Различаем т д. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков - в словах, предложениях и связной речи"

Звук ДЬ

Звук Д

Артикуляция звука.

См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.

Практический материал по автоматизации звука Д.

1. Повтори слоги.

Да-да-да Да-да-да Да-да-да
Да-до-ду-ды Ды-ду-да-до До-ду-ды-да

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.

Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.

Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.

3. Повтори предложения.

Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.

4. Повтори чистоговорки.

Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Один за всех - все за одного.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лесом шёл, а дров не видал.

Даром ничего не дают.

Ссора до добра не доведет.



6. Повтори скороговорки.

Дарья дарит Дане дыни.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.

Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!

7. Повтори загадки.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду

Покуда он гуляет.

(Дождь)

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

(Дым)

Новая посуда, а вся в дырках.

(Сито)

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

8. Выучи стихотворение.

Дрессировщики зверей!

Дайте сахару скорей!

Долго звери вас учили,

Чтоб награду им вручили.

(В. Берестов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.

Ходит мальчик наш с трудом,

В первый раз обходит... (дом).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по... (домам).

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по... (дорожке).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:

Дом - (домик) дудка - (дудочка)
Дуб - (дубок) дыра - (дырочка)
Дорога - (дорожка) дым - (дымок)

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.

Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.

Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука ДЬ.

1. Повтори слоги.

Дя-дя-дя Дя-ди-де-дю
Дя-дя-дя Дю-дё-де-ди
Дя-дя-дя Дя-дю-де-дё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.

Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.

3. Повтори предложения:

Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.

4. Повтори чистоговорки.

Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.

Всякое дело делай умело.

День, как день, да год не тот.

Не зная дела, не суди.

Летний день - за зимнюю неделю.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Что летом родится, то зимой пригодится.

6. Повтори скороговорки.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел -

Он целый день конфеты ел.

7. Повтори загадки.

Меж двух светил я по середине один.

(Нос)

Кто приходит,

Кто уходит,

Все её за ручку водят.

(Дверь)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет

Тут и пропадет.

(Волна)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали всерубашки.

(Дерево)

8. Выучи стихотворение.

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели,посидели,

Снова полетели.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Столько заноз я не видел ни разу,

Нет, не завидую я... (дикобразу).

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и... (девочки).

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (дятел).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, в воде - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.

4. Повтори чистоговорки.

Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Друзья познаются в беде.

Дружба в делах помощница.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Жизнь дана на добрые дела.

6. Повтори скороговорки.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит,

День - деньской кору дробит.

Дарья дарит Дине дыни.

7. Повтори загадки.

Много рук, а нога одна.

(Дерево)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь)

8. Выучи стихотворения.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(А. Кондратьев)

Доброгопути

Нам желают:

Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведет, конечно,

Добрый путь

Тоже к доброму

Чему - нибудь.

(Е. Благинина)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.

Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?

И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками от­личаются эти пары слогов.

да - та та - да дя- тя тя - дя дя- тя до-то то-до дё - те тё-дё те-де ду - ту ту - ду дю-тю тю-дю дё-те ды - ты ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю.

Задание 2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

Та, дя, по, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, то, ту, тю, дю;

тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, вру.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, запишите только соглас­ный:

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

Задание 4. Прослушайте, Запомните ряды слогов, повторитеих в той же последовательности :

та - да -та ту - ду - ту та - да - та - да да - та - да ду - ту - ду да - та - да -та

ту - ду- ду- ту

ду - ту - ту - ду.

Задание 5. Прочитайте и повторите слоговые ряды:

то-до- то то - до - до- то то -до - то - до ди - ти - ди ти - ди - ди - ти ди - ти - ди - ти тя - дя- тя ду- ту - ду - ту ты - ды - ты - ды де- те - де бе - те - те - де дё - те - дё - те.

Задание 6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой д, во вторую - с буквой т:

а) Да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти;

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута уте, уде, уди, ути.

Задание 7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку :

Да, то, до, ты, ты, ды, ти, де, те, дю, тю; аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти.

Дифференциация д - т в словах

Задание 1. Прослушайте слова, назовите, какой звук - д или т - а) стоит в начале слова, б) стоит в середине слова.

Образец ответ а: а) в слове дом - звук д;

б) в слове петух - звук т.

а) Дом, дым, там. Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд;

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда.

Задание 2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д илит, запишите эти слоги.

Дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно.

Задание 3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звука­ми отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.


Дом - том;

дачка - тачка;

Дима - Тима;


дочка - точка;

душ - тушь;

дело - тело;


удочка - уточка;

плоды - плоты;

день - тень.


Задание 4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и места зву­ков д, т в названиях этих картинок.









Задание 7. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой д, во второй - с буквой то, в третий - с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите ва слоги.

Туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча, подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, тра­ва.

Задание 8. Закончите слова, добавив слоги да или та.

Задание 9. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

Май за...мал забу... ...май за...шил зае...

Га прос...да при... ...гой по...шил по...шка

Задание 10. Закончите слова, добавив слог ди. или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те.

Задание 11. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившие­ся слова по слогам.

Об р а з е ц: войди -вой-ди-те.

Иди - ..., уйди - ..., приди - ..., отойди - ..., найди - ..., зайди - ..., отодвинь- ..., надень - ..., думай - ..., стирай -

Задание 12. Измените слова, добавив приставку до. Запишите полу­чившиеся слова.

Образец: тащить - дотащить.

Топить - .... таять - .... тянуть - ..., держать -..., нести - ...,пить-..., бежать-...,есть-..., тронуться - ...,стучаться -...,терпеть - ...,толочь - ....

Задание 13. Измените слова, добавив приставку от. Запишите полу­чившееся слово по слогам.



Образец: таял - от-та-ял.

Дал - ...» тащил- ..., делил -..., давил - ..., точил - ..., тянул - ..., таял - ..., толкнул - .... давал - ....

Задание 14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

Трак...ор, боро...а, с...реоа, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, пого...а, желу...и, м6ло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но.

Задание 15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы ставили именно эту букву:

а) Утка - у...очка, ягода - яго...ка, погода - пого..;ка, се­ледочка - селе...ка, лодочка - ло...ка, шуточка - шу...ка,

тетрадочка - тетра...ка, веточка -ве,..ка, деточка - де...ка, подкладочка-подкла.-.ка; .

б) сладок - ела...кий, меток - ме...кий, гладок - гла...-кий, редок -- ре...кий, краток д - краткий;

в) гряда - гря...ка, платок - пла.-.ки, заплата - запла...ка, пряди-пря...ка.

Задание 16. К данным словам подберите проверочные слова так, что­бы после согласныхд, т появился гласный. Запишите эти слова.

О б р а з е ц: куст - кусты, тетрадь -тетради.

холод-... лед-... билет-... халат- ... завод - ...

рекорд - ... город-... гвоздь-... медведь-... пруд-…

обед- ... ледоход-... мост-... привет-... прут-...

след - ... парад - ... груздь - ... крот-... год-...

брат-... енот-... самолет-... град-...

Задание 17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите проверочное слово.

Образ е ц: город (города).

еле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., ала..., плака..., комо..., еле..., еле..., шокола..., мармела..., дроз..., клее... .

Задание 18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-отве­ты. Подчеркните в них буквы д, т. "

Вопросы.

Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

С л о в а д л я справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

Задание 19.. Назовите и запишите одним словом следующие поня­тия:

Последний месяц года, первый месяц весны; последний ме­сяц лета, первый день недели; третий день недели; пятый день недели.

Задание 20. Отгадайте загадки. Запюпите отгадки. Подчеркните букву д или т.


Круглая, а не месяц. Желта, а не масло. Сладка, а не сахар.

С хвостом, а не мышь.


Я шарик пушистый

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелек.


Она идет между сел и полей, Я в любое время года А люди все идут по ней. И в любую непогоду


Цветное коромысло,

На небе повисло.


Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.


Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро

Задание 21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвор­дом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать для кроссворда только те слова, в назва­ниях которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

4 6 8

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в кон­це предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике. .

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут уча­щиеся.

6. Лесная птица. .

7. Месато, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск. ---- Слова для справок: по вертикали: 1. Тетрадка.

По горизонтали; 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть, 6. Доска. 6.

Дятел. 7. Каток. 8.Атака.

Дифференциация д - т в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово .

дачка -тачка Летом мы жили на маленькой....

Толя возил кирпичи на....

дочка - точка В конце предложения надо поставить....

Мама вела за руку маленькую....

душ - тушь Для чертежей нужна....

Холодный... полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая....

Рыболову нужна хорошая....

плоды - плоты В саду созрели вкусные....

По реке плыли....

день - тень Под деревом-...

Сегодня хороший....

доска - тоска У сестрицы Аленушки на сердце....

В заборе сгнила....

стул - сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю.... Подвинь... ближе.

сдал-стал Коля... инженером.

Брат... последний экзамен.

Задание 2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б:

а) Холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная;

б) Мелодия, ведро,.трава, сестра, труба, ветер;

а) Товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные;

б) Дождик, поезда, места, труба, стая, вода.

Задание 3. Выпишите из предложения словосочетания с буквамид, т. Подчеркните буквыд, т разными карандашами.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ве­тер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут хо­лодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша за­болел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной води­цы из деревянного колодца.

Задание 4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркните буквыд, т.

Трудное дело. Тенистый садик. Трудная задача,

Чистая тетрадь. Дубовые столбы. Тяжелое ведро.

Сладкий торт. Гладкий лед. Последние листья

Дифференциация согласных Д - Т в словах и предложениях

Цели занятия:

    Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.

    Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».

    Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.

    Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.

    Воспитание культуры речевого общения.

Оборудование:

    картинки;

    перфокарты;

  • трафареты букв Д, Т;

    звуковые кубы;

    магнитные полоски, обозначающие слоги;

    магнитные фишки с буквами Д, Т;

    желтые и черные карандаши.

Ход занятия

I. Психологический настрой (хоровое приветствие).

Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.

II. Введение в тему занятия.

Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:

    Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.

В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?

III. Сообщение темы занятия.

IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].

Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?

Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.

Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.

Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).

Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.

V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).

Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).

Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.

    Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.

Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.

VI. Физкультурная минутка.

Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.

VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.

Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).

На какую птицу похожа строчная буква Д?

С какой буквой не путаем букву Т?

VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).

Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):

    продавец

    космонавт

  • дрессировщик

Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.

IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).

К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.

X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).

Прочитайте пары слов:

    душ – тушь

    день – тень

    доска – тоска

    плоды – плоты

Чем различаются слова в парах?

Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.

Оценка «учителем» своей деятельности.

XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.

Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.

XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.

Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.

На дворе трава, на траве дрова.

Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.

XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.

У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.

IX. Итог занятия.

Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?

Благодарю всех за работу!

да-та та-да дя-тя тя-дя

до-то то-до дё-тё тё-дё те-де

ду-ту ту-ду дю-тю тю-дю

ды-ты ты-ды ди-ти ти-ди

2. Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

та, дя, до, то, ты, ды, до, тя, те, де, дё, ту, тю, дю, тла, для, тло, дло, тля, дли, тлы, дра, тра, тру, дру

3. Прослушайте звукосочетания, запишите только согласный.

ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите их в той же последователь­ности.

та – да – да ту – ду – ту та – да – та - да ту – ду – ту - ду

да - та - да ду – ту – ду да – та – да – та ду – ту – ту – ду

5. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

то - до - то то – до – до - то то – до – то – до

ди – ти – ди ти - ди - ди - ти ди – ти – ди – ти

тя – дя – тя ду – ту – ду – ту ты – ды – ты – ды

де – те – де де – те – те – де дё – тё – дё - тё

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой д, во вторую - с буквой т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

7. Запишите слоги и звуковые сочетания под диктовку.

да, то, до, та, ты, ды, ти, де, те, дю, тю, аду, ату, оте, оде, иди, ити, юта, еде, эти

Дифференциация д - т в словах

1. Прослушайте слова, назовите, какой звук д, т а) стоит в начале слова; б) стоит в середине.

Образец ответа: а) в слове дом - звук д;

б) в слове петух - звук т.

а) дом, дым, там, Тома, темный, доля, толь, думай, тихо, туфли, друг, тля, для, дружба, трудный, труд

б) петух, ветка, ведра, ветер, погода, победа, посуда

2. Прослушайте слова, выпишите слоги с буквами д или т., запишите эти слоги.

дыни, тело, дело, дыши, тише, диван, духи, тебе, туман, сады, соты, коты, иду, иди, следы, радуга, победа, затихло, труба, трава, дракон, стена, метла, другой, трудно

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом.

дом - том дочка - точка удочка - уточка

дачка - тачка душ - тушь плоды - плоты

Дима - Тима дело - тело день - тень

4. Рассмотрите картинки. Определите наличие и место звуков д, т в названиях этих картинок.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: дом, трава, сад, соты, стул, стрела, ведро, ворота.

5. Определите наличие и место букв д. т в словах. Составьте схемы этих слов. Выделите из слов буквы д, т. Напишите буквы д, т над схемами слов.

тарелка, бидон, подруга, работа, пальто, твердый, трудный, до­тронулся, путник, дотянулся, радио, сутулый, заводы, командир

6. Определите наличие звуков д, т в названиях картинок. Составьте схемы слов. Надпишите букву д или т над схемой слова. Под схемой запишите соответствующее слово.

Приблизительный перечень картинок: лопата, дыня, тыква, радуга, тапочки, салфетка, ведро, тарелка, фартук.

7. Выпишите слова в три столбика: в первый - с буквой д, во второй - с буквой т, в третий - с буквами д и т. Трех- и более сложные слова разделите на слоги.

туда, трудно, тетрадь, дата, дотронулся, дотянулся, ветер, туча,. подул, стук, нарядный, отодвинулся, страны, ударил, туман, дотащил, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава, водится, тащится, расцветёт.

8. Измените слова, добавив приставку до. Запишите получившиеся слова.

Образец: тащить - дотащить.

топить-.... таять-..., тянуть-..., держать-..., нести-..., пить - ..., бежать - ..., есть - ..., тронуться - ..., стучаться - ..., терпеть - ..., толочь - ...

9. Измените слова, добавив приставку от. Запишите получившееся слово по слогам.

Образец: таял - от-та-ял.

дал - ..., тащил - ..., делил - ..., давил - ..., точил - .,., тя­нул - ..., таял - ..., толкнул - ..., давал - ...

10. Закончите слова, добавив слог да или та.

горо... боро... гуся... ...та

бе... ...бун приро... коф...

воро... порося... во... ...кой

свобо... ва... ...ры добро...

ро... ...ют утя... полно...

11. Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

Ман за...мал забу...

Май за...шил зае...

Га прос...да при...

Гой по...шил по...шка

12. Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де... ...хо лю... бан...ки

во... ...кий тетра... вой...те

уй... ...хий лю...ки во...те

13. Измените слова, добавив слог те. Запишите получившиеся слова по слогам.

Образец: войди - вой-ди-те.

иди-..., уйди-..., приди-.... отойди-..., найди-..., зайди - .... отодвинь - ..., надень - ..., думай - ..., стирай - ...

14. Вставьте в слова пропущенную букву д или т.

трак...ор, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, заво...ной, ве...ка, ве...ро, лого...а, желу...и, моло...ок, о...еяло, ве...ер, капус...а, пар...а, у...очка, ...е...ра...ь, ...ож...ик, с...а...о, ...ру...но

15. Спишите слова, вставляя пропущенную букву д или т. Объясните, почему вы вставали именно эту букву.

а) утка - у...очка, ягода - яго...ка, погода - пого...ка, селедочка - селе...ка, лодочка - ло...ка, шуточка - шу...ка, тетрадочка - тетра...ка, веточка - ве...ка, деточка - де...ка, подкладочка - подкла...ка

б) сладок-сла...кий, меток-ме...кий, гладок-гла...кий, ре­док - ре...кий, краток - кра...кий

в) гряда - гря...ка, платок - пла...ки, заплата - запла...ка, пряди - пря...ка

16. К данным словам подберите проверочные слова так, чтобы после согласных д, т появился гласный. Запишите эти слова.

Образец: куст - кусты, тетрадь - тетради.


17. Вставьте в слова пропущенную букву д или т. В скобках запишите прове­рочное слово.

Образец: город (города).

сле..., голо..., кну..., пру..., гра..., салю..., заво..., пило..., огоро..., са..., виногра..., сала..., плака..., комо..., сле..., сле..., шокола..., мармела..., дроз..., клес...

18. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы Подчеркните в них буквы д, т.

Вопросы: Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, с помощью которого делают отверстия в стене?

Слова для справок: теплая, холодная, короткие, длинные, дрель.

19. Назовите и запишите:

последний месяц года,

первый месяц весны;

последний месяц лета,

первый день недели;

третий день недели;

пятый день недели.

20. Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните букву д или от.

Кругла, а не месяц. Я, шарик пушистый,

Желта, а не масло. Белею в поле чистом,

Сладка, а не сахар. А дунул ветерок -

С хвостом, а не мышь. Остался стебелек.

Она идет между сел и полей, Я в любое время года

А люди все идут по ней. И в любую непогоду

Цветное коромысло, Очень быстро в час любой

На небе повисло. Провезу вас под землей.

Отгадки: дыня, одуванчик, дорога, радуга, метро.

21. Разгадайте кроссворд.

Методические указания. Учащимся раздают карточки с кроссвордом. На доске помещено описание предметов, которые входят в кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова длякроссворда только те, в названии которых есть звук д или т.

По вертикали: 1. Учебная принадлежность для классных и домашних работ.

По горизонтали: 2. Знак препинания, который ставится в конце предложения.

3. Инструмент, которым работает кузнец.

4. Вещество, находящееся в градуснике.

5. Предмет классного оборудования, на котором пишут учащиеся.

6. Лесная птица.

7. Место, где дети развлекаются зимой.

8. Внезапное наступление войск.

Слова для справок:по вертикали: 1. Тетрадка.По гори­зонтали: 2. Точка. 3. Молот. 4. Ртуть. 5. Доска. 6. Дятел. 7. Каток. 8. Атака.

Дифференциация д - т в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

дачка - тачка Летом мы жили на маленькой... .

Толя возил кирпичи на... .

дочка - точка В конце предложения надо поставить... .

Мама вела за руку маленькую... .

душ - тушь Для чертежей нужна... .

Холодный... полезен всем.

удочка - уточка На озере плавала серенькая... .

Рыболову нужна хорошая... .

плоды - плоты В саду созрели вкусные... .

По реке плыли... .

день - тень Под деревом... .

Сегодня хороший... .

доска - тоска У сестрицы Аленушки на сердце...

В заборе сгнила... .

стул - сдул Ветер... последние листья.

Придвинь гостю... . Подвинь... ближе.

сдал – стал Коля... пионером.

Брат... последний экзамен.

2. К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

д, т. Подчеркните буквы д, т.

Образец: Весь день дует холодный ветер. Холодный ветер.

Солнце светит тускло. Дует холодный ветер. Часто идут холодные дожди. С деревьев опадают последние листья. Птицы улетели в теплые страны. Дни стали короткие. У Димы всегда чистые тетради. Ученики писали трудный диктант. Алеша заболел, ему поставили градусник. Холодный душ полезен. У пруда стояла старенькая дачка. Набрала девица студеной водицы из деревянного колодца.

4. Придумайте и запишите предложения с каждым словосочетанием. Подчеркни Чте буквы д, т.

Трудное дело. Чистая тетрадь. Сладкий торт.

Самодельный стул. Трудная задача. Тяжелое ведро.

Последние листья. Душистый ландыш. Тенистый садик.

Дубовые столбы. Гладкий лед. Старый холодильник.

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед)

Даша рисует цветными... (карандаши). Гвозди забивают... (молоток) Воду носят... (ведро). Дрова рубят... (топор). Землю копают... (лопата), Рыбу ловят... (удочка). Дети сидят за... (парта). Толя забежал за... (дома). Мальчик бежит за... (девочка). Дедушка заплатил за... (тапочки). Дима спрятался за... (штора). На лугу растет сочная... (трава). Сено сложили в... (стог). В лесу растут разные … (ягоды). На опушке леса растут... (дубы).

6. Вставьте пропущенные слова с буквой д или т.

Толя... до одуванчика, и он облетел. Лена встала на носочки и... до перекладины. Даша быстро... до станции. Дети помогли бабушке... тяжелую сумку до дома. ... ветер, и полил сильный.... Солнце спряталось за... . Дети решали трудную....

Слова для справок: дотронулся, дотянулась, дошла, до­нести, подул, дождь, тучу, задачу.

7. Вставьте в предложения пропущенные слова. Подберите к ним проверочные слова.

Образец: На реке крепкий лед (ледок).

На реке крепкий... . На зиму... забирается в берлогу. Москва - очень большой.... Весной на реке начинается.... В городе строит­ся металлургический... . Рыболов ловил... рыбу. Порвалась..., и рыба уплыла. По реке плывет пассажирский... .

8. Вставьте в предложения пропущенный предлог от или до.

Лодка отплыла... берега. Плот незаметно доплыл... берега. ... станции... деревни было недалеко. ... понедельника... вторника один день. Дима помог маме донести сумку... дома. Поезд отошел... станции. ... Москвы... Петропавловска лучше лететь на са­молете. Малыш добрался... верхней ступеньки.

9. Спишите предложения, вставляя пропущенную букву д или т.

Е...и гос...или у...е...и в...еревне. ...я...я угос...ил...е...ей ме...ом. Ребя...ишки пус...или ло...очку по во...е. Скоро при...ет ле...о, ...е...и пой...ут в лес за яго...ами. ...у... ...убы. Бу...у... и желу...и. ...оня ви...ела на...ереве...я...ла. ...я...ел...олбил...ерево. ...е...я На...аша - ...ворник. Каж...ое у...ро она по...ме...ае... ...ро...уар. У Ан...она...линная у...очка. ...евочка кормила у...очку. На...я и Ва...ик бу...у... пи­лить...рова.

10. Вставьте в слова пропущенные буквы. К выделенным словам подберите проверочные.

Собака взяласле... . Нашгоро... стои... на берегу реки. Пожел...ел иопус…ел наш са... . Лена купилабиле... в кино. Наш пру... замерз. Мы пой...ем на бале... . По реке плыве......еплохо... . Турис...ы пошли впохо... . Гра... побил нашипоса…ки. Кто люби... тру..., того лю...и чту... . Пионеры иду... напара... . Этотпру... богат рыбой. Толя сломал пру... . На тропинке мыуви...ели еле... . Весной пионеры вскопали огоро... . У Тимы есть бра... . К станции по...хо...ил поез... . Бабушка приго...овила вкусныйобе... .

11. Ответьте на вопросы полным предложением. Запишите эти предложения. Подчеркните в словах буквы д, т. Многосложные слова напишите по слогам.

В чем жарят картошку? Где растут фрукты?

На чем растут желуди? Кто долбит клювом кору?

На ком ездят верхом? Сколько дней в неделе?

Где растут овощи? Куда ты записываешь домаш­ние задания?

12. Прочитайте слова. Составьте из них предложения. Запишите.

Идти, Таня, в, и, Даша, театр. Дуть, в, холодный, октябрь, ветры. Падать, листочки, с, последние, деревья. Готовы, утки, к, дальним, перелеты. Ты, красная, соблюдать, строка, должен. Зимой, становится, дни, короче, ночи, а, длиннее. Стадо, телята, два, пасти, пастуха. Созрели, в, плоды, саду. Жить, кроты, земля, под. Белки, любить, желуди, орехи, и.

Дифференциация д - т в связных текстах


Топоры остры до поры.

До поры остры топоры.

Дятел на суку сидит.

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит

Носом в небо угодит.

Топоры стучали до поры.

До поры стучали топоры.

На дворе трава.

На траве дрова.

Не руби дрова

Посреди двора.


2. Диктанты.

Зрительные диктанты.

Проверьте с послоговым подчеркиванием.

Володя шел на пасеку к дедушке. Стало темнеть. Видит Володя что-то под деревом. Он подумал, что это медведь, а это был кустик. Смешно стало Володе.

Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода. Все задернуто сизой дымкой тумана. Все живое ждет, когда же придет матушка-зима.

Слуховые диктанты.

Пишите по слогам с проговариванием слогов.

Трудный день.

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны - хорошо потрудились.

Завод.

Димин брат работает на заводе. Он рабочий. На заводе делают машины. Брат любит свой завод. Он ударник. Дима тоже хочет работать на заводе.

Проверочные диктанты.

Наступила зима. На дворе холодно, стужа. Деревья, крыши домов, дороги - все покрыто снегом. Реки покрылись льдом. Рады ребятишки. Они весело бегут с коньками на лед.

Родник.

День был теплый. Дима и Володя гуляли около дачи. Мальчики подошли к высокому дереву. У дерева они увидели родник. Дима и Володя подошли к роднику. Они наклонились и ладонями пили воду. Вода была холодная, как лед.

В деревне.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки. Дедушка подарил Теме удочку. Тема ходил на пруд и удил рыбу. Рыбу бросал в ведро. Тяжелый труд ловить рыбу?

Творческий диктант.

Составьте и запишите рассказ по опорным словам.

дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые, ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился.

Дифференциация в - ф

1. Прослушайте слова варежки, фартук. Назовите первый звук в этих словах. Охарактеризуйте эти звуки.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции звуки: в, а, ф. у.

3. Соотнесите первый звук в данных словах, поднимите карточку с соответ­ствующей буквой.

Ваня, Фаина, вата, фантик, фасоль, валенки, флаг

4. Образуйте слоги и звукосочетания.

о а а у а е у ё

Дифференциация в - ф в слогах

1. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ва – фа фа – ва фя – вя ве – фе фе - ве

во - фо фо – во фё – вё вю – фю фи - ви

ву - фу фу – ву фе – ве ви – фи ве - фе

вы – фы фы – вы фю – вю вё – фё фя - вя

2. Прослушайте слоги и звуковые сочетания, запишите первую букву каждого слога.

ва, вы, фа, во, фо, фу, вы, ве, фе, фи, ви, вя, фя, вю, фю, фла, вла, флу, фло, влу, вло, флы, влы, вра, фра, фру, вру, вры, фле, вле, вля, фля, фри, фре, флю, влю

3. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

афа, ава, ова, офа, ыва, уфа, ифа, ева, ефа, уфо, уво

4. Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности.

фа – ва – фа фа – ва – ва – фа

ва – фа – ва ва – фа – фа – ва

фу – ву – фу ву – фу – ву – фу

ву – фу – ву фу – ву – фу – ву

5. Прочитайте, запомните и запишите ряды слогов в той же последовательности.

во - фо - фо фо - во - фо - во во – фо – фо – во

фи - ви - фи ву - фу - ву - фу фи – ви – ви – фи

фя - вя - фя фё - вё - фё - вё вы – фы – вы – фы

ве - фе - ве вю - фю - вю - фю фе – ве – ве – фе

6. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну - с буквой в, в дру­гую - с буквой ф.

ва, фа, фу, ве, фе, вы, фы, фю, вю, ву, ви, фи, фё, вё, афа, ава, уфа, ува, офе, ове, еве, ифе, ова, увя, уви, уфи

7. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку (используется материал пре­дыдущего задания).

Дифференциация в - ф в словах

1. Прослушайте слова. Определите наличие звуков в, ф.

О бразец: а) В слове вата - звук в.

б) В слове факел - звук ф.

а) фокус, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, время, флоксы

б) конверты, конфеты, кофта, ковать, кровать, кофе, салфетка

2. Прослушайте слова, запишите слоги с в или ф.

а) вата, Фая, фото, фонарь, вилы, Ваня, ваза, возы, филин, ветер, факел, веер, фокус, веник, Фаня

б) совы, ива, шкафы, ивы, шарфы, софа, софы, сова

в) конфеты, советы, фуфайка, совенок, зафыркал, завыли, раз­веял, лафеты, сарафанчик, рукавичка, шарфики, кофейный

3. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отли­чаются эти слова. Устно составьте предложение с каждым словом.

Феня - Веня, сова - софа, ваза - фаза, влага - фляга

4. Прослушайте слова. Составьте схемы этих слов, надпишите букву в или ф над соответствующим слогом.

фрукты, кровать, овраг, кузовок, воткнуть, вливать, фитиль, фыркать, кафтан, Африка, картофель, фиолетовый, веселый, ва­фельный, фланелевый

5. Рассмотрите и назовите картинки. Разложите их в три столбика: в первый - со звуком в, во второй - со звуком ф, в третий - со звуками в и ф.

Приблизительный перечень картинок, подби­раемых логопедом: фрамуга, соловей, туфли, флоксы, фиал­ки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова, ваза, светофор.

6. Выпишите слева в три колонки: в первую - с буквой в, во вторую - с буквой ф, в третью - с буквами в и ф. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами, выделенные слова объясните.

соловушка,ватрушка, фуражка, лифтер, вывеска,вафельница, кофейник, филин,нафталин, фестиваль, весло, подвода, завернул, суфле, ферма,фруктовый, поспевает, ворон, финик, шарфик,ма­нуфактура , кувыркается, конфетница.

7. Закончите слова, дописав слоги с буквами в, ф.

Образец: шка -фы.

бро - ... клю - ... шка - ... чер - ...

со - ... сли - ... со - ... шар - ...

8. Вставьте в слова пропущенные буквы.

а) ...лакон, ...агон, ...орота, ...торой, ...люс, ...орона, ...оробей, ...орма, ...рукты, ...орточка, ...игура, ...ратарь, ...ильм, ...лот, ...ыркает, ...ото, ...орель, ...етер, ...ихрь, ...ихор

б) ци...ра, про...од, с...ерток, ке...ир, с...екла, сара...ан, ко...ер, ли...тер, сли...а, сли...очный, соло...ей, пер...ый, сал...етка

в) ...ежли...ый, ...рукто...ый, ...ор...ался, ...иолето...ый, ...ланеле...ый, го...орли...ый, ...ар...ор, ...е...раль, ...ести...аль, ...отогра...ия, ...а...ли, ...ыдерги...ает

9. Прослушайте слова. Повторите их по слогам. Определите, в каком слоге слышится звук в или ф. Запишите слова по слогам, подчеркните буквы в, ф разными карандашами. (Логопед диктует слова так, как они пишутся.)

светофор, верблюд, мануфактура, шлифует, шлифовальщик, кофейник, кофеварка, фамилия, алфавит, вывих, фланелевый, фрук­товый, фиолетовый

10. Измените слова так, чтобы после согласных в, ф появился гласный.

Образец: шарф - шарфы, лев - львы.

шкаф - ... бровь - ... лиф - ... рукав - ...

кровь - ... лев - ... шарф - ... ветвь - ...

слив - ... посев - ... ров - ... скиф - ...

11. Допишите недостающую букву. В скобках напишите проверочное слово.

ро..., шка..., ле..., шар..., посе..., кро...ь, вет...ь, бро...ь, морко...ь, хле...

12. Ответьте на вопросы одним словом. Запишите слова-ответы. Определите наличие букв в, ф в словах.

Яблоки, груши, лимоны-это... ?

Капуста, огурцы, свекла, морковь-это... ?

Второй месяц зимы - ... .

Последний месяц зимы - ... .

Сосуд, в котором варят кофе-это... .

Добрая волшебница-это... .

Слова для справок: фея, кофейник, фрукты, овощи, февраль, январь.

13. Разгадайте кроссворд. (См. методическое указание на звуки д - т.)

По вертикали: 1. Праздник молодежи.

По горизонтали: 2. Осветительный прибор на передней части машины. 3. Напиток. 4. Фрукт. 5. Средство передвижения, нахо­дящееся в доме. 6. Мужское имя. 7. Помещение для овец. 8. Фрукт, произрастающий на Кавказе. 9. Геометрическая форма.

Слова для справок: фестиваль, фары, кофе, слива, лифт, Иван, хлев, айва, овал.

Дифференциация в - ф в предложениях

1. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

сова -софа Мы видели в лесу... .

Мама купила новую... .

влага - фляга Весной на полях много... .

У туристов не оказалось... .

2. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами.

а) свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый, фарфоровая, фруктовые, высокая

б) фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор, конфеты

3. Выпишите из предложения словосочетания с буквами в, ф.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На даче мы ели свежие фрукты. На дороге появилась высокая фигура незнакомого мужчины. Фокусник показывал забавные фокусы. Вова не видел финиковое дерево. Свежие овощи и фрукты полезны всем. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На елку ребята повесили разноцветные флажки.

4. Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.

вафельный торт дырявый кафтан деревянные ворота

красивый флажок фарфоровая вазочка родниковая вода

вкусная форель красивый флакон оловянная фляжка

новые туфли фиолетовый свитер финиковое дерево

5. Закончите предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед.)

В нашем доме не работает (лифт). Фая сварила компот из (сливы). Федя осветил дорогу (фонарь). Вера надела фланелевую (кофта). У автомобиля не было одной (фара). Гости пили чай с фруктовыми (конфеты). На всех домах развевались красные (флаги). Вера решила проветрить комнату и открыла (форточка). У нас оборвался телефонный (провод).

6. Вставьте в предложения пропущенные слова. Проверьте согласные в, ф в конце слова.

У дятла длинный... . У... длинная шея. Плотник построил... для овец. У Веры часто болит горло. Бабушка связала ей новый... . Утром Федя пьет чай или... . Федин папа на заводе шлифует детали, он работает... . Надо вовремя переходить дорогу, следует смотреть на... . Ночная птица-... . ... плохо видят днем, зато хорошо видят ночью. Сливы, яблоки, груши-это... . Картофель, свекла, репа - это... . Ночью нашу улицу освещает... . Около лифта дежурит... .

7. Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы...али учебный...ильм. Зимой надо открывать...рамугу. ...аря надела шар... и...арежки. У...анюши мехо...ая шубка. В походе нужны...онари и...ляжки. У...ити но...ая...уражка.

8. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните их.

Парк.

Рядом с нашим домом красивый парк. В парке бьют...онтаны. Около...онтанов ц...етут...иалки и...ысокой стеной растет тра...а. На...етках дере...ьев...есело чирикают...оробьи.

9. Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их. Подчеркните буквы в, ф разными карандашами. Многосложные слова пишите по слогам.

Вопросы: Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороги в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнаты?

10. Составьте предложения по опорным словам.

Форточка, Вера, закрывать. Вова, подвязать, фартук. Ночью, филин, видеть, хорошо. У, ворота, вратарь, стоять. Фаина, пода­рить, Вера Федоровна, фиалки. Вера Федоровна, ставить, в, фиалки, ваза, фарфоровая. Овцы, жить, в, хлев. Варя, фиолетовые, найти, васильки.

Дифференциация в - ф в связных текстах

1. Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

У Фомки в гостях Фимка. Наш Филат не бывает виноват.

Фимка в гостях у Фомки. Не бывает виноват наш Филат.

2. Диктанты.

Зрительный диктант

Проверьте с послоговым подчеркиванием и проговариванием слогов.

Методические указания. Логопед пишет на доске предложение. Дети читают это предложение, затем оно стирается. Учащиеся пишут его по памяти. Аналогично ведется работа с остальными предложениями.

Наш огород.

В нашем огороде растут свекла, морковь и фасоль. Сорная трава мешает расти овощам. Мы вырываем сорную траву. У нас растут хорошие овощи. Всю осень мы будем есть овощи, выращенные в нашем огороде.

На ферме.

Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и красивые забавные телята. Варя кормит коров и телят. С фермы молоко от­правляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и де­вочки.

Слово для объяснения: копнят.

Слуховые диктанты

Пишите по слогам, слоги проговаривайте.

В школьном буфете продавали вафли. Положи в портфель пенал, букварь и тетради. В комнате - стол, кровать, диван и софа. Карто­фель, морковка, фасоль - овощи. Вера нарисовала льва и жирафа. Февраль - зимний месяц. В алфавите тридцать три буквы. Вьются флаги у ворот.

Мама купила два метра фланели. Из фланели она сшила Вале кофту. Вале понравилась фланелевая кофта. Она вешала кофту в шкаф. Бабушка связала внучке фуфайку. Валя ходит в новой фуфайке на каток.

Проверочные диктанты

Около школы красивые фонтаны. Около фонтанов цвели левкои и флоксы. За школой фруктовый сад. Осенью мы снимем спелые фрукты. В нашей столовой всегда есть свежие фрукты, которые мы сами выращиваем.

Птичка.

Ваня и Фая услышали стук. Это птичка стучала в окно своим клю­вом. Ваня открыл форточку и впустил птичку в комнату. Птичка влетела. Всю зиму дети ухаживали за птичкой. Наступила весна. Ваня открыл форточку и выпустил птичку на волю.

Составьте и запишите рассказы по опорным словам.

Федя - футболист.

Федя, футбол, воля, футболист, волейбол, забивает, свитер, во­рота, надевает.

Вера, физкультура, вывихнула, волейбол, левый плечевой сустав, врач, навещали, Федя, Варя, финики, фрукты, вафли, поправилась.

Изложение

Прослушайте рассказ. Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Со­ставьте план к рассказу.

Методические указания. Логопед записывает составленный план на доске, выписывает трудные слова и словосочетания: Великая Отечественная война, Псковщи­на, фашистский патруль, день освобождения, спрятанный, сельсовет, имена и фамилии детей. После того как ученики напишут изложение, предложить проверить его друг у друга, ошибки подчеркнуть простым карандашом.

Четверо отважных.

Шла Великая Отечественная война. Фашисты захватили Псков­щину. Они издевались над всем, что было дорого советским людям.

Пионеры Федя Иванов, Ваня Пикалёв, Вера Федосеева и Володя Фролов решили спасти от врагов бюст В. И. Ленина. Бюст стоял в колхозном клубе. Ребята пробрались в клуб. Они бережно за­вернули бюст в куртки. Под носом фашистского патруля выпрыгнули в окно и выбрались из поселка. Бюст спрятали в надежном месте. Когда прогнали фашистов, отважные пионеры вытащили бюст из тайника.

Сейчас бюст В. И. Ленина снова стоит в помещении сельсовета.

Дифференциация г - к

Конспект занятия

Тема. Различение звуков и букв г - к.

Цель. Научить учащихся различать звуки и буквы г - к в слогах.

Оборудование. Плакаты, схемы, буквы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на две группы: «гуси» и «куры». Логопед дает сигнал: «Гуси». Учащиеся-«гуси» подают голос и садятся во второй ряд. По сигналу: «Куры» - учащиеся-«куры» садятся в первый ряд.

II. Знакомство с темой.

Логопед выясняет у учащихся, догадались ли они, с какими звуками будем сегодня работать.

Учащиеся. Со звуками г и к.

III. Выделение звуков г, к из слов.

Логопед читает стихотворение С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

Пишет Мишка-Михаил: Мишкин дайте в них портрет!

«Дед Герасим гол забил». Писал диктовку в школе,

Все читают, восклицают А думал о футболе.

Ай да старый, гол забил! Оттого-то кол

Дать во все газеты Превратился в гол,

Дедовы портреты! И за этот гол

Нет,- сказал сердито дед,- Получил он кол.

Вопросы: В чем заключалась ошибка Мишки?

Какие два значения имеет слово кол?

Логопед. Назовите первые звуки в словах кол, гол. Что об­щего в этих звуках? (Звуки г, к - согласные.) Чем отличаются эти звуки? (Звук г - звонкий, к - глухой.)

IV. Выделение звуков г, к из слогов.

а а а а а а

о о о о о о

г у к у у к у у г у

ы ы ы ы ы ы

и и и и и и

Задание 1. Прослушайте слоги, запишите начальную букву каждого слога. (Логопед диктует слоги, учащиеся записывают буквы в тетради.)

ка, гу, гы, ки, ги, ко, го, кё, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, крё, грё

Задание 2. Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные. (Работа выполняется аналогично предыдущей.)

око, ого, ука, уки, оги, ака, ага, уго, уко, оки, оги

Задание 3. Прослушайте и запомните ряды слогов, повторите их в той же последовательности.

га – ка – га ка – га – ка го – ко – го ко – го – ко ку – гу – ку

Задание 4. Запищите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую - с буквой г, во вторую - с буквой к.

гы, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еги

Скажите, сколько слогов со звонкой согласной и сколько с глухой. Сколько звукосочетаний со звонкой и сколько с глухой согласной?

V. Итог занятия. Логопед. Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №6»

Тальменского района Алтайского края

Районный конкурс «Инновационный проект»

Предмет: логопедия

Проект группового логопедического занятия

«Дифференциация [Д]- [Т]»

2 класс

Технология: здоровьесберегающая

Номинация: коррекционно-развивающее обучение

Подготовила: учитель-логопед

Назаренко Татьяна Викторовна

Тальменка-2014г

Пояснительная записка

Различные виды нарушений письменной речи явление в школе нередкое, поэтому коррекция дисграфии остаётся очень актуальной. Дисграфические ошибки – это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка. Причинами нарушений могут быть недоразвитие фонематического слуха (затруднения в различении по звучанию и произношению звуков), приводящее к смещению букв в словах. Нарушение языкового анализа и синтеза(умения делить текст на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки \ буквы) приводящее: к неправильной постановке точек в предложениях, написанию первых слов предложений с маленькой буквы, к слитному написанию нескольких слов или к разделительному написанию частей одного слова, нарушению последовательности написания букв в слове, их пропускам, вставкам, заменам. Предложенное занятие рассчитано на учащихся логопедической группы 2 класса с нарушением чтения и письма обусловленным НВОНР. Оно направлено на формирование умений дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. На занятии используются самооценка каждого задания, при помощи фишек разных цветов учащиеся оценивают свои успехи по данной теме. Красная фишка - справился с заданием, жёлтая- испытывал затруднения, зелёная – не смог выполнить задание.

Предложенное занятие соответствует ныне действующим образовательным программам, поэтому при подготовке к занятию может использоваться учителем - логопедом на занятии. Проведя рефлексию в конце занятия, вижу необходимость проведения таких занятий, так как данная форма повышает интерес к занятию и учащиеся лучше усваивают данную тему.

Цель: Создать условия для установления учащимися различия по звонкости – глухости, обучению успешно дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах в предложении на слух и правильно обозначать их на письме. Уточнение артикуляции звуков.

Задачи:

Обучающие:

    Формировать положительную учебную мотивацию.

    Формировать умение дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую моторику.

    Работать над развитием артикуляционной моторики;

    Расширить словарный запас;

    Развивать фонематическое восприятие, навыков самоконтроля;

Воспитательные:

    Воспитывать желание говорить правильно и красиво;

    Воспитывать интерес к занятиям.

Дидактические средства:

Картинки, название которых содержат [Д], [Т]. Буквы «Д» и «Т» по числу учащихся. Индивидуальные зеркала, мячи, слоговая таблица,

интерактивная доска .

Формируемые УУД:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, формировать умение контролировать, корректировать свои действия.

Познавательные : относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные: учить оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных речевых ситуаций, взаимодействовать в группе.

Планируемые результаты занятия:

    Предметные: Учащиеся будут уметь различать звуки [Д], [Т], по звонкости – глухости. Дифференцировать звуки [Д], [Т], изолированно, в слогах, словах, в предложении.

    Метапредметные: Учащихся смогут правильно воспринимать и удерживать информацию на слух, выполнять действия по словесной инструкции.

    Личностные: Учащиеся будут уметь оценивать себя.

Этапы занятия

2. Организационно-подготовительный этап.

2.1.Упражнение для развития мелкой моторики (использование мячики)

2.2. Артикуляционная гимнастика

    Основная часть занятия

3.1.Дифференциация звуков [Д], [Т].

3.2.Дифференциация звуков [Д], [Т] в слогах

3.3.Дифференциация звуков [Д], [Т] в словах

Физкультминутка

(речь с движением)

3.4.Дифференциация звуков [Д], [Т] в предложении

4. Рефлексия

5.Итог занятия

Названия дня недели, дата занятия. Припоминание месяцев года( I - XII ), дней недели. -Сядет тот, кто назовет месяцы, дни недели, со звуками [Д], [Т],

Вышли пальчики гулять, стали в мячики играть:

-Здравствуй указательный пальчик!

-Здравствуй большой пальчик!

-Здравствуй средний пальчик!

-Здравствуй большой пальчик!

-Здравствуй безымянный пальчик!

-Здравствуй большой пальчик!

-Здравствуй мизинчик!

-Здравствуй большой пальчик!

А теперь в футбол играть стали пальцы мячик звать.

Надо с солнышком сыграть, мячик будем вверх кидать!

А теперь туда - сюда гладим мячик вот дела!

Оцените себя!

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

«Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

«Часики» «Маятник»

Друг за другом, друг за другом,
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.

Маятник туда, сюда,
Делает вот так: «Раз – два»

Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Качели»

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

« Накажи непослушный язычок»

Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Киска сердится»

Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко -
Поцарапать может киска!

«Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой - Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, Чтоб она пришла скорее.

«Барабанщик»

В руки барабан возьмем,
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.

( Выделение дифференцирующих согласных из слогов)

Какое слово лишнее? Почему?

Девочка, доктор, тачка , дочка.

(Сообщение темы занятия)

Дифференциация [Д], [Т],

Сравнение [Д], [Т], по артикуляции. Логопед показывает учащимся портреты звуков [Д] и [Т]. Ребята давайте сопоставим звуки с их графическим изображением.

Д

Т

1)Игра «Поймай звук» [Д], [Н] [Р], [Т] [М], [Д] [С], [В] [Т], [К] [Д], [Т] Давайте теперь откроем тетради, запишем буквы, чередуя «д» и «т», в строчку с проговариванием. Оцените себя!

2)Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись». Да-та-да, то-до-ты Ду-ду-ту, ты-ты-ды Тла-дла Тмо-дмо Тву-дву Тры-дры Ребята, повторите за мной слоговой ряд: да-та-да, та-да-та, да-да-та. А теперь записываем слоговой ряд да-та-да, та-да-та, да-да-та в тетрадь с последующим чтением. Оцените себя!

Ребята, обратите внимание на доску, я предлагаю вам вставить в слова буквы «д» и «т»

А теперь самостоятельно попробуйте сами вставить буквы обозначающие звуки [Д] и [Д], [Т] и [Т] и записать слова в тетрадь. Проверим, справились ли вы с заданием. Оцените себя!

Шла Ма т рёна с огоро д а.

По д кус т ом нашла У д о д а.

А у д о д ей: « Д у- д у- д у!

Я т обою не пой д у!

К бабе Т оне убегу,

Д аст она мне т ворогу!»

Ребята пока мы отдыхали наши буквы Д и Т всё перепутали. Давайте восстановим правильность написания слов. Прочитайте . Что получилось?

А теперь по памяти восстановите текс по сюжетным картинкам

Что мне понравилось? Где мне было легко? Где было трудно? Над чем надо поработать?

Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии? Чем они похожи и чем отличаются?

Учащиеся называют, месяцы, дни недели, например: мар т , д екабрь, поне д ельник, в т орник,
Учащиеся перебирают пальцами мячик, сопровождая словами.

Перекатывают мячик по столу от руки к руке.
Подкидывают мячик вверх.
Катать мячик по внешней и внутренней ладони.
Дети выбирают фишки согласно своей самооценке .

Выполняют упражнения.

Ответы учащихся.

Учащиеся смотрят в индивидуальные зеркала, произносят звуки [Д], [Т]

Хлопают на звуки [Д], [Т]

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Дети повторяют слоги с наглядной опорой Повторяют без наглядной опоры:
Читают слоги по слоговой таблице

Учащиеся выполняют в тетради задание логопеда
Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся по желанию выходят к доске.

Учащиеся выполняют в тетради задание логопеда.

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке
Учащиеся выполняют движения и проговаривают вместе с логопедом.

Ответ детей - текст

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Учащиеся выбирают фишки согласно своей самооценке

Раскладывают фишки и отвечают на вопросы.

Ответы детей

Регулятивные УУД: принять цель выполнения действий планировать совместную деятельность.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: владеть рядом артикуляционных упражнений. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешного выполнения упражнений.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений.

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий

Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: понять цель выполнения действий Познавательные УУД: фиксирование индивидуального затруднения выполнения упражнений

Коммуникативные УУД: формировать своё мнение и позицию. Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть грамматическим строем речи. Познавательные УУД: Проводить сравнение, устанавливать причинно-следственную связь в изучаемом круге явлений. Строить суждения об объекте, его строении, свойствах и связи. Коммуникативные УУД: умение точно и правильно выполнять задания логопеда. Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Использованная литература.

    Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.

    Кукушина В.С. «Логопедия в школе» под редакцией В.С. Кукушина - издательский центр «МарТ» Ростов-на-Дону 2010

    Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.

    Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80с

    Коррекция письменной речи 1-4 класс Н.П. Мещерикова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева Волгоград издание 2009г.

  1. Гродилова В.И., М.З. Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения»\пособие для занятий с детьми младшего школьного возраста - КАРО Санкт-Петербург 2008год

    Диск «Интерактивные речевые игры» ФГОС, «ТРЕНАЖЕР ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ»