Презентация на тему Терроризм и опасность вовлечения подростка (7 класс). Факторы способствующие вовлечению в террористическую деятельность Терроризм и опасность вовлечения в террористическую

В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в безработице и… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми » взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. Пользователей стало больше, детей и подростков среди них также появилось немало, интерес к сетевым ресурсам возрос. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты — все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения.

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

— Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и пропагандисты зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

— Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

— Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде антиобщественных элементов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние чуждой идеологии, можно свести к следующим:

— его (ее ) манера поведения становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

— резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

— на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

— в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика;

— подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

— повышенное увлечение вредными привычками;

— резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

— псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние организации, деятельность которой запрещена в РФ, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду ». Основой «контрпропаганды » должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей, религий и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

  • Новостной блок

    Социальные сети. Подросток. Терроризм.

    Несколько слов о том, что такое терроризм
    Сегодня в СМИ мы постоянно слышим, видим и читаем: терроризм, террористы, террористический акт.
    Что же такое терроризм? Существует множество определений. Вот одно из них: терроризм - способ достижения политических целей путём диверсий, шантажа жизнями заложников и нагнетания страха в обществе. Терроризм абсолютизирует роль насилия. Для террористов насилие – это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися правовыми, моральными, социальными нормами.
    Террористы все чаще обращают свое внимание на подростков как на легкодоступный для вербовки в свои ряды объект.
    Почему именно подростки? Дело в том, что именно в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности. Так, дети в подростковом возрасте остро переживают несправедливость. У них нарушается социальная идентичность. Они стремятся завоевать признание окружающих, стараясь доказать свою взрослость, вступают в группы, которые ассоциируются у них с силой и независимостью. При этом вербовщики деструктивных организаций, в том числе террористических, в первую очередь используют такую особенность подростков и юношей, как тяга к героизму, приключениям, преодолению различных преград, и юношеский интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и тому подобное.
    Новые времена – новые возможности
    В век новых информационных технологий социальные сети (соцсети) превратились в мощный инструмент управления сознанием и поведением молодых людей, в том числе и подростков. Этот инструмент активно, а главное, эффективно влияет на общественное мнение, как в России, так и за рубежом. Большинство террористических организаций ведут свою деятельность, в первую очередь используя Интернете. Так проще захватить умы молодых людей, учитывая доступность и популярность социальных сетей в молодежной среде.
    Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В Интернете существует большое количество сайтов, не связанных напрямую с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию.
    Соцсети предоставляют экстремистским организациям большие преимущества для вовлечению молодых людей в их ряды. Это и простота доступа к информации, и независимость от географического расположения, и неограниченная потенциальная аудитория, и небольшие финансовые и материальные затраты. А еще анонимность общения, высокая скорость передачи информации, мультимедийность среды, позволяющая комбинировать различные типы передаваемой информации (текстовую, графическую, аудио и видеоматериалы). И что очень существенно, трудности в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов.
    Вербовщики террористических организаций, активно используя личную информацию, вводимую пользователем при регистрации в соцсетях, анализируют отношение пользователя к той или иной проблеме и таким образом выявляют, подходит ли та или иная кандидатура для будущей вербовки.
    На своих сайтах экстремисты размещают подробные сведения о своей деятельности, дают различные инструкции. Террористы практикуют работу на форумах различной направленности.
    Все вышесказанное следует учитывать в работе с детьми.
    Противодействие
    Один из способов борьбы с экстремисткой идеологией в Интернет – это изоляция сайтов экстремистской направленности. В школах, в том числе и в нашей, это достигается путем фильтрации информации, поступающей по каналам Интернета. В настоящий момент доступ к подобной информации через школьные компьютеры, которые используют учащиеся, перекрыт полностью.
    Но молодежь, подростки находят другие возможности доступа к Интернету, например, через домашний компьютер, имеющий выход в Глобальную сеть. В таких случаях для фильтрации нежелательной информации необходимо установить на компьютер одну из программ «родительского контроля», например «Интернет цензор». Эта программа бесплатная. Найти и скачать ее можно в Интернете.
    Еще один способ доступа к Интернету может быть реализован подростками через планшетный компьютер или сотовый телефон, которые имеют возможность выхода в Глобальную сеть. В этом случае действенной мерой будет выбор телефонного тарифного плана без возможности выхода в Интернет.
    Но наиболее действенным способом уберечь ребенка от влияния экстремистских и других деструктивных организаций остаются все же доверительные отношения между родителями и детьми, умение родителей аргументированно и убедительно объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». И об этом надо помнить.
    (При написании статьи автор использовал статью 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» и материалы сайта ИА "Грозный-информ",

Урок 14

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОВЛЕЧЕНИЮ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФИЛАКТИКА ИХ ВЛИЯНИЯ

Предмет: ОБЖ.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.

Цель: рассмотреть факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность, и меры профилактики их влияния.

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Актуализация знаний.

    Что представляет собой на современном этапе терроризм как общественное явление?

    Какие основные особенности террористической деятельности характерны для терроризма в России?

    Какие основные цели ставят перед собой террористические организации?

    Почему террористы стараются организовать свои взрывы в оживлённых местах?

    Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

    Работа над новым материалом.

Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией. Наркомания – это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

    отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

    стремление к праздному времяпрепровождению;

    положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;

    наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;

    агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;

    стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;

    получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:

    родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

    социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

    «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;

    чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;

    полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

    стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;

    любовь к своему Отечеству;

    уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;

    формирование способностей к труду и самодисциплине;

    стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;

    умение жить в согласии с собой и окружающими;

    формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

    Выводы.

    Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

    Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.

    Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.

    Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

    Вопросы.

    Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?

    Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?

    Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?

    Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

    Задания.

    Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма? Обсудите дома и в классе.

    Дополнительные материалы к §14.

Террористы против детей

Одним из самых бесчеловечных терактов на территории Российской Федерации стал захват заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 г. В течение трёх дней террористы удерживали в здании школы 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы. В результате погибли свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих, из них более 180 детей. Свыше 500 человек были ранены, и среди них тоже множество детей. Теракт совершила террористическая группировка «Риядус Салихийн» (по-арабски – «Сады праведников») из состава террористической организации, действовавшей на Кавказе. Скорбя о погибших и раненых, мы должны понимать, что терроризмом было уже само покушение на личную неприкосновенность детей и их родителей и жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение. Людей под дулами автоматов загнали в спортзал, лишили возможности свободно передвигаться, их мучили жаждой, угрожали убить, а многих, действительно, убили.

Теракт в Беслане был не первым преступлением международного терроризма, направленным против детей. В Израиле в 1974 г. трое террористов захватили школу в городе Маалот, находящейся недалеко от израильско-ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. Спустя 13 ч подразделение спецназа штурмовало школу. Террористы стали расстреливать заложников. Погибли 22 школьника и трое взрослых, более 50 были ранены.

Живые цветы в спортзале разрушенной школы №1 Беслана в память об учениках и преподавателях, погибших от рук террористов

    Окончание урока.

    Домашнее задание. Подготовить к пересказу §14 «Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния»; выполнить письменно задание (с. 74, раздел «Задания»).

    Выставление и комментирование оценок.

Терроризм сегодня - это - мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против Власти, но очень часто - и самой властью для достижения своих целей.

Современный терроризм выступает в форме:

Международного терроризма(террористические акты, имеющие международный масштаб);

Внутриполитического терроризма (террористические действия, направленные против правительства, каких-либо политических группировок внутри страны,или имеющие цель дестабилизации внутренней обстановки);

Уголовного терроризма, преследующего чисто корыстные цели.

Корни террора

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь - кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические,социальные, национальные, религиозные - для которых становится сомнительной законность существующей власти.

Методы террора

Люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его. Поэтому сегодня самые ходовые и эффективные методы террора - насилие не вотношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайневажно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательнойдемонстрацией катастрофических результатов террора как было, в Америке при взрыве зданий торгового центра в сентябре 2001 г. Или теракт в Буденовске. Объект атаки - больница, роддом. Или события, которые произошли в Кизляре,Первомайском, а также взрыв в Москве и т.п.В настоящее время не существует принятой всеми специалистами единой классификации видов терроризма. Можно обозначить некоторые из них по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

Политический терроризм – выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства.

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооруженном, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью террористическим путем добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены одной, общей для всего населения религией.

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения.

Терроризм, основывающийся на разжигании межнациональных конфликтов, является способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой.

Террористическая ядерная угроза – заключается в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями, связанными с использованием либо угрозой использования сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ.

Кибертерроризм – основная форма – атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление и подавлять средства сетевого информационного обмена. Наиболее опасные атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также системы управления войсками и стратегическим оружием.

Тенденции современного терроризма. Увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц; расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций; повышение уровня организованности террористической деятельности; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности; повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций; стремление завладеть оружием массового поражения; разработка новых и совершенствование существующих методов террористической деятельности.

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Необходимо отметить некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

Отсутствие четко сформулированной цели в жизни;

Стремление к праздному времяпрепровождению;

Положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;

Агрессивное поведение для удовлетворения своего желание влиять на поведение других людей;

Стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;

Получение удовольствия от последствий террористических актов, совершенных террористами.

Здесь же необходимо обратить внимание на ряд внешних факторов которые способствуют формированию указанных качеств:

Родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

Социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадежности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной"деидеологизации", когда отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем само оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Исследование понятия терроризма является одной из сложнейших проблем мировой науки и практики. В настоящее время существует около двухсот определений терроризма, и ни одно из них не является общепризнанным. Это говорит о многогранности, сложности и многоликости этого явления.

Актуальная задача изучения сложнейшего процесса вовлечения людей в террористическую деятельность состоит в разработке фундаментальной концептуальной базы, опираясь на которую исследователи получили бы возможность эффективно соотносить и координировать различные подходы к проблеме. Необходимо создавать все более адекватную теорию изучаемого явления. А в практическом плане следует предложить способы научной идентификации значимых моментов изучаемого процесса, что существенно способствовало бы совершенствованию всей системы контртеррористических мероприятий.

В проводимых исследованиях мы опираемся на определение терроризма, которое представлено в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, где терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Согласно статье 3, пункту 4 этого закона, противодействие терроризму представляет собой «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Для создания эффективной и обоснованной государственной системы предупреждения терроризма необходимо провести анализ и классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, и разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия. Для конкретной реализации этой задачи необходимо:

1) построить классификацию причин и условий, установить ее структуру, иерархию и региональное распределение;
2) выявить причины и условия, требующие приоритетного воздействия;
3) разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия, указать возможные индикаторы эффективности воздействия.

Предлагаемая нами классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, ориентирована, прежде всего, на практическое построение научно обоснованной и действенной государственной системы противодействия терроризму.

Классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность должна опираться на системный подход в понимании терроризма. Это значит, что терроризм рассматривается как определенное социальное явление, представляющее из себя сложнейшую систему из множества взаимодействующих между собой элементов и совокупности отношений и связей между этими элементами. Такой подход является самым эффективным из всех возможных, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор и/или взаимодействие факторов в структуре терроризма как явления, и, в конечном итоге, создать адекватную (а значит, и практичную) модель соответствующих причин и условий.
Прежде всего, следует отметить, что создаваемая модель причин и условий является конкретно-историчной, т.е. описывает не причины и условия вовлечения граждан в террористическую деятельность вообще, а именно граждан современной России. В истории цивилизации терроризм возникал и раньше, и в России, и в других странах, однако его сущность могла сильно отличаться от современного терроризма, который мы наблюдаем в России. Однако, понимая терроризм в конкретно-историческом аспекте, мы рассматриваем его и как часть современного общечеловеческого явления, от которого тяжело страдают и многие другие страны. Именно такое, вытекающее из системного подхода, сочетание конкретно-национального и общечеловеческого в изучении терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и иностранных социологов, политологов, философов психологов и других специалистов.
Еще одно предварительное замечание касается роли психологии для решения поставленной цели. Психология в настоящий момент является ведущей социальной наукой, она приобретает все большую и большую практическую силу и, что очень важно, создает научно обоснованную идеологию позитивного преобразования общества, конструирования новых социальных реальностей. В частности, именно психология во многом ответственна за разработку научной «контридеологии» к идеологии террористического насилия и создание социально-психологических технологий внедрения такой «контридеологии».

Важно проанализировать сущность, структуру, виды и формы терроризма. Основными отличительными чертами терроризма являются:

1. Высокая общественная опасность террористической деятельности.
2. Публичность осуществления террористической деятельности.
3. Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности и напряженности как средства воздействия на лиц, принимающих решения и вынуждения их к действиям в интересах террористов.
4. Жертвы террористического акта являются средством для воздействия на общественное мнение и властные структуры.
5. Готовность террористов в процессе совершения террористического акта к самопожертвованию.
6. Неоднозначность оценки террористической деятельности с позиций разных социальных групп.

Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, юристы, социологи, психологи выдвигают различные критерии для классификации видов терроризма. Однако при всем многообразии и несовместимости подходов все-таки можно выделить пять общепризнанных форм терроризма: социальный, политический, идеологический, информационный, экономический. В юридической литературе также можно встретить понятие суицидный терроризм, который определяют как готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. В последнее время выделяют и технологический терроризм, под которым понимают незаконное использование ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия или его компонентов для достижения политических, экономических и иных целей.

Классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, возможно проводить по многим разным основаниям.
Большую часть важнейших причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, предварительно можно разделить на несколько крупных таксономических групп с последующей детализацией.

Существуют объективные условия и субъективные причины, способствующие всплеску в обществе террористической деятельности. Базовым объективным условием роста террористической деятельности в нашей стране явились сложные процессы политического, экономического и социального порядка, связанные с преобразованием российского государства, с процессами глобализации и информационных противостояний в мире.

В результате проведенных исследований были выделены следующие причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность (первый уровень):

1) идеологические;
2) политические;
3) экономические;
4) социальные;
5) этнические;
6) конфессионально-религиозные;
7) административно-территориальные и региональные;
8) психологические;
9) ситуативно-критичные.

Внутри этих классов условий структурно выделяются иерархически подчиненные подклассы разного уровня. Для каждого из этих классов существует региональное распределение и специфичность/неспецифичность входящих в подклассы причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что указанный перечень является предварительным и в последующем будет доработан, уточнен и детализирован.

Важно отметить, что все эти условия в конечном итоге действуют на индивидуальное и групповое сознание граждан, и поэтому требуют тщательного психологического анализа.
Идеология понимается как набор важнейших ценностей (аксиология), важнейших смыслов (в том числе смысла жизни), декларируемых идеалов. Идеология насилия связана с субъективной ролью насилия как приемлемого, и, более того, необходимого инструмента достижения целей (в основном политически-сепаратистских и/или религиозно-фанатических), причем инструмент (насилие) часто приобретает самостоятельную ценность и мотивирующую силу. Формирование идеологии насилия (которая потом часто толкает человека на занятие террористической деятельностью) изучается психологией и не может быть понято в отрыве от других психологических процессов. Соответственно, для научного описания идеологии насилия в аспекте провоцирования терроризма следует рассматривать психологические факторы вовлечения в терроризм (а также и все другие, прежде всего религиозные и этнические), и во взаимодействии с ними и анализировать механизмы такого идеологического вовлечения в терроризм.

Группа внешнеполитических условий связана с фактом финансирования российских террористов рядом зарубежных негосударственных организаций и фондов и недостаточной борьбой зарубежных спецслужб с этим явлением. Соответственно, эти деньги при поступлении их в Россию тратятся на пропаганду терроризма и вербовку новых членов. Перекрытие этих каналов является важным аспектом профилактики вовлечения граждан в террористическую деятельность. Вторая группа условий связана с внутрирегиональными политическими процессами, способствующими вовлечению граждан в террористическую деятельность. Одной их причин повышенной террористической активности являются внутриполитические процессы в определенных регионах, связанных не только с террористическим оппонированием федеральному центру, но и с внутренней борьбой локальных элит и кланов. Такого рода причины и условия очень активно способствуют вовлечению граждан в террористическую деятельность на одной из сторон. Третья группа факторов связана с проблемой коррупции и неудовлетворительного качества госуправления на региональном и муниципальных уровнях. Слабые и неэффективные институты власти не борются с терроризмом, попустительствуют ему. Террористы могут подкупать должностных лиц, подкупом доставать оружие, коррумпированные чиновники могут просто преступно бездействовать и не препятствовать пропаганде терроризма, что приводит к вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Отношения между обществом, в т. ч. муниципальной, региональной и федеральной администрациями и терроризмом могут рассматриваться как коммуникативный акт, подчиняющий законам человеческой коммуникации. В этом случае для более глубокого понимания психологической природы терроризма террористический акт может быть представлен в рамках модели коммуникативного акта, включающего ряд взаимосвязанных элементов.

В случае нарушения коммуникации между обществом и властью власть доводит до общества свои желания, а народ, в силу коррумпированности власти (особенно на самом низком, муниципальном уровне) не может довести до власти свои желания и нужды, т. е. обратная связь не работает. Под таким углом зрения теракт может рассматриваться как попытка определенных групп все-таки довести до власти свою точку зрения, пусть и таким противозаконным путем, т. е. теракт — это способ восстановить двуна-правленность коммуникации между чиновниками и населением и привлечь внимание к своим проблемам.

Следует отметить неспецифичность экономического фактора самого по себе, т. е. экономические проблемы приводят ко многим видам преступной деятельности и социальных напряжений, в том числе и терроризму. Террористическая группа —это определенный «работодатель», возможно, гораздо более привлекательный с точки зрения оплаты, чем легальный работодатель, если таковой вообще есть в данной местности. В ситуации экономической депрессии и безработицы есть два незаконных выхода — или вступить в организованную преступную группу, или стать членом террористической ячейки. Вторую группу провоцирующих терроризм экономических факторов («структура промышленности, современность региональной экономики»), удобнее всего анализировать через региональное распределение. Рассматривая группу регионов Южного Федерального округа (ЮФО) с повышенной террористической активностью, можно увидеть, что в связи с резкой деиндустриализацией Чеченской республики в 1990-е годы и массовым исходом квалифицированной образованной рабочей силы из этого региона (а также из Ингушетии и Дагестана) резко снизился технологический уровень промышленности и, соответственно, уровень образованности населения, что, скорее всего, снизило иммунитет к пропаганде террористов. Экономика этих регионов стала архаичной, ее структура стала неблагоприятной и нетребовательной к уровню образованности, т. е. произошли массовые процессы обратного развития экономики.

Таким образом, современность региональной экономики и промышленности, связанная с образованной и квалифицированной рабочей силой, служит профилактическим заграждением от пропаганды терроризма и других экстремистских и радикальных идей, а архаичность региональной экономики и промышленности провоцирует население к занятию террористической деятельностью.

Наиболее важными демографическими характеристиками, связанными со вступлением в террористическую организацию, являются пол и возраст. Существует связь между этими факторами и людьми, приходящими в террористическую организацию. Большинство — это молодые люди; под молодыми в данном случае следует понимать тинэйджеров и тех, кому от 20 до 30 лет; большинство из них —мужчины.

Порождаемый терроризмом эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия через СМИ. Главное средство терроризма — воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание страха, утрата людьми таких базовых понятий, как «цель жизни», «смысл жизни», «жизненные ценности».

Образовательные факторы в их негативном варианте —в виде необразованности — очень важны в структуре провоцирующих терроризм причин и условий. Необразованный человек не получает культурно-образовательной прививки от пропаганды терроризма и становится к ней уязвим.

В ситуации получения подростками и молодежью меньшего внимания и худшего воспитания и со стороны и родителей, и со стороны государства, происходит их дезориентировка в плане идеологии и духовных ценностей. Эти факторы влияют на уязвимость современной молодежи к пропаганде терроризма.

Терроризм произрастает в питательной маргинализированной экстремистской среде. Такие социальные проблемы, как алкоголизм и наркомания, маргинализируют человека, повышают его агрессивность и часто толкают его в эту криминальную и экстремистскую среду, откуда он может быть рекрутирован в качестве террориста-исполнителя.

Сепаратистские силы представлены постоянно нарождающимися элитами полиэтнических государств и государственных образований в рамках федераций, ищущих доступ к самостоятельной политической власти и экономическим ресурсам. Активность этим силам придает стремление к материальному обогащению.

Конфессионально-религиозные причины и условия, способствующие вовлечению граждан в террористическую деятельность, являются одними из самых мощных и непосредственно действующих. Существует четкая тенденция усиления именно религиозного, а не национально-сепаратистского типа терроризма, причем число жертв гораздо больше при религиозно мотивированных терактах.

Административно-территориальные и региональные причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, в основном рассматриваются нами как региональный аспект всех других типов нашей классификации. Коррупция, низкий уровень государственного администрирования и слабая обратная связь от населения к местным властям являются общероссийскими проблемами.

Кроме того, существует еще фактор пограничности регионов, связанный с тем, что наиболее проблемные в плане терроризма субъекты ЮФО находятся на южной границе РФ. Слабые госграницы способствуют проникновению в эти регионы агентов международного терроризма (а также смешанного криминально-террористического капитала), развертыванию ими соответствующей агитации и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Ключевым вопросом среди психологов, исследующих феномен терроризма, является вопрос о том, что приводит того или иного человека в террористическую организацию; почему некоторые предпочитают оставить карьеру и развитие в обычном обществе ради зачастую опасного для жизни членства в незаконной группировке, призывающей к насилию.
Главная предпосылка заключается в том, что терроризм лучше всего будет понят сквозь призму психологической интерпретации материальных условий и возможностей преодолеть кажущуюся несправедливость, особенно несправедливость в процессах принятия решений.

Исследователи, интересующиеся глубинной мотивацией террористов, указывают на большое значение положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации, способствующее успешному решению задачи самоидентификации при сохранении самого высокого уровня самооценки. При рассмотрении подобных глубинных мотивационных основ вовлечения в террор нередко используется понятие «соблазн». Именно соблазны следует рассматривать как основные источники субъективной привлекательности терроризма. Они могут быть многочисленными и в какой-то степени индивидуализированными, но имеют единую психологическую сущность — когнитивно простое, быстрое и эффективное решение обычно труднорешаемых жизненных задач.

Под ситуативно-критичными причинами и следствиями, способствующими вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, нами понимаются такие факторы, которые имеют не фундаментальную, постоянно действующую природу, а временную, связанную с каким-то важным, но преходящем событием в жизни региона или всей России. Одним из ключевых факторов такого рода стали военные действия на юге России. Военные действия, которые масштабно велись в Южном федеральном округе во время контртеррористических операций 90-х и начала 2000-х годов стали важным фактором, который сформировал определенный провоцирующий вовлечение в терроризм социальный фон.

Создание классификации причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, позволит не только лучше понять само это явление, но и выработать систему рекомендаций по оказанию эффективного влияния на эти причины и условия.