поднявшему руку на отца, смерть изменникам, смерть еретикам. Всё это не могло остаться без последствий, так получилось, что в сравнительно небольшой промежуток времени в Женеве произошло пятьдесят восемь смертных казней и семьдесят шесть декретов об изгнании, больше чем во всей Европе. Однако это только законченные процессы, само судопроизводство было ещё более жестоким, пытка считалась необходимым при допросе. Все судебные власти Женевы того времени придерживались мнения о том, что осуждение невинного - меньшее зло, чем безнаказанность виновного, по этому множество людей привлекались только за подозрение.

Особенный произвол суда можно было увидеть во времена эпидемии чумы, охватившей тогда всю Европу. Распространение болезни приписывалось отдельным людям, «отравителям», которых обвиняли в колдовстве. В 1545 году все темницы были пере полнены, пленных уже некуда было сажать. Эти процессы «отравителей» продолжались очень долго и с всё более нарастающей жестокостью, пока сам Кальвин не высказался против них.

Французский реформатор вносил свои исправления и ограничения во все сферы жизни. Он даже определял цвет и фасон костюмов, законы женской причёски и количество еды на столах. Исчезли все увеселения - театры, ярмарки, игры. Были созданы так называемые аббатства, в которых женевские граждане могли провести свой досуг и удовлетворить потребность в общении. Хозяин заведения следил за тем чтобы гости садились за стол с надлежащей молитвой, за нравственностью посетителей.

Женева, по определению французского историка Мишле, стала «городом духа, основанным стоицизмом на скале предопределения».

После военного поражения Цюриха центр реформаторского движе-ния в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:
1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции;
2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом;
3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;
4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.
Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?
Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.
Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.
В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.
В первые годы (1536-1537) в городе Женеве было неспокойно. У власти в Женеве в это время находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!
Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.
В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.
Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.
В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. «Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы ока-заться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.
Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.
По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраиваю-щая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые тол-стосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.
Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.
Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.
Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».
За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор.
Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма». Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?
Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы.
Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. «Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.
Это отразилось на политических взглядах женевского . Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.

(Calvin, или Cauvin), основоположник одного из главных течений протестантизма , родился 10 июля 1509 года на севере Франции, в Пикардии, в городке Нойоне. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но уже отец выдвинулся на почетное место прокурора и синдика местного соборного капитула. Способный к ученью мальчик был предназначен отцом сперва к духовному званию. Обеспеченный бенефицией, Жан получил возможность продолжить свое образование в лучших парижских коллежах. Сдержанный, строго замкнутый, целомудренно-нравственный юноша легко выделился своим острым умом среди товарищей, но не снискал их любви; он обличал их мелкие грешки, за что получил даже насмешливое прозвище «винительного падежа» (аккузатива).

Портрет Жана Кальвина

Следуя указаниям отца, затем усердно изучал право, слушая, между прочим, лекции гуманиста Альциати. Молодой ум привыкшего к контроверзам пикардийца подвергается тщательной закалке, мысль приобретает стройность и ясность, изощряется диалектика. Рано оторванный от семьи, весь ушедший в занятия, этот, по-видимому, сухой книжник умеет найти себе близких по духу среди товарищей и, холодный к отцу, к родине, способен на прочную дружескую привязанность. Под кажущейся холодностью таится страстная воля, непоколебимая уверенность в добытых путем упорного умственного труда убеждениях. Уже в 1532 году появляется первый ученый труд Жана Кальвина – комментарий к произведению Сенеки «De Clementia».

Но после этого в душе Кальвина происходит перелом, и он решительно становится на сторону церковной реформы , которой сочувствовали его ближайшие друзья. Вскоре он делается духовным руководителем парижского кружка сторонников реформы и с молодой пылкостью новообращенного убеждает своего друга ректора университета Николая Копа произнести публично сочиненную самим Кальвином речь об оправдании верой. И автор речи, и оратор едва смогли спастись от преследования раздраженных Сорбонны и парламента. Некоторое время Жан Кальвин путешествует на юге Франции, ликвидирует свои материальные отношения в Нойоне, посещает двор Маргариты Наваррской . Вернувшись в Париж, он вскоре принужден опять покинуть его вследствие жестоких гонений на сторонников реформы. Он переезжает в Базель и в 1536 году издает свое знаменитое «Наставление христианской веры» («Institutio religionis christianae»). Это его любимый главный труд, который тщательно обрабатывался реформатором в течение всей последующей жизни (6 прижизненных изданий!). Совершенствуя и обрабатывая свое «Наставление», Жан Кальвин дает стройную логическую систему нового реформационного учения - кальвинизма .

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

После краткого пребывания в Базеле и затем при дворе герцогини Феррарской, Кальвин проездом попал в Женеву (1536 г.), в которой только что одержала верх реформация. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины, пылкого проповедника Гильома Фареля. Вместе с последним он начинает усердно работать над организацией молодой церковной общины, стремится ввести строгую дисциплину нравов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета. Кальвин удаляется в Страсбург. Здесь он посвящает себя обработке своего «Наставления». Им овладевает отвращена к общественной деятельности, он жаждет покоя, стремится основать собственный семейный очаг и женится на тихой, болезненной вдове Иделетте Штордер. В то же время Кальвин принимает деятельное участие в съездах реформационных проповедников и сближается с Меланхтоном .

Но мысль о Женеве не покидает его. И обращение красноречивого гуманиста-кардинала Садолета к женевцам с призывом вернуться в лоно католической церкви встречает с его стороны горячую отповедь. Партия сторонников Фареля берет верх в Женеве, и Жан Кальвин вновь возвращается в 1541 г. Теперь он осуществляет религиозно-нравственную диктатуру консистории пасторов. И в последний раз сторонники твердой самостоятельной власти совета и свободомыслящие объединяются, чтобы избежать суровой моральной опеки, жестоко карающей тюрьмой и смертью даже мелкие проступки против нравственной дисциплины. В то же время Кальвину приходится бороться с Больсеком, отрицающим учение о предопределении, с германскими богословами, с гуманистом-протестантом Кастеллионом и защищать с напряжением всех сил собственную религиозную систему. Мало-помалу он превращается в догматического фанатика, не признающего никаких компромиссов, занятого только одной мыслью: дать торжество своей собственной догм. Непримиримый, холодный, «женевский папа» становится настоящим инквизитором и безжалостно расправляется с врагами, причем не всегда отделяет врагов своего дела от личных своих недругов. Никогда с памяти Кальвина невозможно будет стереть этого клейма инквизиторского фанатизма.

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. "Стена реформаторов" в Женеве

В момент самой горячей борьбы является в Женеву талантливый естествоиспытатель и горячий сторонник учения антитринитариев (отрицания троичности Бога) . Уже раньше Кальвин, ненавидевший Сервета за его учение, косвенным путем сообщил католической инквизиции данные, уличавшие Сервета в авторстве еретической книги «Восстановление христианства». Теперь, пользуясь своей властью, Кальвин вооружает против него женевское правительство и посылает пылкого испанца на костер (1553 г.). Оппозиция терпит окончательное поражение на выборах 1555 года и частью гибнет на плахе, частью изгоняется из города. Кальвин становится направителем и внутренней и внешней политики Женевы, которая все более и более проникается религиозным настроением. 9 лет напряженной борьбы, неутомимая писательская деятельность ослабляют и истощают хрупкий организм Жана Кальвина, смерть уносит его сына и жену, но тем яростнее его энергия, тем жестче его суровое, непримиримое отношение к врагам. Его первоначальные монархические воззрения уступают место республиканским, хотя он не против мысли произвести религиозную революцию сверху.

Поощряя, увещевая, грозя и утешая, Кальвин переписывается со многими крупными политическими деятелями. Женева, благодаря его неусыпной деятельности, становится духовным центром реформации, её оплотом. Незадолго до смерти, в 1559 году, Кальвин устраивает академию для подготовки проповедников, которая должна была продолжать его дело. Вся эта неустанная деятельность рано состарила реформатора, и 27 мая 1564 года Жан Кальвин скончался после долгих страданий.

Литература о Жане Кальвине и кальвинизме

Кампшульте,

Думерг,

Боссерт,

Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI века»

А. М. Васютинский, «Кальвинизм во Франции и Женеве» (Книга для чтения по новой истории, т. I).